Пьеса "Горе от ума" является выдающимся произведением русской классической драмы.
В этой статье представлен анализ особенностей жанра пьесы "Горе от ума" Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.
Смотрите:
- Все материалы по комедии "Горе от ума"
Акты сменяют друг друга..., доставляя удовольствие собою, каждый порознь, но не производя никакого цельного эффекта. <...>
Коротко сказать, явление “Горя от ума” на сцене показывает, что оно писано совсем не для сцены!
Но... мы в то же время признаемся, что представление “Горя от ума” видели с удовольствием. Отчего ж это происходит? Оттого, что эта пьеса имеет другие достоинства, развлекающие беспрестанно внимание и не допускающие соскучиться драматическою ее пустотою. “Горе от ума” не есть комедия, но живая сатирическая картина, вставленная в сценические рамы. <...>
Это панорама гостиных Москвы, неподвижная, но выразительная, яркая, живописная! ... вот где корень удовольствия, с коим “Горе от ума” принималось, принимается и будет приниматься!
Крупнейшей стилистической особенностью «Горя от ума» является его стиховая форма. Это как бы музыкальная драма со своим неизбежным ритмом, не допускающим произвольных остановок и пауз."
(В. Н. Орлов, послесловие к книге "Горе от ума", Москва, "Детгиз", 1949 г.)
Это был анализ особенностей жанра пьесы "Горе от ума" Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.
Смотрите: Все материалы по комедии "Горе от ума"
В этой статье представлен анализ особенностей жанра пьесы "Горе от ума" Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.
Смотрите:
- Все материалы по комедии "Горе от ума"
Жанр пьесы "Горе от ума" Грибоедова
А. С. Грибоедов о жанре "Горе от ума":
"Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было". (А. С. Грибоедов о "Горе от ума" )Н. И. Надеждин о жанре "Горе от ума":
"Надобно видеть “Горе от ума” на сцене, чтобы удостовериться решительно, как мало в этой пьесе драматического. <...> ...Совершенное отсутствие действия в пьесе... ...содержание и ход ее не приковывают к себе никакого участия, даже не раздражают любопытства.Акты сменяют друг друга..., доставляя удовольствие собою, каждый порознь, но не производя никакого цельного эффекта. <...>
Коротко сказать, явление “Горя от ума” на сцене показывает, что оно писано совсем не для сцены!
Но... мы в то же время признаемся, что представление “Горя от ума” видели с удовольствием. Отчего ж это происходит? Оттого, что эта пьеса имеет другие достоинства, развлекающие беспрестанно внимание и не допускающие соскучиться драматическою ее пустотою. “Горе от ума” не есть комедия, но живая сатирическая картина, вставленная в сценические рамы. <...>
Это панорама гостиных Москвы, неподвижная, но выразительная, яркая, живописная! ... вот где корень удовольствия, с коим “Горе от ума” принималось, принимается и будет приниматься!
Произведение сие, несмотря на свою сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей как живой документ из летописей общественной жизни."
(Н. И. Надеждин, критическая статья "«Горе от ума». Комедия в четырех действиях, А. Грибоедова", 1831 г.)
(Н. И. Надеждин, критическая статья "«Горе от ума». Комедия в четырех действиях, А. Грибоедова", 1831 г.)
Н. К. Пиксанов о жанровом своеобразии "Горе от ума":
"...Сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма... <...> Читатели того и более позднего времени воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет, сатиру. <...>
Литература стремилась глубже отразить современность и историю. На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин». <...>
Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный. <...>
По существу «Горе от ума» следовало бы называть не комедией, а драмой..."
В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. <...>
«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра... и до поздней ночи... изображена с удивительной полнотой и правдивостью.
Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т.д. <...> Грибоедов первый в русской литературе создал психологическую драму.
Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма... <...> Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. <...>
Крупнейшей стилистической особенностью «Горя от ума» является его стиховая форма. Это как бы музыкальная драма со своим неизбежным ритмом, не допускающим произвольных остановок и пауз."
("А. С. Грибоедов. «Горе от ума»" под ред. Н. К. Пиксанова, серия "Литературные Памятник", изд-во «Наука», М. 1969 г.)
В. Н. Орлов о жанре "Горе от ума":
"В сущности, "Горе от ума", конечно, вовсе не комедия в обычном значении этого слова, а патетическая драма о горестной судьбе умного, передового человек в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России."(В. Н. Орлов, послесловие к книге "Горе от ума", Москва, "Детгиз", 1949 г.)
Это был анализ особенностей жанра пьесы "Горе от ума" Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.
Смотрите: Все материалы по комедии "Горе от ума"
0 Комментарии