Поп и мужики. Иллюстрация В. Нагаева |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика попа в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание жизни героя в цитатах.
Характеристика попа в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
Главные герои поэмы, семеро крестьян, встречают на своем пути попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Священник рассказывает мужикам о своей нелегкой жизни.
Поп (священник) служит в сельской церкви: "...Навстречу едет поп..."
"...Священник поднял голову..."
Поп руководит большим приходом, то есть храмом, куда приходят местные жители:
"...Приход у нас большой..."
О внешности героя почти ничего не известно:
"...поп широкой шляпою / В лицо себе помахивал..."
"...Сняв шляпу, пастырь крестится..."
"...Лицо попово строгое / Явилось на бугре…"
У него трудная, неспокойная жизнь:
"...Дороги наши трудные..."
"...Теперь подумайте. / Каков попу покой?.."
Поп вынужден приходить к людям в любое время суток и в любую погоду. Священника зовут в самых разных ситуациях (смерть, рождение ребенка, венчание и т.д.):
"...В жнитво и в сенокос, / В глухую ночь осеннюю, / Зимой, в морозы лютые, / И в половодье вешнее — / Иди куда зовут!.."
У него болит душа за людей, которым он помогает:
"...Идешь безотговорочно. / И пусть бы только косточки / Ломалися одни, — / Нет! всякий раз намается, / Переболит душа..."
Поп не остается равнодушным к страданиям своих прихожан. Он каждый раз переживает, когда видит умирающего человека или сироту:
"...Не верьте, православные, / Привычке есть предел: / Нет сердца, выносящего / Без некоего трепета / Предсмертное хрипение, / Надгробное рыдание, / Сиротскую печаль!.."
Поп поддерживает своих прихожан, как может:
"...Напутствуешь усопшего / И поддержать в оставшихся / По мере сил стараешься / Дух бодр!.."
Поп не получает должного почета и уважения от крестьян. Он жалуется на то, что крестьяне в целом относятся к священникам пренебрежительно:
"...Теперь посмотрим, братия, / Каков попу почет?.."
"...Скажите, православные, / Кого вы называете / Породой жеребячьею?.."
Поп особенно сочувствует крестьянам, которые теряют кормильца:
"...Случается, к недужному / Придешь: не умирающий, / Страшна семья крестьянская / В тот час, как ей приходится / Кормильца потерять!.."
"...Напутствуешь усопшего / И поддержать в оставшихся / По мере сил стараешься / Дух бодр!.."
Поп не получает должного почета и уважения от крестьян. Он жалуется на то, что крестьяне в целом относятся к священникам пренебрежительно:
"...Теперь посмотрим, братия, / Каков попу почет?.."
"...Скажите, православные, / Кого вы называете / Породой жеребячьею?.."
Поп знает примету о том, что встретить пoпа – это якобы дурной знак. Попу обидно, что люди так относятся к священникам:
"...С кем встречи вы боитеся, / Идя путем-дорогою?.."
Попу неприятно, что крестьяне сочиняют непристойные песни и сказки о священниках:
"...О ком слагаете / Вы сказки балагурные, / И песни непристойные, / И всякую хулу?.."
Попу неприятно, что крестьяне сочиняют непристойные песни и сказки о священниках:
"...О ком слагаете / Вы сказки балагурные, / И песни непристойные, / И всякую хулу?.."
Поп знает, что крестьяне шутят ("чествуют") над женами и дочерьми священников, над семинаристами (будущими священниками). Попу это неприятно:
"...Мать-попадью степенную, / Попову дочь безвинную, / Семинариста всякого — / Как чествуете вы?.."
Последнее время поп мало зарабатывает потому, что богатые помещики больше не живут в деревнях и не дарят подарки священникам:
"...Перевелись помещики, / В усадьбах не живут они / И умирать на старости / Уже не едут к нам..."
"...Никто теперь подрясника / Попу не подарит!.."
Поп мало зарабатывает также и потому, что его прихожане являются бедными крестьянами, с которых нечего взять:
"...Живи с одних крестьян <...> Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…"
Поп понимает, что крестьяне отдают ему последние деньги за его службу:
"...А тут к тебе / Старуха, мать покойника, / Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой. / Душа переворотится, / Как звякнут в этой рученьке / Два медных пятака!.."
Он несет свой крест с терпением:
"...Православные! / Роптать на Бога грех, / Несу мой крест с терпением..."
Он совестливый человек. Он не вымогает деньги у бедных крестьян и не старается поживиться за их счет:
"...Деревни наши бедные, / А в них крестьяне хворые < …> С таких трудов копейками / Живиться тяжело!.."
"...Перевелись помещики, / В усадьбах не живут они / И умирать на старости / Уже не едут к нам..."
"...Никто теперь подрясника / Попу не подарит!.."
Поп мало зарабатывает также и потому, что его прихожане являются бедными крестьянами, с которых нечего взять:
"...Живи с одних крестьян <...> Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…"
Поп понимает, что крестьяне отдают ему последние деньги за его службу:
"...А тут к тебе / Старуха, мать покойника, / Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой. / Душа переворотится, / Как звякнут в этой рученьке / Два медных пятака!.."
Он несет свой крест с терпением:
"...Православные! / Роптать на Бога грех, / Несу мой крест с терпением..."
Он совестливый человек. Он не вымогает деньги у бедных крестьян и не старается поживиться за их счет:
"...Деревни наши бедные, / А в них крестьяне хворые < …> С таких трудов копейками / Живиться тяжело!.."
Поп вынужден брать деньги у крестьян за свою работу, чтобы самому не умереть с голоду:
"...Не брать – так нечем жить. / Да слово утешения / Замрет на языке, / И словно как обиженный / Уйдешь домой…"
"...Не брать – так нечем жить. / Да слово утешения / Замрет на языке, / И словно как обиженный / Уйдешь домой…"
Это был цитатный образ и характеристика попа в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, описание его жизни и службы в приходе.
20 Комментарии