Иллюстрация к поэме "Медный всадник". Художник М. С. Родионов |
Ниже представлены материалы о композиции поэмы "Медный всадник" Пушкина: анализ особенностей произведения.
Смотрите:
Все материалы по "Медному всаднику"
Все материалы по "Медному всаднику"
Композиция поэмы "Медный всадник" Пушкина
(из книги Д. Благого "Мастерство Пушкина", 1955 г.)
Художественная структура "Медного всадника" весьма своеобразна, если угодно, даже парадоксальна.
В поэме перед нами в сущность всего лишь один герой, а она в высшей степени конфликтна, полна глубокого драматизма. Происходит это потому, что в "Медном всаднике", произведении хотя и с одним героем, сталкиваются два противоборствующих начала – Евгения и Петра.
...Петра уже сто лет как нет в живых. Но поэт сумел чисто художественными приемами, не внося ... никакой мистики..., достигнуть того, что умерший сто лет назад Петр эстетически "присутствует" в поэме, необыкновенно живо в ней ощутим. <...>
Наконец, парадоксом может показаться поэма и в отношении композиции. В ней словно бы как раз нет ни той целостности, ни той соразмерности частей, которые ... являются характернейшими приемами пушкинских композиций.
"Медный всадник" состоит из "Вступления" и двух частей. Причем "Вступление" не только необычно и непомерно велико (составляет почти около трети всей поэмы), но и является словно бы самостоятельным произведением...
В поэме перед нами в сущность всего лишь один герой, а она в высшей степени конфликтна, полна глубокого драматизма. Происходит это потому, что в "Медном всаднике", произведении хотя и с одним героем, сталкиваются два противоборствующих начала – Евгения и Петра.
...Петра уже сто лет как нет в живых. Но поэт сумел чисто художественными приемами, не внося ... никакой мистики..., достигнуть того, что умерший сто лет назад Петр эстетически "присутствует" в поэме, необыкновенно живо в ней ощутим. <...>
Наконец, парадоксом может показаться поэма и в отношении композиции. В ней словно бы как раз нет ни той целостности, ни той соразмерности частей, которые ... являются характернейшими приемами пушкинских композиций.
"Медный всадник" состоит из "Вступления" и двух частей. Причем "Вступление" не только необычно и непомерно велико (составляет почти около трети всей поэмы), но и является словно бы самостоятельным произведением...
Имеется в поэме и скрытый эпилог – заключение, которое раз в шесть меньше вступления (последние 17,5 строк: "Остров малый на взморье виден..." и т.д.) и, видимо, потому и не выделено поэтом специальным заголовком.
И, несмотря на все это, поэма производит впечатление абсолютно цельного, монолитного произведения, исполненного, как всегда у Пушкина, изумительной стройности, внутренне глубоко оправданного, гармонического соответствия всех составляющих его частей. <...>
Достигается это впечатление благодаря все тому же величайшему композиционному мастерству Пушкина, которое, при выработанности ряда основных приемом, лишено вместе с тем каких-либо навсегда установленных формальных схем и шаблонов...
В самом деле, зачем понадобилось поэту вступление к "Медному всаднику"? Помимо всего прочего, несомненно и для того, чтобы иметь возможность в поэме, действие которой происходит в 1824 году, наряду с живым Евгением показать еще живым и его антагониста – Петра. Правда, между Петром ... и Евгением ... словно бы нет и не может быть ничего общего. Во времени они отделены друг от друга целым столетием.
И, несмотря на все это, поэма производит впечатление абсолютно цельного, монолитного произведения, исполненного, как всегда у Пушкина, изумительной стройности, внутренне глубоко оправданного, гармонического соответствия всех составляющих его частей. <...>
Достигается это впечатление благодаря все тому же величайшему композиционному мастерству Пушкина, которое, при выработанности ряда основных приемом, лишено вместе с тем каких-либо навсегда установленных формальных схем и шаблонов...
В самом деле, зачем понадобилось поэту вступление к "Медному всаднику"? Помимо всего прочего, несомненно и для того, чтобы иметь возможность в поэме, действие которой происходит в 1824 году, наряду с живым Евгением показать еще живым и его антагониста – Петра. Правда, между Петром ... и Евгением ... словно бы нет и не может быть ничего общего. Во времени они отделены друг от друга целым столетием.
Не меньше в своем роде и различие их в общественном положении: "державец полумира" – и мелкий петербургский чиновник. Однако поэт преодолевает и то и другое. Уже вступление ... "Прошло сто лет..." – вплотную придвинуто ко времени действия поэмы.
Вместе с тем при помощи особых композиционных приемов между Петром и Евгением ... устанавливается некая внутренняя ... связь. Это достигается не только тем, что Петр и Евгений появляются перед нами в совпадающих композиционно местах поэмы..., но и, в особенности, посредством параллельного изложения мыслей того и другого. <...>
...поэт идет на смелую подстановку – вместо живого Петра антагонистом Евгения выступает в поэме ... монумент Петра – "Медный всадник". Возможность такой подстановки, с точки зрения ее правдоподобия, оправдана тем, что она происходит в галлюцинирующем сознании сошедшего с ума человека. Но ведь поэту важно ...художественно убедить..., заставить ... поверить в нее читателя. <...>
Не привнося ... в поэму ни малейшей фантастики, посредством тонких художественных приемов, среди которых виднейшее место занимают приемы композиционного параллелизма, композиционных соответствий и перекличек, поэт ... сближает, ... переносит как бы в одну художественную плоскость человека и статую – Евгения и монумент Петра.
И это сближение ... проводится Пушкиным ... на всем протяжении поэмы – с самого ее начала, с первых же строк вступления, и до самого конца.
(из статьи Д. Благого "Мастерство Пушкина", 1955 г.)
Вместе с тем при помощи особых композиционных приемов между Петром и Евгением ... устанавливается некая внутренняя ... связь. Это достигается не только тем, что Петр и Евгений появляются перед нами в совпадающих композиционно местах поэмы..., но и, в особенности, посредством параллельного изложения мыслей того и другого. <...>
...поэт идет на смелую подстановку – вместо живого Петра антагонистом Евгения выступает в поэме ... монумент Петра – "Медный всадник". Возможность такой подстановки, с точки зрения ее правдоподобия, оправдана тем, что она происходит в галлюцинирующем сознании сошедшего с ума человека. Но ведь поэту важно ...художественно убедить..., заставить ... поверить в нее читателя. <...>
Не привнося ... в поэму ни малейшей фантастики, посредством тонких художественных приемов, среди которых виднейшее место занимают приемы композиционного параллелизма, композиционных соответствий и перекличек, поэт ... сближает, ... переносит как бы в одну художественную плоскость человека и статую – Евгения и монумент Петра.
И это сближение ... проводится Пушкиным ... на всем протяжении поэмы – с самого ее начала, с первых же строк вступления, и до самого конца.
(из статьи Д. Благого "Мастерство Пушкина", 1955 г.)
Это были материалы о композиции поэмы "Медный всадник" Пушкина: анализ особенностей произведения.
Смотрите: Все материалы по "Медному всаднику"
0 Комментарии