istorija-sozdanija-Odin-den-Ivana-Denisovicha-Solzhenicyn
Иван Денисович Шухов
(актер Том Кортни).
Кадр из фильма 1970 г.
В этой статье представлена история создания рассказа "Один день Ивана Денисовича" Солженицына, материалы о написании и публикации произведения, интересные факты о рассказе и т.д.

Более подробную информацию вы можете найти в издании "Собрание сочинений А. Солженицына в 30 томах", том 1, 2007 г.

Смотрите: 
Все материалы по рассказу «Один день Ивана Денисовича»








История создания рассказа "Один день Ивана Денисовича"


Идея рассказа


Почти треть тюремно-лагерного срока – с августа 1950 по февраль 1953 г. – Александр Исаевич Солженицын отсидел в Экибастузском особом лагере на севере Казахстана. Там, на общих работах, и мелькнул долгим зимним днём замысел рассказа об одном дне одного зэка.

Вот как описывает свой замысел сам Солженицын:
"...Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, – а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё..." (март 1976 г.)








История написания


Рассказ написан в Рязани, где Солженицын поселился в июне 1957 г. и с нового учебного года стал учителем физики и астрономии в средней школе №2. Рассказ был начат 18 мая 1959 г. и закончен 30 июня. Работа заняла меньше полутора месяцев.

Вот что об этого говорит сам Солженицын в одном из интервью:
"Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое..." (радиоинтервью для Бибиси, 8 июня 1982 г.)
Сочиняя в лагере, Солженицын, чтобы сохранить сочинённое в тайне и с ним самого себя, заучивал наизусть сначала одни стихи, а под конец срока диалоги в прозе и даже сплошную прозу.

В ссылке, а затем и реабилитированным он мог работать, не уничтожая отрывок за отрывком, но должен был таиться по-прежнему, чтобы избежать нового ареста. После перепечатки на машинке рукопись сжигалась. Сожжена и рукопись лагерного рассказа. А поскольку машинопись нужно было прятать, текст печатался на обеих сторонах листа, без полей и без пробелов между строчками.


Журнал "Новый мир" 


Только через два с лишним года, после внезапной яростной атаки на Сталина, предпринятой Н. С. Хрущёвым на XXII съезде партии (17-31 октября 1961 г.), Солженицын рискнул предложить рассказ в печать.

10 ноября 1961 г. рукопись рассказа без указания имени была передана в отдел прозы журнала «Новый мир» Анне Самойловне Берзер. Настоящее имя автора было заменено псевдонимом "А. Рязанский".

8 декабря 1961 г., А. Берзер передает рукопись рассказа А. Твардовскому – главному редактору «Нового мира». Твардовский берет рукопись с собой до утра. В ночь с 8 на 9 декабря он читает и перечитывает рассказ. Утром по цепочке дозванивается до того же Копелева, расспрашивает об авторе, узнаёт его адрес и через день телеграммой вызывает Солженицына в Москву. 

11 декабря, в день своего 43-летия, Солженицын получает эту телеграмму: "Прошу возможно срочно приехать редакцию нового мира зпт расходы будут оплачены = Твардовский".

Для себя же Твардовский записал в рабочей тетради 12 декабря: «Сильнейшее впечатление последних дней – рукопись А. Рязанского (Солженицына), с которым встречусь сегодня". Настоящую фамилию автора Твардовский записал с голоса.

12 декабря Твардовский принял Солженицына, созвав для знакомства и беседы с ним всю головку редакции. «Предупредил меня Твардовский, что напечатания твёрдо не обещает (Господи, да я рад бы, что в ЧКГБ не передали!), и срока не укажет, но не пожалеет усилий".

Тут же главный редактор распорядился заключить с автором договор, как отмечает Солженицын, "По высшей принятой у них ставке (один аванс – моя двухлетняя зарплата)". Преподаванием Солженицын зарабатывал тогда "шестьдесят рублей в месяц".

Первоначальные названия рассказа – "Щ-854" и "Один день одного зэка". Окончательное заглавие сочинено в редакции "Нового мира" по настоянию Твардовского.


Подготовка к цензуре


По всем правилам советских аппаратных игр Твардовский стал исподволь готовить многоходовую комбинацию, чтобы в конце концов заручиться поддержкой главного аппаратчика страны Хрущёва – единственного человека, который мог разрешить публикацию лагерного рассказа.

