idei-temy-problemy-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu
Разговор с крестьянином.
Глава "Любани".
Художник А. Н. Самохвалов
"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева - это произведение с глубоким смыслом, затрагивающее острые проблемы своей эпохи.

В этой статье представлены материалы о том, что является основными идеями, темами и проблемами "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.








Идеи, темы и проблемы "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева



Главная тема и проблема "Путешествия"

В своем  "Путешествии" Радищев затрагивает множество острых тем, которые волновали общество второй половины XVIII века.

Конечно, главной темой "Путешествия" Радищева является крепостное право и его пагубное влияние на развитие России.


Другие темы и проблемы "Путешествия"

Помимо крепостного права, в "Путешествии" Радищев затрагивает и другие проблемы России второй половины XVIII века:
  • Произвол чиновников и судей
  • Несовершенные законы в сфере торговли
  • Низкий уровень образования и неграмотность населения
  • Жесткая цензура и отсутствие свободы слова
  • Неравные браки в среде крестьян, дворян и т.д.
  • Разврат среди населения и распространение болезней 
  • Иностранцы-гувернеры, обучающие дворянских детей
  • Дворянская служба в армии "с пеленок"
  • Французский язык как основной в среде дворян и т.д.







Основные идеи "Путешествия из Петербурга в Москву"

Основной идеей Радищева при написании "Путешествия" было показать все ужасы и проблемы России второй половины XVIII века. Однако Радищев не только надеялся обратить внимание на проблемы, но предлагал свой план отмены крепостного права. 

Таким образом, Радищев хотел не просто обличить пороки общества, но и призывал бороться с ними с помощью конкретных шагов. 


Взгляд исследователей на проблемы и идеи "Путешествия"


М. Туманов о темах, проблемах и идеях "Путешествия" Радищева:

"...Круг основных идей в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева, строго говоря, не заключал в себе ничего существенно нового и ограничивался все теми же вопросами, какие уже задолго до того рассматривались в произведениях нашей сатирической литературы XVIII века.

Почти вся обличительная письменность русских авторов Екатерининской эпохи исчерпывалась следующими темами, упopно повторяющимися вплоть до начала XIX века во всех видах тогдашней сатиры, начиная с периодических изданий и кончая притчами, баснями, комедиями, путешествия и т.п.:

1. Воспитание русского юношества под руководством иностранцев-гувернеров, вселявших в своих питомцев презрение к России и оказывавших на них самое тлетворное влияние в нравственном отношении.

2. Глубокий нравственный упадок всего русского общества времен императрицы Екатерины II, достигший невероятных степеней как в делах государственного управления, так равно и в частной, особенно семейной жизни.

3. Злоупотребления администрации и суда.

4. Бесчеловечное обращение помещиков с крепостными крестьянами и вообще ужасы крепостной барщины, низведшей простой народ на степень домашней утвари, особенно после того, как крестьянам запрещены были жалобы на притеснения со стороны их господ. <...>

...перечисленные нами вопросы русской сатиры ... были также повторены и в "Путешествии" А. Н. Радищева...<...>

"...Побуждением к составлению "Путешествия из Петербурга в Москву", по словам самого Радищева, служило простое желание прослыть писателем; но в действительности мы видит в его книге и другую, более определенную цель: автор стремился не только указать русскому обществу вопиющие язвы тогдашней жизни, но и побудить его к их исправлению. <...>

...рассматривая общественные порядки и всю систему государственного управления, Радищев доходит, наконец, до самых высших ступеней и обращается с словами обличения к самой государыне... <...>

Но Радищев не ограничивается в своей книге простым обличением общественных неустройств, но и указывает меры к их устранению... <...>
...возмущаясь ужасами крепостничества... автор "Путешествия из Петербурга в Москву" ... предлагает со своей стороны правительству проект постепенного освобождения крестьян от ненавистной барщины. <...>

Мы видим, что главным вопросом для него [Радищева] являлось крепостное право, которым автор "Путешествия из Петербурга в Москву" и был занят больше всего; однако, он не упускал случая коснуться и других сторон современной ему общественной жизни русского народа..."

(М. Туманов, статья "Общий обзор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева", книга "А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения" под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)


В. Я. Стоюнин о темах и идеях "Путешествия" Радищева:

"...на первом плане у него стоит вопрос о счастии человек. Оно возможно, по его мнению, только тогда, когда человек поставит себя в правильные отношения к природе и людям. <...>

С мыслью о равных отношениях между людьми Радищев касался разнообразных вопросов - политических, общественных, юридических, семейных, педагогических, соединяя с каждым из них вопрос о счастии человека, но касался не как ученый, вооруженный строгою наукой, а как гражданин, который сам ищет счастья в жизни и находит ему помеху в самых социальных отношениях... <...>

...автор направлял свои стрелы особенно против крепостного права, которое не позволяло развиваться истинному просвещению... <...>

После уничтожения крепостного права сочинение Радищева уже теряет для нас то политическое значение, какое имело в былое еще недавнее время, и сохраняет только интерес исторический."

(В. Я. Стоюнин, статья ""Вопрос о счастии, как основной «Путешествии»", книга "А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения" под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)


Это были материалы о том, что является основными идеями, темами и проблемами "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.