Лука и другие обитатели ночлежки. Художник С. Гонков |
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.
Смотрите:
- Все материалы по пьесе "На дне"
Характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького
Возраст Луки – 60 лет:
"...странник, 60 лет..."
О внешности Луки известно следующее:
"...Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса..."
"Гляди – какой я? Лысый… "
Он является странником, бездомным человеком:
"Проходящий… странствующий…"
"Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…"
По сюжету этот персонаж становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
"Вот – новый постоялец…"
Он является интересным, любопытным человеком:
"Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…"
"Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…"
Он человечный старик:
"...а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…"
Старик много повидал в жизни. По его словам, его много "мяли", то есть он пережил много трудностей:
"Мяли много, оттого и мягок…"
Лука – странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
"...Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)... <...>
...Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать... <...>
...Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки... <...>
...Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека... <...>
...Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь... <...>
...Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания... <...>
...Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их..."
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи "Драматургия Горького")
Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.
Смотрите: Все материалы по пьесе "На дне"
О внешности Луки известно следующее:
"...Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса..."
"Гляди – какой я? Лысый… "
Он является странником, бездомным человеком:
"Проходящий… странствующий…"
"Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…"
По сюжету этот персонаж становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
"Вот – новый постоялец…"
Он является интересным, любопытным человеком:
"Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…"
"Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…"
Он человечный старик:
"...а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…"
Он является ласковым, мягким человеком:
"...на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…"
"...на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…"
Лука – милый старик:
"А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка?.."
Он является умным, проницательным человеком:
"Он – всё видел… всё понимал…"
Он добрый человек:
"Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?.."
Лука – жалостливый человек:
Он является умным, проницательным человеком:
"Он – всё видел… всё понимал…"
"Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?.."
Лука – жалостливый человек:
"Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!.."
"Он… жалостливый был…"
Лука любит петь песни:
"...Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…"
"А я, значит, не хорошо? <...> Ишь ты! А я думал – хорошо пою..." (Лука о себе)
Лука любит петь песни:
"...Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…"
"А я, значит, не хорошо? <...> Ишь ты! А я думал – хорошо пою..." (Лука о себе)
Старик много повидал в жизни. По его словам, его много "мяли", то есть он пережил много трудностей:
"Мяли много, оттого и мягок…"
Лука – странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
"...Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три..."
Известно, что он когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
"...Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…"
У Луки был горький опыт общения с женщинами:
"...Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было..."
Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше – в Украину:
Известно, что он когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
"...Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…"
"...Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было..."
Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
"...Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…" (Клещ о Луке)
"...Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…" (Клещ о Луке)
"...Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…" (Сатин о Луке)
Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
"Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!" (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
"...Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету..." (Сатин)
Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:
Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
"Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!" (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
"...Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету..." (Сатин)
Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:
"Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…
"...Ну, ребята!.. живите богато! Уйду скоро от вас... <...> В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да!.."
Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
"Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!"
Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
"Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!"
Критик Ю. Юзовский об образе Луки:
"...Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)... <...>
...Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать... <...>
...Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки... <...>
...Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека... <...>
...Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь... <...>
...Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания... <...>
...Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их..."
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи "Драматургия Горького")
Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.
Смотрите: Все материалы по пьесе "На дне"
7 Комментарии
Судя по хронологии, на момент написания пьесы такие вытрезвители были только в проекте. Пьеса была завершена в начале 1902 года, а первый вытрезвитель открылся в ноябре 1902 г. в Туле. На момент написания пьесы лечебницы еще не работали (по нашим данным).
Судя по всему, Лука просто приврал, чтобы дать надежду Актеру. Что стоило Луке назвать хотя бы город? Скорее всего, старик сам не знал адреса, так как вытрезвители были только в проекте.
Почему Актер не стал разыскивать лечебницу сам? Вероятно, о лечебницах еще не писали в газетах, ведь они открылись позже - и то лишь в нескольких городах Российской Империи. Это объясняет, почему Актер так легко впал в отчаяние.