По просьбе Твардовского для передачи наверх письменные отзывы об "Иване Денисовиче" написали К. И. Чуковский (его заметка называлась "Литературное чудо"), С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский, К. М. Симонов. Сам Твардовский составил краткое предисловие к повести и письмо на имя Н.С.Хрущёва. 6 августа 1962 г. спустя девять месяцев рукопись "Одного дня Ивана Денисовича" с письмом Твардовского была отправлена помощнику Хрущёва- В.С.Лебедеву, согласившемуся, выждав благоприятный момент, познакомить патрона с необычным сочинением. Спустя месяц Лебедев на досуге начал читать Хрущёву рассказ.


Одобрение Хрущева 


15 сентября Лебедев по телефону передал Твардовскому, что Солженицын ("Один день") одобрен Никитой Сергеевичем и что в ближайшие дни шеф пригласит его для разговора. 

Однако и сам Хрущёв счёл нужным заручиться поддержкой партийной верхушки. Решение о публикации «Одного дня Ивана Денисовича» принято 12 октября 1962 г. на заседании Президиума ЦК КПСС под давлением Хрущёва. И только 20 октября он принял Твардовского, чтобы сообщить о благоприятном результате его хлопот. 

О самом рассказе Хрущёв заметил: 
"Да, материал необычный, но, я скажу, и стиль, и язык необычный – не вдруг пошло. Что ж, я считаю, вещь сильная, очень. И она не вызывает, несмотря на такой материал, чувства тяжёлого, хотя там много горечи..."


Публикация рассказа


Рассказ для весомости был назван редакцией повестью и был опубликован в журнале «Новый мир» (1962. №11. С. 8-74).

11 июня 1963 г. Владимир Лакшин записал:
"...Солженицын подарил мне выпущенный "Советским писателем" на скорую руку "Один день ... ". Издание действительно позорное: мрачная, бесцветная обложка, серая бумага. Александр Исаевич шутит: "Выпустили "в издании ГУЛАГа"..".


Солженицын о публикации рассказа


Солженицын в радиоинтервью к 20-летию выхода "Одного дня Ивана Денисовича" для Би-би-си, 8 июня 1982 г.:
"Для того чтобы её* (*повесть) напечатать в Советском Союзе, нужно было стечение невероятных обстоятельств и исключительных  личностей. 
Совершенно ясно: если бы не было Твардовского как главного редактора журнала – нет, повесть эта не быnа бы напечатана. Но я добавлю. И если бы не было Хрущёва в тот момент – тоже не была бы напечатана. Больше: если бы Хрущёв именно в этот момент не атаковал Сталина ещё один раз – тоже бы не была напечатана. 
Напечатание моей повести в Советском Союзе, в 62-м году, подобно явлению против физических законов, как если б, например, предметы стали сами подниматься от земли кверху или холодные камни стали бы сами нагреваться, накаляться до огня. Это невозможно, это совершенно невозможно. Система была так устроена, и за 45 лет она не выпустила ничего – и вдруг вот такой прорыв. <...> Только потому у всех отнялись языки, что это напечатано с разрешения ЦК в Москве, вот это потрясло..." 
Солженицын в телеинтервью компании CBS 17 июня 1974 г.:
"...А когда напечатался "Иван Денисович", то со всей России как взорвались письма ко мне, и в письмах люди писали, что они пережили, что у кого было. Или настаивали встретиться со мной и рассказать, и я стал встречаться. Все просили меня, автора первой лагерной повести, писать ещё, ещё, описать весь этот лагерный мир. Они не знали моего замысла и не знали, сколько у меня уже написано, но несли и несли мне недостающий материал..."
Солженицын в радиоинтервью для Би-би-си 8 июня 1982 г.:
"И так я собрал неописуемый материал, который в Советском Союзе и собрать нельзя, – только благодаря "Ивану Денисовичу". Так что он стал как пьедесталом для ''Архипелага ГУЛАГа".."


Изъятие рассказа


Со второй половины 60-х гг. рассказ «Один день Ивана Денисовича» изымался из обращения в СССР вместе с другими публикациями Солженицына. 

Окончательный запрет на них введён приказом от 14 февраля 1974 г., где перечислены подлежащие изъятию из библиотек общественного пользования номера журнала «Новый мир» с произведениями писателя (№11, 1962; №1, 7, 1963; №1, 1966) и отдельные издания «Одного дня Ивана Денисовича», включая перевод на эстонский язык и книгу «Для слепых». 

Приказ снабжён примечанием: «Изъятию подлежат также иностранные издания (в том числе газеты и журналы) с произведениями указанного автора». 


Снятие запрета


Запрет снят запиской Идеологического отдела ЦК КПСС от 31 декабря 1988 г. 
С 1990 г. «Один день Ивана Денисовича» снова издаётся на родине. 



Это была история создания рассказа "Один день Ивана Денисовича" Солженицына – история написания и публикации рассказа и интересные факты о рассказе.

Смотрите: Все материалы по рассказу