Чацкий, Софья и Лиза. Рисунок Йогансона, гравюра Михайлова |
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является главным героем знаменитой пьесы "Горе от ума".
Смотрите:
- Все материалы по пьесе "Горе от ума"
- Все материалы по пьесе "Горе от ума"
Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума"
Является ли Чацкий противником крепостного права? Если внимательно изучить текст комедии "Горе от ума", то можно заметить, что Чацкий прямо не выступает против крепостного права как такового. Однако он выступает против жестокости помещиков по отношению к крестьянам.
Важно отметить, что сам Чацкий является помещиком и владеет 300-400 крепостными:
Хлёстова: ...имел душ сотни три.
Фамусов: Четыре. (действие 3 явление 21)
В пьесе Чацкий ни разу не упоминает о том, что готов отказаться от своих крепостных и зарабатывать на жизнь своим трудом. В своих монологах он без стеснения высказывается на самые разные темы, не боясь последствий. Что же мешает ему сделать заявление про вред крепостного права? Ничего. Просто он не является ярым противником крепостного права.
Однако Чацкий однозначно выступает против насилия и несправедливости по отношению к крепостным. Так, в действии 1 явлении 7 комедии он упоминает об одном московском помещике, который создал домашний театр из своих крепостных. Сам барин не беден и отличается полнотой, а его крепостные – тощие, то есть плохо питаются. Чацкий осуждает такое бесчеловечное обращение с крестьянами:
А наше солнышко? наш клад?На лбу написано: Театр и Маскерад;Дом зеленью раскрашен в виде рощи,Сам толст, его артисты тощи.На бале, помните, открыли мы вдвоемЗа ширмами, в одной из комнат посекретней,Был спрятан человек и щелкал соловьем,Певец зимой погоды летней. (действие 1 явление 7)
Также в своем знаменитом монологе "А судьи кто?" в действии 2 явлении 5 Чацкий упоминает об одном московском барине-самодуре. Слуги этого барина, то есть его крепостные, не раз спасали ему честь и жизнь. Однако неблагодарный барин променял верных слуг на три борзые собаки. Чацкого возмущает, что крепостных людей можно обменять на собак:
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!! (действие 2 явление 5)
В том же монологе Чацкий описывает, как один московский помещик вывез из своих деревень множество крестьянских детей, чтобы те играли у него в домашнем театре в Москве. Однако помещик разорился, а его крепостные были проданы по одиночке. Чацкий возмущен тем, что крестьян продают по одиночке, не семьями:
Или вон тот еще, который для затей
На крепостный балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!! (действие 2 явление 5)
Продажа крепостных по одиночке подразумевает, что новые хозяева могут увезти крестьянина или крестьянку в другой город или деревню, далеко от семьи, так что те никогда больше не увидят своих родных. Против этой чудовищной жестокости и выступает Чацкий.
Таким образом, отношение Чацкого к крепостному праву является скорее положительным, чем отрицательным. Он не высказывается против крепостничества, но он против несправедливости и жестокости некоторых помещиков.
Мнение критиков об отношении Чацкого к крепостному праву
Н. К. Пиксанов о Чацком и крепостном праве
"От Грибоедова мы не имеем ни одного прямого заявления о том, что он был сторонником освобождения крестьян. <...>
Мотив крепостного права занимает в "Горе от ума" небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. ...скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора... <...>
Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <...> Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы ... и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия."
Мотив крепостного права занимает в "Горе от ума" небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. ...скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора... <...>
Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <...> Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы ... и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия."
(Пиксанов Н. К., статья "Социология "Горя от ума"", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)
"...как же понять речи Чацкого о крепостном праве?.. в традиционном понимании "Горя от ума" этим речам придается важное, определяющее идеологическое значение. <...>
Однако изучение рукописей "Горя от ума" удостоверяет, что даже в самой ранней редакции... мы не находим более резких выступлений против крепостного права. <...>
При тщательном пересмотре текста неожиданно оказывается, что о крепостном праве в комедии говорится, в сущности, немного. <...>
Прямо ... к крепостному праву относятся две филиппики* Чацкого в монологе "А судьи кто...": 1) против "Нестора негодяев знатных", который "выменял борзые три собаки" на "толпу слуг"... 2) против барина-театрала, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей...
[*филиппика – гневное обличительное выступление против кого-то]
Других протестов против крепостного права в "Горе от ума" нет.
