Гринев и Марья Миронова. Художник С. Герасимов |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Петра Гринева в романе "Капитанская дочка": описание внешности и характера, воспитания и родителей героя и т.д.
Смотрите:
- Все материалы по "Капитанской дочке"
Образ и характеристика Петра Гринева в романе "Капитанская дочка"
"...у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на свете богатые люди!.." (Василиса Егоровна, глава III)
"Я природный дворянин..." (глава VIII)Полное имя героя — Петр Андреевич Гринев:
"...потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне." (глава XIV)Возраст Петра Гринева — 16 лет:
"Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась..." (в 16 лет он отправляется на службу в Оренбург, глава I)
"Ты видишь, что дитя еще не смыслит..." (слуга Савельич о своем хозяине Петре Гриневе, глава II)О внешности Петра Гринева известно очень мало. Дело в том, что повествование в романе ведется от имени самого Петра Гринева и сам он не описывает свою внешность:
"Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу..." (глава I)
"Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги..." (глава IV)
"В то время воспитывались мы не по‑нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре... <...> и хотя по контракту обязан он был учить меня по‑французски, по‑немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое‑как болтать по‑русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом..." (глава I)
"...для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей ... Тем и кончилось мое воспитание.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет..." (глава I)Как и многие дворяне той эпохи, Петр Гринев еще до рождения был записан в престижный Семеновский полк в Петербурге:
"Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника..." (глава I)
"Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной..." (Гринев о себе, глава I)
"Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала..." (глава IV)
"...прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге..." (глава XIV)
Петр Гринев является добрым, отзывчивым, незлопамятным человеком:
"...вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь..." (Маша Миронова о Гриневе)
"Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина..." (Гринев о себе, глава V)
"Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную..." (глава V)Судя по всему, он является хорошим офицером. По словам его слуги Савельича, начальники довольны тем, как Петр служит:
"Командиры, слышно, им довольны..." (Савельич о Гриневе, глава V)
Петр является сильным и смелым человеком, по его собственным словам:
"...Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее..." (глава IV)Петр Гринев — упрямый человек. Он остается при своих намерениях несмотря ни на что:
"Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении." (Гринев о себе, глава IV)
"...видя мое упрямство, оставила меня в покое..." (Гринев о себе, глава V)
"Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку..." (Савельич просит упрямого Петра поцеловать ручку Пугачева, глава VII)Он явлется гордым человеком. Он не позволяет унижать себя, даже когда на кону стоит его жизнь:
"...«Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению..." (Гринев отказывается целовать руку Пугачева)Петр — совестливый человек. Ему бывает стыдно за свои поступки, он способен признать свою вину:
"С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска..." (Гринев о себе, глава I)
"Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу»..." (Гринев о себе, глава I)
"Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват..." (Гринев — Савельевичу, глава II)Он является человеком чести. Ему знакомо такое понятие, как долг чести. Так, в разговоре с Пугачевым он просит не требовать от него чего-то, что противоречит его чести и совести:
"Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести..." (Гринев — Пугачеву, глава XII)
"...долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы..." (Гринев о себе, глава XIII)
"Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения..." (Гринев о себе, глава II)
"В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника." (Гринев о себе и Швабрине, глава V)
"Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону..." (Гринев о своем враге Швабрине, глава XII)
"Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами..." (Гринев о себе, глава IX)
"Мы вспомнили и прежнее счастливое время… Оба мы плакали..." (Гринев о себе и Маше, глава XII)
"...решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным..." (Гринев о себе, глава XIV)
"...обвинения, тяготеющие на мне, я надеюсь их рассеять чистосердечным объяснением истины..." (Гринев о себе, глава XIV)
"Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке..." (Гринев о своих переживаниях по поводу того, что отец будет против их брака, глава V)
"Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин..." (глава IV)
"Тут он остановился и стал набивать свою трубку. Самолюбие мое торжествовало..." (Гринев о себе, глава X)
"С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия." (глава VII)
"Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам." (глава II)
"У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать..." (Гринев о себе, глава IV)Он увлекается литературой и сочиняет стихи:
"Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен... <...> вынул я из кармана свою тетрадку и прочел ему следующие стишки..." (глава IV)
"У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов..." (глава IV)Он умеет хорошо фехтовать (сражаться на шпагах):
"...и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника..." (глава IV)
"...проклятый мусье всему виноват: он научил тебя тыкаться железными вертелами да притопывать, как будто тыканием да топанием убережешься от злого человека!.." (учитель Бопре научил Гринева фехтовать, глава V)
"...к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель..." (глава I)
"Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем..." (Гринев о себе, глава VIII)
"Теперь понимаю: ты, видно, в Марью Ивановну влюблен. О, дело другое! Бедный малый!.." (генерал о Гриневе, глава X)
"...«Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить»..." (Гринев о своей любви, глава XII)
Петр Гринев и Пугачев
"Я рассказал, как началось мое знакомство с Пугачевым в степи, во время бурана..." (глава XIV)
"...вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп..." (Гринев дарит свой тулуп, глава II)
"Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»." (глава II)
"Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп)." (казак вручает Гриневу лошадь и тулуп от Пугачева, глава IX)
Вскоре Маша сообщает в письме Гриневу, что подлец Швабрин собирается насильно жениться на ней. Гринев приходит в бешенство и решает любой ценой вернуться в Белогорскую крепость. Он рискует жизнью и карьерой, идя на этот шаг. По дороге его перехватывают разбойники и приводят к своему главарю Пугачеву. Тот радушно принимает старого приятеля. Узнав о проделках Швабрина, Пугачев лично едет в Белогорскую крепость и отчитывает подлеца.
После этого самозванец великодушно отпускает Гринева и Машу на волю. Гринев отправляет Машу к своим родителям в имение, а сам пока остается служить в Оренбурге:
"Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Тут он оборотился к Швабрину и велел выдать мне пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему." (Пугачев отпускает влюбленных, глава XII)
"Это дочь покойного капитана Миронова. Я вывез ее из плена и теперь провожаю до деревни батюшкиной, где и оставлю ее." (Гринев о Маше, глава XIII)
Петр Гринев признается сам себе, что испытывает теплые чувства к разбойнику Пугачеву, несмотря на все то зло, которое тот причинил другим людям:
"Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать все, чем исполнено было мое сердце.
Мы расстались дружески." (Гринев о своих чувствах, глава XII)
Вскоре Петра Гринева арестовывают за дружескую связь с бунтавщиком Пугачевым. Молодому человеку грозит казнь или пожизненная ссылка. Тогда Маша Миронова едет в Петербург и добивается того, что императрица Екатерина II жалует Гринева и дарует ему свободу:
"Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха" (глава XIV)
"Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению..." (о Гриневе, глава XIV)
После этого Гринев, судя по всему, присутствует на казни разбойника Пугачева; самозванец узнает его в толпе и кивает ему:
"...он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою..." (глава XIV)
Вскоре Петр Гринев и Маша женятся, у них появляются дети:
"Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии." (глава XIV)
Смотрите:
15 Комментарии
Конечно, самый лучший источник материала для сочинений - это полный(!) текст произведения, но не всегда удобно и быстро можно им воспользоваться, поэтому за задумку ресурса спасибо.
Всегда, когда надо написать характеристику, захожу на ваш сайт, ведь здесь очень хорошо и понятно все написано, и очень хорошо что нам задают писать без примеров, цитат, но спасибо за указание где это написано!
Огромное вам спасибо!
Почему тут капитанская дочка называется романом?
Кроме того, по наполнению это не очень похоже на повесть. Если сравнить определения повести и романа, можно убедиться, что это все же больше роман, чем повесть.
Мы опираемся на официальные издания, как например "Собрания сочинений Пушкина". Там это произведение именуют романом.
Вот цитаты из "Собрания сочинений Пушкина", том 6, 1950 г.:
"Роман был задуман в январе 1833 г."
"Роман впервые опубликован в «Современнике», 1836..."