bojan-slovo-o-polku-igoreve
Боян.
Художник В. Фаворский
Боян – это один из персонажей "Слова о полку Игореве". По сути, Боян не является действующим лицом. Но его имя неоднократно упоминается в произведении.

В этой статье представлен образ и характеристика Бояна в "Слове о полку Игореве": описание в цитатах из произведения, материалы для сочинения.

В статье используются цитаты из текста "Слова о полку Игореве" в переводе Н. А. Заболоцкого.





Боян в "Слове о полку Игореве"


Боян — это древнерусский певец и сочинитель песен. Исследователи предполагают, что Боян жил во второй половине XI века. Об этом говорят песни Бояна, которые связаны именно с историей XI века.

Судя по всему, Боян был достаточно знаменитым певцом в свое время. Его песни сохранялись в народе около столетия. Народ был знаком с творчеством Бояна.

Автор "Слова о полку Игореве" называет Бояна "старинным соловьем", то есть певцом из прошлого. Действительно, Боян жил несколько раньше, чем автор "Слова":
"...О Боян, старинный соловей!.."
В своих песнях Боян воспевает подвиги и заслуги князей. Боян сочинял песни о битвах, походах и ополчениях своей эпохи:
"...Боян был песнотворец, сочинитель песен о битвах и ополчениях..." (Д. В. Айналов "На каком инструменте играл Боян?")
Исследователи предполагают, что Боян был связан с Ярославом Мудрым, его сыновьями и внуками. Боян был любимцем князя Святослава Ярославича и его сына Олега („Гориславича“):
"...[Боян] был связан с Мстиславом, затем с Ярославом старым, потом с его сыном Святославом и сыновьями Святослава — Романом и Олегом, родоначальником Ольговичей. Гусли Бояна зазвучали еще до 1036 г. и продолжали рокотать славы князьям вплоть до 1083 г., то есть на протяжении около полувека..." (Б. А. Рыбаков "Древняя Русь: Сказания, былины, летописи")

Боян был известным певцом, но он не был народным поэтом. Д. С. Лихачев считает Бояна "придворным поэтом", то есть служащим "при дворе" князей:
"...Очевидно, Боян и не был подлинно народным поэтом. По-видимому, это был поэт придворный..." (Д. С. Лихачев "„Слово о полку Игореве“ и культура его времени")
В "Слове о полку Игореве" автор рассказывает, что Боян играл на каком-то струнном музыкальном инструменте:
"...И на струны возлагал живые, —Вздрагивали струны, трепетали,Сами князям славу рокотали..."





На каком инструменте играл Боян? Исследователи пришли к выводу, что Боян играл на гуслях. Вот что об этом пишет известный историк Д. В. Айналов:
"...Из текста «Слова о полку Игореве» видно, что Боян пел и сопровождал свое пение игрой на каком-то струнном инструменте, название которого автор Слова не сообщает..." 
"...Бояна в XV—XVI вв. считали за гудца на гуслях и что определение его музыкального инструмента как гуслей восходит еще к XIV в., а судя по некоторым данным, и к более раннему времени..." (Д. В. Айналов "На каком инструменте играл Боян?")
Как относится автор "Слова" к Бояну? Отношение автора к Бояну неоднозначное. Автор "Слова" признает авторитет Бояна. Он называет Бояна "вещим" (что означало "волшебник", "чародей"):
"...Вещие персты он подымал..."
Но автор "Слова" не разделяет манеру Бояна воспевать князей и их подвиги. В отличие от Бояна, автор "Слова" стремится быть объективным и говорить только о реальных событиях:
"...автор «Слова» стоит значительно выше Бояна в понимании исторического смысла событий русской истории..." 
"...В отличие от Бояна, автор «Слова» не только воздает хвалы князьям. Он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.), а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага..." (Д. С. Лихачев "„Слово о полку Игореве“ и культура его времени")

Таковы образ и характеристика Бояна в "Слове о полку Игореве": описание персонажа в цитатах, биография героя, материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по "Слову о полку Игореве"