Да и эти две знаменитые реплики поставлены Грибоедовым в особый, своеобразный контекст. ...протесты против злоупотреблений крепостного права в речах Чацкого связываются Грибоедовым с протестами против особой дворянской группы – придворной знати.
Кого обличает Чацкий в этих злоупотреблениях? – "Нестора негодяев знатных"... и другого магната, настолько богатого, что он "заставил всю Москву дивиться" роскоши своего крепостного балета. Этим суживается социальный охват речей Чацкого. <...>
Молодых, образованных, чутких дворян времен Грибоедова коробили грубые формы крепостничества, и они надеялись, что дело можно поправить "гуманностью". Но отсюда еще далеко до освобождения крестьян. <...>
Из того, что Чацкий негодует на злоупотребления крепостным правом, еще не следует что он... отрицает начисто этот социально-государственный институт."
(Источник: Пиксанов Н. К., статья "Грибоедов и крепостные рабы", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)
Это был анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума" Грибоедова, роль высказываний о крепостном праве в "Горе от ума".
Смотрите: Все материалы по пьесе "Горе от ума"
46 Комментарии
Важно, как сам Чацкий обращался с крепостными. Количество его крепостных уменьшилось ровно на 100 человек, что наводит на определенные мысли, так как имением он управлял "оплошно".
Чацкий "знобил" своих крепостных людей без всякой необходимости, все тяготы пути достались не ему, а тем, кто его сопровождал в его бессмысленном путешествии и обеспечивал ему эту бессмысленную гонку.
Чацкий вытолкал за порог на мороз швейцара Фильку, который обязательно будет наказан Фамусовым за недосмотр.
Чацкий бросил своего кучера на морозе, после долгой и бессмысленной гонки.
Что тут туманного? Грибоедов очень ясно обрисовал отношение Чацкого к крепостному праву.
Мы не хотим, чтобы читатели слепо верили тому, что вы пишете. В ваших высказываниях не хватает доказательной базы. Поэтому мы вынуждены отвечать.
Мнение Чацкого о крепостном праве и крепостных важно и нужно слушать и прислушиваться. Можно видеть в его словах расхождения с делом, но пренебрегать его искренними высказываниями нельзя. Он не замечен во вранье.
Откуда у вас статистические данные о том, что число крестьян уменьшилось на 100? Такие предположения нельзя назвать серьезными. Почему? Вот пример. В "Мертвых душах" у Плюшкина было около 1000 крепостных. Известно, что Плюшкин ужасно обращался с крепостными, поэтому те сбегали от него или просто умирали от голода или холода. Из 1000 крепостных у Плюшкина 200 человек числились мертвыми или беглыми. По вашей версии, у Чацкого, видимо, было 400 крестьян, а стало 300. И 100 крестьян якобы куда-то делись. Но ведь это четвертая часть всей деревни, 25% населения! Это что-то космическое. Чтобы случились такие потери, должна была произойти эпидемия или страшный пожар, но об этом ничего не говорится. Ведь Чацкий не Плюшкин, его не считают тираном и садистом. Вряд ли крестьяне бежали от него в таком количестве.
Так что ваше предположение кажется неубедительным.
Не совсем понятно, с чего вы решили, что Чацкий "знобил" своих крепостных людей без всякой необходимости во время путешествия? Откуда вы берете такие выводы?
Откуда вы взяли, что "Чацкий вытолкал за порог на мороз швейцара Фильку"? Такого эпизода нет в пьесе. Это ваша выдумка? Филька упоминается ровно 2 раза, и ни разу там не говорится о морозе и улице. Извините, но так нельзя "аргументировать" свое мнение.
Приведите цитату о том, что якобы "Чацкий бросил своего кучера на морозе". Такого эпизода тоже нет в пьесе. Вы его в черновиках нашли где-то? Или это ваши догадки? Пожалуйста, аргументируйте свое мнение цитатами, если хотите, чтобы к ваш прислушались.
По данным Фамусова у Чацкого 400 душ, а по данным Хлестовой - 300. Фамусов, по крайней мере последние три года, не занимается делами имения Чацкого, а Хлестова интересуется состоянием возможного жениха племянницы (вероятно, внучатой) и её сведения точнее. Принципиальный спор между этими ближайшими родными Софьи приводится Грибоедовым не просто так.
С Филькой я ошибся, Чацкий вытолкал на мороз своего лакея, который долго разыскивал кучера Чацкого, что сути дела не меняет и не красит Чацкого.
"Лакей его (с крыльца)
Каре...
Чацкий
Сс!
