Максим Горький. Художник М. В. Нестеров |
В этой статье представлена избранная критика о творчестве Горького, отзывы современников о произведениях писателя и пр.
Смотрите: Все статьи о произведениях Горького
Критика о творчестве Горького
Н. Г. Шебуев, 1903 г.:
...автор еще молод, находится в расцвете своего таланта и, следовательно, можно ожидать дальнейшего развития его творчества... <...>
Успех произведений Максима Горького... можно смело назвать изумительным, небывалым в летописях всемирной литературы. В каких-нибудь два-три года неизвестный дотоле Алексей Максимович Пешков превратился в популярного Максима Горького, - писателя, сразу завоевавшего себе видное место в литературе... <...>
Конечно, художественный талант Максима Горького не подлежит никакому сомнению: его рассказы написаны живыми, яркими красками, они новы и оригинальны... его описания природы, в особенности моря, дышат очаровательной и своеобразной поэзией; его увлекательный и искренний лиризм действует захватывающе на читателя. <...>
...по нашему мнению, главная причина небывалого успеха этого писателя заключается именно в том, что он побудил или, вернее, пытается пробудить в людях чувства бодрости и энергии. Помимо этого, успех его произведений обуславливается также временем и обстоятельствами.
Первое, чем привлекают к себе читателя произведения Максима Горького, - это чувство индивидуальности, которым проникнуты герои его рассказов, - его "бывшие люди". Это чувство как раз совпадает с современным настроением нашего общества. Индивидуализм все глубже проникает в сознание последнего и эта черта в героях Горького - борьба за индивидуальность - не могла не привлечь к себе сердца и умы современных людей, ищущих, как и босяки Горького, выхода из заколдованного круга так называемых "проклятых" вопросов. <...>
...то, что он написал до сего времени, следует считать не только ценным вкладом в русскую литературу, но и богатым материалом для истории русской жизни. С этой точки зрения, в области русской мысли Горький и его произведения долго не умрут. Они не потеряют своего громадного значения..."
(Н. Г. Шебуев, "Максим Горький. Его значение в рус. жизни и лит.", 1903 г.)
А. В. Амфитеатров, 1908 г.:
"Что защищать Горького? Он сам себя от кого угодно защитит. О Горьких можно рассуждать, спорить, диспутировать, но Горьких нельзя ни "хвалить", ни "ругать": это так же смешно и невозможно, как "расхвалить" или разругать... Черное море. <...>
В громадном таланте Максима Горького самая сильная сторона - эпическая: блестящие описания, быт и "марш во славу или на смерть героя" - бессмертная "Песня о соколе", "Буревестник", и т.п. Но в пьесах описания уходят в ремарки и остаются в ведении режиссеров. <...> Таким образом в битвах, импровизированных против интеллигенции, Горький остался без главной своей артиллерии. Сатирик же он никакой, а юморист первобытный и не веселый. В его карикатурах есть стремление оскорбить, но нет смеха и грации, искупающих насилие, таящееся во всяком оскорблении, хотя бы самом заслуженном и справедливом. <...>
"Максим Горький - специалист по героическому эпосу. Автор "Бервестника", "Песни о соколе", "Изергиль" и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он... добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества."
(А. В. Амфитеатров, "Современники. Статьи", 1908 г.)
Из книги "Корифеи новейшей русской литературы", 1912 г.:
"На долю немногих выпадает такой успех, каким пользуется в наше время М. Горький. Молодой писатель появился в русской литературе как-то незаметно и быстро успел занять почетное место среди русских беллетристов.
