Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев |
Рассказ "Старуха Изергиль" – одно из ярких произведений выдающегося русского писателя Максима Горького.
Суть, смысл и идея рассказа "Старуха Изергиль" Горького
Г. В. Александровский:
"...как нужно устроить жизнь, чтобы взять от нее то, что она может дать? Ответ на этот вопрос можно найти в таких полуфантанстических аллегорического характера произведениях, как... "Старуха Изергиль" (рассказ ее о Данко). <...>...истинное счастье жизни в борьбе за возвышенные стремления, мудрость ее – "в безумстве храбрых". <...> Нужно быть подобным, например, Данко, о котором рассказывала автору старая молдаванка Изергиль.
...в неустанном порыве вперед во имя свободы и заключается истинное счастье. Нет нужды, что иногда, быть может, эти порывы ни к чему не приведут, и призывы "вперед", в сущности, обман, ибо впереди ничего нет, – они все же лучше, чем позорное прозябание..."
(Г. В. Александровский, "Максим Горький и его сочинения", 1901 г.)
Л. Е. Оболенский:
"...Чем выше ставит Горький любящего Данко, тем сильнее вспыхивает его негодование против дряблой, пошлой толпы, бегущей за героем только из-за любопытства и в силу очарования, но это негодование у него, как и у Данко, тот час сменяется жалостью...И вот откуда его прощающий тон, его удивительный психологических анализ, стремящийся показать нам искру Божью в самых падших из падших. <...>
Не прощает он только тем одним, в ком не находит "искры Божьей", то есть любви и жалости к людям: таков этот Ларра... <...>
Сам Горький... перефразирует... слова Изергили, говорит в конце рассказа уже от себя: "И думал я о великом, горячем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд о старине..." <...>
Это просто упрек, брошенный современному человеку за его "мертворожденное сердце", брошенный тем современникам, которые "ни теплы ни холодны"... <...>
...наши критики обратили внимание на тип самой Изергили, т.е. на ее рассказы о собственных романтических похождениях – совершенно не важных, а, между тем, две легенды, рассказанные ей, и в которых вся суть рассказа, – совершенно упустили из вида! Особенно это непростительно, когда дело идет о Данко. <...>
Сама Изергиль была нужна Горькому только как воплощение "преданий старины глубокой", – как тот кот, который ходит на "златой цепи" и рассказывает сказки. Если Горький рассказал и некоторые черты ее биографии, то просто затем, чтобы эта старуха не являлась пред нами отвлеченной и мертвой... а была живым существом..."
(Л. Е. Оболенский, "Максим Горький и причины его успеха: (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским)", 1903 г.)
...наши критики обратили внимание на тип самой Изергили, т.е. на ее рассказы о собственных романтических похождениях – совершенно не важных, а, между тем, две легенды, рассказанные ей, и в которых вся суть рассказа, – совершенно упустили из вида! Особенно это непростительно, когда дело идет о Данко. <...>
Сама Изергиль была нужна Горькому только как воплощение "преданий старины глубокой", – как тот кот, который ходит на "златой цепи" и рассказывает сказки. Если Горький рассказал и некоторые черты ее биографии, то просто затем, чтобы эта старуха не являлась пред нами отвлеченной и мертвой... а была живым существом..."
(Л. Е. Оболенский, "Максим Горький и причины его успеха: (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским)", 1903 г.)
Это был анализ сути, смысла и идеи рассказа "Старуха Изергиль" Горького.
0 Комментарии