Марья Троекурова и Владимир Дубровский. Художник Д. Шмаринов
Марья Троекурова и
Владимир Дубровский.
Художник Д. Шмаринов
Марья Кирилловна Троекурова является одной из центральных героинь знаменитого романа "Дубровский" Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маши Троекуровой в романе "Дубровский": описание внешности и характера героини.

Смотрите: 
Все материалы по роману "Дубровский"




Характеристика Маши Троекуровой в романе "Дубровский" Пушкина


Марья Кирилловная Троекурова является дочерью богатого помещика Кирилы Троекурова.

Возраст Маши Троекуровой — 17 лет:
"...ей было семнадцать лет..." (том 1 глава VIII)
17-летняя Маша является красивой, стройной девушкой:
"...красота ее была в полном цвете..." (том 1 глава VIII)
"Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд..." (том 2 глава IX)
"...старый волокита был поражен ее красотой..." (о Верейском и Маше, том 2 глава XIII)
"– Обещаюсь, – прошептала бедная красавица." (автор о Маше, том 2 глава XII)
"Он тихо обнял стройный ее стан...(Дубровский и Маша, том 2 глава XV)
Героиня рано осталась без матери. Мать умерла вскоре после ее рождения:
"...оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку..." (об отце Маши, том 1 глава I)
В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка, мадемуазель (мамзель) Мими:
"Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими..." (том 1 глава VIII)
Маша всю жизнь живет в деревне, "в глазах родителя" (в отличие от Владимира Дубровского, который воспитывался в Петербурге):
"Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя..." (том 1 глава I)
Девушка выросла в уединении, у нее нет подруг, так как в гостях у Троекуровых обычно бывают только мужчины, приятели самого Кирилы Петровича. Женщины же редко приезжают в гости к Троекуровым: 
"Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу..." (том 1 глава VIII)
Марья Кириловна не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец, и редко участвует в них:
"Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича..." (том 1 глава VIII)
На досуге девушка любит читать книги, заниматься музыкой и гулять:
"...чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки..." (том 2 глава XII)
"Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение..." (том 1 глава VIII)
Судя по всему, она особенно любит читать романы:
"...Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах..." (том 1 глава VIII)
Также на досуге она вышивает на пяльцах: 
"Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком... <...> Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко..." (том 2 глава XIV)
Маша хорошо говорит по-французски, как все образованные дворянки. В отличие от Маши ее отец не владеет французским языком:
"...Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком..." (Маша переводит отцу с французского на русский, когда необходимо, том 1 глава VIII)




Маша Троекурова обладает прекрасным голосом и большими музыкальными способностями:
"...Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки..." (том 1 глава VIII)
"Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот..." (том 2 глава XII)
Героиня очень привязана к своему отцу, но при этом Кирила Петрович никогда не может добиться ее доверенности:
"Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности..." (том 1 глава VIII)
Она привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли, так как она никогда не может предугадать его реакцию:
"Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты..." (о Маше и ее отце, том 1 глава VIII) 
Маша, как и ее отец Кирила Троекуров, делит людей на сословия и считает домашних учителей (как например, учитель Дефорж) людьми низшего сословия:
"...воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового..." (том 1 глава VIII)

У Маши есть 10-летний единокровный брат Саша, который появился на свет в результате отношений господина Троекурова и гувернантки, мадемуазель Мими:

"...черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном..." (о Саше, том 1 глава VIII)


Маша Троекурова и Владимир Дубровский


Маша Троекурова с детства знакома с главным героем романа Владимиром Дубровским, который является ее соседом по имению:
"...на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей..." (том 1 глава III)
Однажды господин Троекуров нанимает в дом домашнего учителя Дефоржа, который обучает разным наукам юного Сашу Троекурова. 17-летняя Маша влюбляется в Дефоржа, хотя и понимает, что не сможет стать его женой из-за разницы в их социальном положении. Спустя три недели Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским:
"...Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь..." (о Маше и Дефорже-Дубровском, том 1 глава VIII)
"Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза..." (о влюбленной Маше, том 2 глава XII)
Владимир рассказывает Марье свою историю о том, как ранее он хотел отомстить ее отцу, господину Троекурову, за то зло, которое тот причинил ему. Однако, увидев однажды Машу в саду, "как небесное видение", Дубровский влюбился в нее, простил ее отца и отказался от мести. Чтобы быть ближе к ней, молодой человек поселился в ее доме под видом учителя Дефоржа:
"Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства." (Дубровский о своих планах отомстить, том 2 глава XII)

По словам Дубровского, эти три недели рядом с Машей были для него днями счастья. Теперь же он вынужден покинуть дом Троекуровых, чтобы его не поймали: 

"Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни..." (Дубровский о себе и Маше, том 2 глава XII)

Дубровский признается Маше в любви и просит ее обращаться к нему за помощью, если будет необходимо:

"Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любит..." (Дубровский о себе, том 2 глава XII)

"...если когда нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего – для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?" (Дубровский — Маше, том 2 глава XII)

Тем временем отец Маши, господин Троекуров, решает выдать дочь замуж за старого богатого князя Верейского. Этот брак пугает бедную девушку. Она надеется, что Владимир Дубровский спасет ее от ненавистного брака со стариком Верейским. Марья даже готова стать женой разбойника Дубровского, только чтобы не выходить замуж за старика:

"Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным." (том 2 глава XVI)
"Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»." (том 2 глава XIV) 
"Папенька, – закричала она жалобным голосом, – папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою..." (том 2 глава XVI)
Марья пытается сообщить Дубровскому о том, что отец хочет срочно сыграть ее свадьбу с Верейским. Несчастная Маша до последнего надеется, что вот-вот появится Дубровский и спасет ее, но этого не происходит, так как молодой человек узнает об их свадьбе с опозданием. В результате господину Троекурову удается насильно выдать дочь замуж за Верейского. Бедная Маша понимает, что ее жизнь теперь навсегда связана с нелюбимым мужчиной:
"Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова. 
Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность." (венчание Маши и Верейского, том 2 глава XVIII)
По пути из церкви молодожены сталкиваются на дороге с Дубровским и его бандой. Владимир предлагает Марье оставить нелюбимого мужа, несмотря на то что она уже обвенчана с ним, и бежать с ним. Однако Марья предпочитает остаться с Верейским, так как теперь он ее муж. Девушка просит Дубровского отпустить ее и ее мужа. Несчастный Владимир тяжело переживает этот удар. После этого случая он прекращает разбойничать и, судя по всему, уезжает за границу:
"– Вы свободны, – продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине. 
– Нет, – отвечала она. – Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского. 
– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться 
Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостию, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас. 
Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы." (том 2 глава XVIII)

Это был цитатный образ и характеристика Марьи Троекуровой в романе "Дубровский" Пушкина: описание внешности и характера героини, ее отношений с Владимиром Дубровским и князем Верейским.

Смотрите: Все материалы по роману "Дубровский"