По характеру и содержанию своего творчества М. Горький ближе всего стоит к Короленку. <...> При чтении произведений М. Горького чувствуется, что между автором и героями существуют более близкие отношения сравнительно с отношениями, существующими между Короленком и его героями. <...>
Герои произведений М. Горького вызывают в читателе какое-то смешанное чувство удивления перед их силой и в то же время - сожаления, какой-то досадной неудовлетворенности от их бессилия умело пользоваться своей силой. Сила героев М. Горького - в том, что они легко, без всяких колебаний, могут порывать привязанности к месту, к окружающим людям... <...>
Из-за привязанностей человек часто поступается своей свободой, свыкается с разного рода уступками жизни - сначала маленькими, а затем и большими. Это так называемые компромиссы, ложь перед самим собой. Босяки Горького откровенны, никогда не лгут себе. Их тяготит мир привязанностей, и они бегут отсюда на простор, предпочитая жить впроголодь и прохолодь, чем жить в тепле и сытом довольстве, но без свободы. <...>
Герои М. Горьеого вообще любят непосредственное общение с природой. Она привлекает их своим безмятежным спокойствием, гордым величием. За природой они часто забывают человека. <...>
О героях М. Горького можно сказать, что они - дети природы, и потому из душной обстановки слишком прозаической жизни рвутся на свободу, к ней - свой матери. Здесь на лоне природы, всегда в приподнятом настроении, герои М. Горького освобождаются от... мелочей повседневной жизни, становятся выше и лучше самих себя в обыденной жизни."
("Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький": критические очерки", Одесса, 1912 г.)
Ю. Айхенвальд, 1910 г.:
"Наиболее поразительной и печальной особенностью Горького является то, что он, этот проповедник свободы и природы, этот высокомерный отрицатель культуры, сам однако в творчестве своем далеко уклоняется от живой непосредственности, наивной силы и красоты.
Ни у кого из писателей так не душно, как у этого любителя воздуха. Ни у кого из писателей так не тесно, как у этого изобразителя просторов и ширей. Дыхание Волги, которое должно бы слышаться на его страницах и освежать из вольной своей мощью, на самом деле заглушено тем резонерством и умышленностью, которая на первых же шагах извратили его перо, посулившее было свежесть... <...>
Так нет у него и следа художественной объективности, высокого спокойствия, но нет и лиризма... <...> ...Горький сочиняет, а не пишет с натуры, выдумает, а не видит... <...>
Если все-таки Горький на первых порах своей литературной... деятельности завоевал себе общие симпатии, то это объясняется, прежде всего тем, что было ценно и привлекательно его доверие к человеку, его внимание к раздетому и голодному. Он в бывших людях увидел людей настоящих, он понял, что кто было человеком, тот человеком остается; он еще раз напомнил о пловцах жизненного дна."
(Ю. Айхенвальд, "Силуэты русских писателей", вып. 3, 1910 г.)
Л. Е. Оболенский, 1900 г.:
"Немногим из писателей-беллетристов удавалось завоевать себе общественное внимание так быстро, как Максиму Горькому. Быть может, он достиг этого, приспособляясь к вкусам толпы?
Герои М. Горьеого вообще любят непосредственное общение с природой. Она привлекает их своим безмятежным спокойствием, гордым величием. За природой они часто забывают человека. <...>
О героях М. Горького можно сказать, что они - дети природы, и потому из душной обстановки слишком прозаической жизни рвутся на свободу, к ней - свой матери. Здесь на лоне природы, всегда в приподнятом настроении, герои М. Горького освобождаются от... мелочей повседневной жизни, становятся выше и лучше самих себя в обыденной жизни."
("Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький": критические очерки", Одесса, 1912 г.)
Ю. Айхенвальд, 1910 г.:
"Наиболее поразительной и печальной особенностью Горького является то, что он, этот проповедник свободы и природы, этот высокомерный отрицатель культуры, сам однако в творчестве своем далеко уклоняется от живой непосредственности, наивной силы и красоты.