(Выталкивает его вон)". Если бы Чацкий как-то пристроил своего кучера,
« Лакей
Кучера-с нигде, вишь, не найдут.
Чацкий
Пошел, ищи, не ночевать же тут.
(Лакей опять уходит.)», то его разыскивать не пришлось бы. И вряд ли это какой-то другой кучер, а не тот, который "верст больше седьмисот" "ветер-буря" просидел на облучке, который, а не Чацкий поднимал и возок и своего барина "сколько раз".
Фильке достанется за другое - Чацкий запретил ему выходить из швейцарской для исполнения служебных обязанностей, дабы он не мешал ему заниматься самым благородным занятием для дворянина, то есть подглядывать и подслушивать.
"Мне кажется, так напоследок
Людей и лошадей знобя,
Я только тешил сам себя." - комментарий требуется? Может в его приезде какая-то срочность была нужна? Мог бы и за две недели выехать.
Как это Чацкий не лгал, а про скорость своего передвижения? "Верст больше седьмисот" невозможно проехать на своих лошадях, а, тем более на перекладных, частному человеку. Если верить Н. Ейдельману, а почему бы нам ему не верить, сам Петр I от СПБ до Москвы, а это 650 км - не верст, добирался в рекордные двое суток(!), но его на каждой из 24 станций ждали свежие лошади. Чацкий же... ещё и про остановку на ночлег говорил. Поскольку, ни о каких других поездка Чацкого мы не информированы, то вывод напрашивается сам.
Его утверждения о глупости Молчалина никак не подтверждаются текстом комедии и проходят по статье «Клевета».
Странно, что Вы Ваши... выводы из "Горя от ума" Грибоедова делаете на основании "Мертвых душ" Гоголя, впрочем, там есть одно место, имеющее отношение к тому, как мы в основном читаем книги вообще и классику в частности.
С наилучшими пожеланиями. Алесандр Старостин.
Извините, спорить я и не собирался, хотелось подискутировать.
Чем, интересно Вам так дорог Чацкий?
Представьте, что монолог:
"Да-с, а теперь,
В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет." - Чацкий произносит грассируя, как А. Вертинский в "Анне на шее" и смотрит на Софью через двойной лорнет. Ну разве не забавно, да ещё не помывшись и не переодевшийся после 45-часовой бессонной гонки - эдакое чучело!
"Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой." Пушкина однажды так к Николаю I привезли, как он сам говорил "в пыли и пуху". А Чаадаев, якобы прообраз Чацкого, предпочёл опоздать со срочным донесением ради внешнего вида, чем обессмыслил всю свою поездку.
Стоит ли делать из литературной критики священную корову? После моих статей в макспарке многие перечитали "Горе от ума" заново, а вы побудили к этому хоть кого-нибудь? Судя по отзывам, в основном анонимным, вряд ли.
Ещё раз извините... я мог бы и догадаться, что ваш сайт не предназначен для дискуссий, как и Гос. Дума.
С Александром Старостиным я не согласна.
Все реальные критики крепостного права были дворянами и владели крепостными крестьянами. Чацкий не более "лгун", чем они.
Если всяк может интерпретировать текст на свой лад, то почему никто не сказал, что "Горе от ума" чушь несусветная, а название никак не согласуется с содержанием?
Лакей его (с крыльца)
Каре...
Чацкий
Сс!
(Выталкивает его вон.)
За грош продать меня готовы." - эти слова Фамусова есть намёк на Сибирь.
За грош продать меня готовы." - эти слова Фамусова есть намёк на Сибирь." - в этих словах ВЫ видите намёк на Сибирь, а это не совсем то же, что мог вложить в слова Фамусова Грибоедов.
Кто из нас не призывал кары небесные на ближних наших без малейшего желания их реализации? Это во-первых, а во вторых, ничто не мешало хрестоматийному Фамусову не угрожать своим людям, а наказать их даже без всякой вины. В третьих, Фамусов, как нормальный крепостник, дорожит своей собственностью, и отправлять её невесть куда невесть зачем никогда не станет.
Мало ли мы видели людей грозных лишь только на словах?
Прочтите мою статью "Горе от ума. Итоговая статья. Часть 3. Крепостники" на прозе.ру, там я числюсь как Александр Старостин 3
Извините, я почему-то посчитал это дискуссией, тем более что Вы её поддерживали, и мне показалось, что Вам она не противна.
Я-то как раз считаю, что "профессиональные литературоведы" ничего из своих утверждений не аргументируют, а просто сами цитируют "профессиональных литературоведов" 19 и 20 веков.
