Чацкий. Иллюстрация Н. Кузьмина |
Характеристика Александра Чацкого в комедии "Горе от ума"
"...Александр Андреевич Чацкий..." (цитата из списка действующих лиц)Чацкий является дворянином и помещиком. По словам господина Фамусова, у Чацкого есть 400 крепостных крестьян. По мнению Хлестовой, у него 300 крепостных:
"Хлёстова: ...имел душ сотни три.
Фамусов: Четыре." (действие III явление 21)Он является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне:
"Потом, подумайте, член А́нглийского клуба..." (Чацкий о себе, действие III явление 2)Чацкий — холостой мужчина:
"Княгиня: И хо-ло-стой?
Наталья Дмитриевна: Да, не женат." (действие III явление 7)Герой является сиротой, одиноким человеком. Мать и отец Чацкого умерли, когда тот был ребенком. Известно, что отец героя был другом Фамусова:
"Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок..." (слова Фамусова, действие II явление 5)После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова и с детства дружил с его дочерью — Софией Фамусовой. Повзрослев, молодой человек стал жить отдельно:
"Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом..." (София о Чацком, действие I явление 5)
"Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала..." (Хлестова о Софии, действие III явление 10)
"Остёр, умён, красноречив..." (София о Чацком, действие I явление 5)
"Жаль, очень жаль, он малый с головой
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом..." (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)Он является красноречивым человеком, по словам Софии и господина Фамусова:
"...умен, красноречив..." (София о Чацком, действие I явление 5)
"Что говорит! и говорит, как пишет!.." (Фамусов о нем, действие II явление 2)
"Кто так чувствителен, и весел, и остёр,
Как Александр Андреич Чацкий!" (Лиза о Чацком, действие I явление 5)
"Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?.." (Чацкий о себе, действие I явление 7)
"Не человек, змея!.." (София о Чацком, действие I явление 7)Он является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:
"Что помнится? Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех." (София о нем, действие I явление 5)
"На смех, того гляди, подымет Чацкий вас..." (Лиза предупреждает Молчалина, действие II явление 11)
"Заметно, что вы желчь на всех излить готовы..." (София о Чацком, действие III явление 1)
"Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет!.." (Софья о Чацком, действие III явление 1)
"А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить..." (Софья о Чацком, действие III явление 14)Судя по всему, Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне:
"Да! грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна..." (Софья о нем, действие III явление 1)По словам Софьи, Чацкий невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей:
"Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык?
В презреньи к людям так нескрыту?" (Софья о нем, действие III явление 1)Чацкий является гордым человеком, "гордецом", по мнению Фамусова:
"Вот то-то, все вы гордецы!.." (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)По словам Фамусова, Чацкий является франтом, мотом и сорванцом:
"...этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом..." (Фамусов о Чацком, действие I явление 10)Александр Чацкий — свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, "проповедующий вольность". Фамусов за это называет его "карбонарием", "якобинцем", "опасным человеком". Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:
"Он вольность хочет проповедать!.." (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
"Да он властей не признает!.." (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
"Ах! боже мой! он карбонари*!.." (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
(*карбонарий — то есть революционер)
"Опасный человек!.." (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
"Я думаю, он просто якобинец*..." (княгиня Тугоуховская о Чацком, действие IV явление 7)
(*якобинец — то есть вольнодумец)Чацкий является независимым человеком. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин:
"Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий: Зачем же надобно?.." (действие III явление 3)Чацкий бросил военную службу, а также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:
"Княгиня. От-став-ной?
Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился." (действие III явление 7)
Он нигде не служит, потому что не хочет "прислуживаться" и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:
"Служить бы рад, прислуживаться тошно..." (действие II явление 2)
По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:
"Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным..." (мнение Чацкого о себе,действие II явление 5)
"К чему обманывать себя мне самого?.." (слова Чацкого, действие IV явление 10)
"Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!" (Чацкий — Софье, действие IV явление 14)
"Раз в жизни притворюсь..." (Чацкий о себе, действие III явление 1)Александр Чацкий — чувствительный человек:
"Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!.." (Лиза о Чацком, действие I явление 5)Он является страстным, пылким человеком, по его собственным словам:
"Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?" (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)У него есть собственное мнение обо всем в отличие от Молчалина. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:
"Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?" (слова Чацкого, йствие III явление 3)
"Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых..." (действие III явление 3)
"Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев." (слова Чацкого, действие III явление 22)
"Чтоб умный, бодрый наш народ..." (действие III явление 22)В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:
"Безумным вы меня прославили всем хором..." (слова Чацкого, действие IV явление 14)Александр Чацкий не любит "людскую толпу" и московское фамусовское общество.
"И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой..." (действие III явление 22)
В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет "странствий по свету". Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, "как с облаков":
"Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг, как с облаков." (Фамусов о Чацком, действие I явление 9)
"Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?" (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
"Охота странствовать напала на него..." (Софья о Чацком, действие I явление 5)
Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:
"...Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!" (Чацкий о своей любви, действие IV явление 14)Однако Софья за эти годы успела забыть о Чацком и увлеклась Молчалиным, который служит у ее отца:
"И всё-таки я вас без памяти люблю..." (действие I явление 7)Узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий разочаровывается в ней. Ему обидно, что он спешил и летел к Софье, а получил такую "награду". Чацкому неприятно, что возлюбленная предпочла ему посредственного Молчалина:
"Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?" (Чацкий о своем разочаровании, действие IV явление 14)
"Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету..." (действие IV явление 14)
Критика о Чацком в комедии "Горе от ума"
А. С. Пушкин о Чацком:
"Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен..." (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)
"В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб..." (А. С. Пушкин — А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.)
П. А. Вяземский о Чацком:
"Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. <...> Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <...>
Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми. <...>
Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека. <...>
И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду.
Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. <...> В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального..." (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
Н. И. Надеждин о Чацком:
"Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии.
Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых..." (Н. И. Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.)
Е. Цимбаева о Чацком:
"Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы. <...>
Он вступил в кавалерию... <...> Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь»... <...> Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов. <...>
Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину... или Гончарову... <...>
Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным... ...Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. <...> Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом. <...>
Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. <...> Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят." (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл "Горя от ума"?» (Cемь не школьных сочинений), журнал "Наука и жизнь", №4, 2013)
Грибоедов о своем персонаже Чацком:
"...девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не по тому, чтобы ум у нас, грешных, был слишком обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека), и этот человек разумеется в противурёчии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел и это порок... Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить... Не терпит подлости... Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков."
(А. С. Грибоедов, статья "Ответ Катенину по поводу «Горя от ума»")
Смотрите: Все материалы по комедии "Горе от ума"
4 Комментарии