Ни у кого из писателей так не душно, как у этого любителя воздуха. Ни у кого из писателей так не тесно, как у этого изобразителя просторов и ширей. Дыхание Волги, которое должно бы слышаться на его страницах и освежать из вольной своей мощью, на самом деле заглушено тем резонерством и умышленностью, которая на первых же шагах извратили его перо, посулившее было свежесть... <...>
Так нет у него и следа художественной объективности, высокого спокойствия, но нет и лиризма... <...> ...Горький сочиняет, а не пишет с натуры, выдумает, а не видит... <...>
Если все-таки Горький на первых порах своей литературной... деятельности завоевал себе общие симпатии, то это объясняется, прежде всего тем, что было ценно и привлекательно его доверие к человеку, его внимание к раздетому и голодному. Он в бывших людях увидел людей настоящих, он понял, что кто было человеком, тот человеком остается; он еще раз напомнил о пловцах жизненного дна."
(Ю. Айхенвальд, "Силуэты русских писателей", вып. 3, 1910 г.)
Л. Е. Оболенский, 1900 г.:
"Немногим из писателей-беллетристов удавалось завоевать себе общественное внимание так быстро, как Максиму Горькому. Быть может, он достиг этого, приспособляясь к вкусам толпы?
Наоборот: все, что до сих пор вышло из-под его пера, должно бы скорее отталкивать "большую публику", чем привлекать к нему: в его произведениях множество теоретических разговоров, чего "большая публика" не любит; герои его первых этюдов грязны, пьяны и принадлежат к подонкам общества, неинтересным "большой публике", любящей, хотя бы в воображении, пожить жизнью и сентиментами князей, графов...
У Горького нет и мелочной изящной отделки деталей, излюбленной "большой публикой", которая в этом отношении избалована новейшими беллетристами. Наоборот, его художественные приемы напоминают отчасти; приемы Репина в живописи, с тою, однако, разницей, что Репин, бросая на свои картины и портреты огромные, аляповатые, мазки, руководится (я смею это думать) больше теорией, чем внутренней потребностью, а у Горького это - результат огромного внутреннего чувства, мучительного искания "правды жизни", которое не дает ему задуматься ни на минуту о деталях, о форме, о приемах.
Его краски, эпитеты, слова вырываются сами собою, без его ведома, из сердца, измученного "сутолокой и буреломом", безобразиями и "теснотой жизни", - как вырываются вопли из груди раненного. И в этом их страшная сила.
Отнимите у них эту непосредственность, эту железную грубость и раскаленность, и у нас был бы обыкновенный художник, а не Максим Горький, бьющий по сердцу, как молотом, вызывающий бурю, мыслей и настроений. В этом, т.е. в страстности его "исканий" - его сила, его оригинальность и его власть над толпой, - конечно, не считая крупного таланта наблюдателя и психолога.
(Л. Е. Оболенский, "Максим Горький и идеи его новых героев", 1900 г.)
У Горького нет и мелочной изящной отделки деталей, излюбленной "большой публикой", которая в этом отношении избалована новейшими беллетристами. Наоборот, его художественные приемы напоминают отчасти; приемы Репина в живописи, с тою, однако, разницей, что Репин, бросая на свои картины и портреты огромные, аляповатые, мазки, руководится (я смею это думать) больше теорией, чем внутренней потребностью, а у Горького это - результат огромного внутреннего чувства, мучительного искания "правды жизни", которое не дает ему задуматься ни на минуту о деталях, о форме, о приемах.
Его краски, эпитеты, слова вырываются сами собою, без его ведома, из сердца, измученного "сутолокой и буреломом", безобразиями и "теснотой жизни", - как вырываются вопли из груди раненного. И в этом их страшная сила.
Отнимите у них эту непосредственность, эту железную грубость и раскаленность, и у нас был бы обыкновенный художник, а не Максим Горький, бьющий по сердцу, как молотом, вызывающий бурю, мыслей и настроений. В этом, т.е. в страстности его "исканий" - его сила, его оригинальность и его власть над толпой, - конечно, не считая крупного таланта наблюдателя и психолога.
(Л. Е. Оболенский, "Максим Горький и идеи его новых героев", 1900 г.)
Это была избранная критика о творчестве Горького, отзывы современников о произведениях писателя.
Смотрите: Все статьи о произведениях Горького
0 Комментарии