Всего наилучшего Вам!
"В работу вас, на поселенье вас... - Дворовых крепостных часто отправляли в наказание на тяжёлые работы в поместья. Помещики также имели право ссылать своих крепостных без суда на послеление в Сибирь". (38 -е примечание М.П. Ерёмина к изданию 1981 года, в издательстве "Детская литература")
"В работу вас, на поселенье вас... - После подваления Пугачёвского восстания Екатерина II указом 1779 г. дала помещикам право ссылать крепостных на поселение или в каторжные работы и отдавать их в солдаты. Неограниченные права помещиков закреплены были в 1785 г. Жалованной грамотой дворянству. В годы правления Павла это право у помещиков было отнято. Александр I в начале своего царствования двумя манифестами, подписанными 2 апреля 1801 г., восстановил его". (Я.С. Билинкис, примечание к 142-й странице издания 1987 года, в издательстве "Искусство")
Несмотря на то, что образ Фамусова считается собирательным, у него имелся и реальный прототип - родной дядя автора.
"Зимой шло учение, а на лето семья обычно отправлялась в родовое имение Смоленской губернии. Оно принадлежало брату матери Грибоедова, важному барину, не пренебрегавшему светскими знакомствами и традициями. Имея двух дочерей, он «вывозил в свет» и племянника, Александра, знакомил его с теми, от кого могла в дальнейшем зависеть карьера молодого человека. Грибоедов эти выезды не любил. Относясь к дяде внешне почтительно, он втайне посмеивался над ним, не одобрял его крепостнические замашки." (147-я страница учебника литературы 9 класса, автор в.Г Маранцман", издательство "Просвещение", 1994-й год)
Так-то да, - этот спор мне стал противен. Я посчитала, что вы попросту навязывали мне своё мнение. И вам всего хорошего!
"В работу вас, на поселенье вас... - Дворовых крепостных часто отправляли в наказание на тяжёлые работы в поместья. Помещики также имели право ссылать своих крепостных без суда на послеление в Сибирь". (38 -е примечание М.П. Ерёмина к изданию 1981 года, в издательстве "Детская литература")
"В работу вас, на поселенье вас... - После подваления Пугачёвского восстания Екатерина II указом 1779 г. дала помещикам право ссылать крепостных на поселение или в каторжные работы и отдавать их в солдаты. Неограниченные права помещиков закреплены были в 1785 г. Жалованной грамотой дворянству. В годы правления Павла это право у помещиков было отнято. Александр I в начале своего царствования двумя манифестами, подписанными 2 апреля 1801 г., восстановил его". (Я.С. Билинкис, примечание к 142-й странице издания 1987 года, в издательстве "Искусство")
Несмотря на то, что образ Фамусова считается собирательным, у него имелся и реальный прототип - родной дядя автора.
"Зимой шло учение, а на лето семья обычно отправлялась в родовое имение Смоленской губернии. Оно принадлежало брату матери Грибоедова, важному барину, не пренебрегавшему светскими знакомствами и традициями. Имея двух дочерей, он «вывозил в свет» и племянника, Александра, знакомил его с теми, от кого могла в дальнейшем зависеть карьера молодого человека. Грибоедов эти выезды не любил. Относясь к дяде внешне почтительно, он втайне посмеивался над ним, не одобрял его крепостнические замашки." (147-я страница учебника литературы 9 класса, автор в.Г Маранцман", издательство "Просвещение", 1994-й год)
Так-то да, - этот спор мне стал противен. Я посчитала, что вы попросту навязывали мне своё мнение. И вам всего хорошего!
Если Вы считаете, что в литературе есть константы или авторитеты, то так пусть оно и будет... для Вас. Наша страна 70 лет ссылалась на авторитеты Маркса, Энгельса, Ленина и т.п., и Вы видите что из этого вышло. Если Вы считаете, что в литературе авторитеты несопоставимо высшего качества чем поименованные выше в экономике и гос. управлении... что ж, на это Ваше право так считать никто не покушается. Как сказал Чацкий: "Желаю вам дремать в неведеньи счастливом". Примите... и прочее.
