За туалетом. Автопортрет. З. Е. Серебрякова |
В этой статье представлена характеристика главной героини рассказа "Чистый понедельник": описание внешности и характера в цитатах.
Смотрите:
Главная героиня рассказа "Чистый понедельник": характеристика в цитатах
Главная героиня рассказа – это загадочная, странная девушка, в которую безумно влюблен главный герой рассказа. Молодые люди встречаются, но девушка отказывается говорить с ним о будущем и о браке:
"...она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании..."Она богата и молода, как и главный герой:
"Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами."
О внешность героини известно, что у нее черные ("смольные") волосы, черные глаза (цвета "бархатного угля"), черные брови. Она выделяется своей "индийской, персидской" красотой:
"...она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных сережек вдоль чуть припудренных щек, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки."
"А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками..."
"...целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело..."
"...гляжу на губы... на темный пушок над ними, на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой-то слегка пряный залах ее волос..."
"Пушок на ее верхней губе был в инее..."
"...уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках."
"...вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке."
"...расчесывая... черные нити длинных висевших вдоль лица волос..."Героиня отличается молчаливостью и задумчивостью:
"...она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала..."У нее неторопливые манеры:
"...не спеша протягивала мне для поцелуя руку..."
"...она выходила из спальни одетая, готовая к выезду, спокойная и простая..."
"И она медленно улыбнулась и чокнулась с ним."Героиня разговаривает тихо и ровно. У нее медленный голос:
"...она склонилась ко мне, тихо и ровно говоря..."
"...слышу ее медленный голос..."
Девушка живет одна в Москве и снимает квартиру в доме напротив Храма Христа Спасителя:
"В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру..."
Из родных у героини есть только отец – богатый купец, который живет в Твери:
Со стороны кажется, что героине ничего не нужно (цветы, рестораны, театры и т.д.), но при этом она любит поесть, ездит в театры и т.д.:
"Жила она одна, — вдовый отец ее, просвещенный человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что-то, как все такие купцы, собирал."
"...кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало?"
Главный герой ухаживает за ней, возит ее в рестораны, театры, дарит цветы, конфеты:
"...каждый вечер я возил ее обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”..."
"...говорила: “Спасибо за цветы...” Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского..."Между главным героем и его возлюбленной существует какая-то "странная любовь". Эти отношения мучают молодого человека, но одновременно приносят ему счастье:
"“Странная любовь!” — думал я..."
"Наша неполная близость казалась мне иногда невыносимой..."
"И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье... Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!"
"Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня..."При этом у нее есть "явная слабость" к хорошей, дорогой одежде:
"Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех..."
Ей нравится "Лунная соната" Бетховена. Она любит разучивать ее начало на пианино:
Девушка бывает на "капустниках", то есть вечеринках Художественного театра. Там она весело проводит время с известными актерами и режиссерами, такими как Станиславский, Качалов, Москвин, Сулержицкий (реальные персонажи):"...стояло дорогое пианино, на котором она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало “Лунной сонаты”, — только одно начало..."
"Завтра “капустник” Художественного театра."
Судя по всему, у героини есть вредные привычки. Например, на очередном "капустнике" она пьет много шампанского и много кyрит:
"На «капустнике» она много курила и все прихлебывала шампанское..."
Девушка посещает какие-то курсы. Судя по всему, речь идет об общеобразовательных курсах для женщин. Ее любимым предметом является история:
"Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала. Я как-то спросил: “Зачем?” Она пожала плечом: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история...”..."
Ей нравятся русские летописи и сказания:
"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу."Ей нравится ходить в православные соборы и монастыри. При этом она говорит, что не религиозна:
"— Не знал, что вы так религиозны.
— Это не религиозность. Я не знаю что... Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого..."
Она любит слушать церковные песнопения (стихиры). Например, ей нравится, как поют в Зачатьевском и Чудовом монастырях в Москве. Она считает, что настоящая Русь сохранилась именно церковных песнопениях, а также в каких-нибудь северных монастырях:
"И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь — вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной."В конце рассказа героиня неожиданно разрывает отношения с главным героем, уезжает из Москвы в Тверь и уходит в монастырь:
"...просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: “В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг...”Спустя два года главный герой случайно видит ее в монастыре среди верующих. Девушка, судя по всему, не видит его в темноте, но ему кажется, что она как будто чувствует его присутствие. Больше герои не встречаются:
"...устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?"
О прототипе главной героини
Исследователи считают, что прототипом героини "Чистого понедельника" является первая любовь писателя – В. В. Пащенко:
Это была цитатная характеристика героини рассказа "Чистый понедельник": описание внешности и характера героини, ее отношений с главным героем и т.д.
"... [тип] женщин, не умеющих и не научившихся любить, который... был назван... в рассказе «Чистый понедельник». Прообразом этого типа, несомненно, была В. В. Пащенко. Она первая объяснилась Бунину в любви, однако в своем чувстве к нему никогда не была уверена и упрекала его в том, что он недостаточно ее любит; на его письма отвечала редко и неохотно и, наконец, бессильная разобраться в путанице чувств, оставила его и ушла к другому человеку." (статья А. Саакянц, "Собрание сочинений И. А. Бунина в шести томах", 1988 г.)
0 Комментарии