Поход князя Игоря. Художник Н. Рерих |
Смотрите: Все материалы по "Слову о полку Игореве"
Критика о "Слове о полку Игореве"
М. А. Максимович:
"«Песнь о Полку Игореве» есть драгоценный памятник русской поэзии в конце XII века.
...кроме общей литературной важности..., она важна как единственный до нас дошедший письменный памятник самородной древней русской поэзии, блестящий яркими красотами поэтическими, и вместе с тем полный истиной исторической. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах. <...>
Наконец, Песнь Игорю как верное выражение своего времени важна для самой истории Древней Руси и своим современным взглядом на порядок вещей, на разные события и лица, и даже некоторыми подробностями, кроме ее нигде не сохранившимися. <...>
Песнь Игорю, как Поэма, а не летопись и не история, чужда многих подробностей; однако она полна исторической истины, представленной ей в кратких, живых, ярких картинах."
(М. А. Максимович, статья "Песнь о полку Игореве", "Собрание сочинений М. А. Максимовича. Языкознание. История словесности", 1880 г.)
...кроме общей литературной важности..., она важна как единственный до нас дошедший письменный памятник самородной древней русской поэзии, блестящий яркими красотами поэтическими, и вместе с тем полный истиной исторической. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах. <...>
Наконец, Песнь Игорю как верное выражение своего времени важна для самой истории Древней Руси и своим современным взглядом на порядок вещей, на разные события и лица, и даже некоторыми подробностями, кроме ее нигде не сохранившимися. <...>
Песнь Игорю, как Поэма, а не летопись и не история, чужда многих подробностей; однако она полна исторической истины, представленной ей в кратких, живых, ярких картинах."
(М. А. Максимович, статья "Песнь о полку Игореве", "Собрание сочинений М. А. Максимовича. Языкознание. История словесности", 1880 г.)
Е. В. Барсов:
"...те исследователи, которые смотрят на "Слово" с точки зрения летописной и предъявляют к нему требования хронологии и фактической последовательности, на наш взгляд, обнаруживают лишь свое недомыслие художественного и творческого характера "Слова" и задачи самого певца, который характеризует лица и события, как поэт, а не описывает их, как историк. Не следует от автора требовать того, чего он дать не думал.
"Слово о полку Игореве", помимо своего исторического и литературного значения, есть в то же время поучительный памятник для всех будущих веков России. Здесь, пред нами, поэтическое выражение государственного строя Киевской Руси и в его идеале, и в его действительности.
Гений автора стремился... водрузить знамя единения во имя "идеи земли святорусской". <...> Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение."
(Е. В. Барсов, ""Слово о полку Игореве" как художественный памятник Киевской дружинной Руси")
Гений автора стремился... водрузить знамя единения во имя "идеи земли святорусской". <...> Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение."
(Е. В. Барсов, ""Слово о полку Игореве" как художественный памятник Киевской дружинной Руси")
Это была критика о "Слове о полку Игореве": отзывы критиков о произведении и его особенностях.
1 Комментарии
(Д. С. Лихачев, "Слово о полку Игореве и культура его времени", стр. 2)