Не знаю, чем вас так оскорбили ссылки на примечания к моей бумажной книге "Горе от ума" и на мой учебник литературы, который у меня был и который я скачала с интернета через много лет. Приводя ссылки на вышеупомянутые книги, я просто хотела объяснить, откуда конкретно я знаю, что слова Фамусова "В работу вас, на поселенье вас" - это намёк на каторгу. А вы использовали это как повод продолжать спор и доказывать вашу вечную правоту, что: а) ваше мнение - истина в последней инстанции, и что коню тупому должно быть понятно, что ваш тёзка Чацкий - негодяй и хам, и т.п. (а несогласные и есть тупые кони xD);б) как повод яростно защишать Павла Афанасьевича от моих нападок (и очень жаль, что упоминание о дяде автора как о прототипе Фамусова вы также рассматриваете, как нападки на вашего любимого героя). Я не защишаю Чацкого с такой яростью и упорством, как вы - Фамусова. Что ж, и у гораздо худших персонажей есть свои защитники. Прекратите со мной спорить (неужели вам не надоело это неэффективное дело?!).
Мы изучали литературу как высочайше было предписано, историю тоже, а как же - это же науки ПОЛИТИЧЕСКИЕ! что из этого вышло мы видим. Маленький штрих из нашего... диалога: Вы оставляете за собой свободу высказываться где и когда Вы этого хотите, а меня желаете в этой свободе ограничить. С чего бы это? Не с того ли, что свои утверждения Вы подкрепляете ЧУЖИМИ идеологизированными мнениями. Кстати, пользуясь своей свободой, Вы могли не читать и, тем более, не отвечать на мои... реплики. Вы разделяете чужое мнение, а я имею собственное и могу его подкреплять фактами из первоисточника: Вытолкал? - вытолкал! Бросил на морозе? -бросил? Подглядывал-подслушивал? и подглядывал, и подслушивал! Клеветал? -клеветал! Это про Чацкого! Про Фамусова: сердился? -да! а кто бы не сердился на его месте? Грозил? - да! а кто бы не грозил? Наказал? - а это см. "Горе от ума" том II, не предусмотренный А.С. Грибоедовым, следовательно -то ли да, то ли нет.
Диана, поверьте человеку прожившему 67 лет, что несогласным быть-жить интереснее.
Мне жаль, что Вы не поняли или сделали вид, что не поняли, что именно рассердило меня в Вашем ответе, но в любом случае это не были ссылки на школьные авторитеты - не они мне оппонируют.
Опечатки - это хорошо, значит Вам не безразлична тема, а это главное.
Удачи Вам и здоровья!
Спасибо!
Дело не в том, что я ваши права ограничиваю, а в том, что я очень нервничаю и теряю над собой контроль, когда со мной спорят и пытаются убедить меня в правильности единственно своего мнения. Это моя особенность, связанная с аутизмом.
Так чт я не "грубая уличная тётка", как вам показалось.
Про противоречия в отношениях д'Артаньяна с монаршими особами - верная мысль. Вам тоже удачи и здоровья!
Спасибо!'' - не за что :-)
Я училась по обычной школьной программе, но учителя из школы приезжали ко мне домой.
Примите мои самые искренние уверения, что я ни в коей мере не пытался покушаться на Вашу свободу, время или внушить Вам какую-то Вам противную мысль - посредством диалога я хочу не более чем утвердиться в своем мнении, ведь диалог помогает искать аргументы. Большинство друзей и приятелей, кому я высказывал свои мысли, перечитало "Горе от ума" и это главное к чему я стремлюсь.
Если же Вы увидели в моих строках агрессию, то она, если и была, то только как ответная реакция на безосновательные, на мой взгляд, претензии.
Спасибо Вам за общение и всего Вам самого доброго!
"Лакей его (с крыльца)
Каре..." С КРЫЛЬЦА! а крыльцо в лучшем случае имеет навес, но не стены и точно не отапливается.
Ещё раз самые наилучшие пожелания!
У Грибоедова нет указаний о тулупе лакея, но, зная об отношении Чацкого к крепостничеству, лакей несомненно не выскакивал налегке, а был обет для условий Крайнего Севера и иметь при себе "тревожную котомку" с сухим пайком минимум на три дня и другими необходимыми вещами.
Спасибо, что навели ещё на одну мысль, и удачи Вам!
В сериале "Развязка петербургских тайн" Амалия фон Шпильце и Полиевкт Хлеьонасущегский, а с ними и прочие осуждённые, идут на каторгу в шттдушегрейке и шинели соответственно. Каждому из нас, видно для себя решать, что правдоподобнее - суена из сериала или иллюстрация Шмариновп к поэме.
Некрасов писал про косточки русские в насыпи железной дороги, а Толстой, что при строительстве ж.д. рабочим "только мяса давали 2 фунта". Тоже верь кому хочешь