Пирогов и жена Шиллера. Художник Д. Кардовский |
Повесть "Невский проспект" принадлежит к циклу Петербургских повестей Николая Гоголя.
В этой статье представлен анализ повести "Невский проспект" Гоголя: суть, смысл и идея произведения.
Смотрите:
- Все материалы по повести "Невский проспект"
- Все материалы по повести "Невский проспект"
Анализ повести "Невский проспект" Гоголя
Н. А. Котляревский о повести "Невский проспект":
"Основная идея... мысль о борьбе художника с прозою жизни, борьбе жестокой, полной страданий, которая почти всегда кончается гибелью дерзкого, возмутившагося против действительности человека.В "Невском проспекте" сам автор неоднократно наводит читателя на эту основную идею своего произведения. "О! как отвратительна действительность! Что она против мечты?" "Боже! что за жизнь наша! — вечный раздор мечты с существенностью!" — говорить сам Гоголь, задумываясь над судьбой своего героя; и, заканчивая свою повесть, он повторяет тот же возглас, но только не в патетическом, а в полушутливом тоне: "Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!".
Нас не должен смущать этот юмористический тон, которым автор стремится себя утешить и которым он смягчает грустное впечатление своего рассказа. Рассказ о художнике Пискареве, действительно, очень печален, и веселый анекдот об его товарище Пирогове только ярче оттеняет всю трагедию несчастного мечтателя, который думал найти своей идеал на Невском проспекте и, идя следом за этим идеалом, очутился в самом грязном притоне. Но и без этой фатальной встречи наш нежный и тихий мечтатель-художник — фигура трагическая. <...>
У него, жителя севера, мечта может разыграться не хуже, чем у его южных братьев. От такой мечты, от такого сновидения и погиб наш мечтатель, который хотел день обратить в ночь, жизнь в сон, чтобы не разлучаться со своим идеалом, мечтатель, который решился было облагородить житейскую грязь своим прикосновением к ней и, наконец, в самоубийстве нашел примирение с жизнью.
Читая эту повесть, можно, конечно, задуматься над сравнительно ничтожным мотивом, который избрал автор, как предлог для такой душевной катастрофы. Можно удивиться, что из всех противоречий идеала и жизни, противоречий, так больно отзывающихся на душе поэта, Гоголь остановился именно на этом резком контрасте внешней женской красоты и душевного безобразия и грязи. Контраст в его изображении вышел, действительно, очень резкий. Женщина, падение которой повлекло за собой гибель художника, была с внешней стороны идеалом красоты, на описание которой наш автор не поскупился. <...>
Гоголь имел свои основания, когда всю загадку жизни художника сосредоточил на его любви к этой красавице. Надо знать, как в те годы, да и вообще во всю свою жизнь, наш автор высоко ставил женщину и ее красоту, чтобы понять ту общую мысль, которую он высказал в своей повести. История с Пискаревым была не только страницей обыденной жизни, страницей вполне согласной с реальной правдой — это был рассказ с затаенным смыслом.
Для Гоголя женская красота и "красота" вообще были понятия почти что равнозначущия, а с "красотой" в жизни для него неразрывно были соединены и понятия об истине и добре. Он в те годы неоднократно подчеркивал эту связь понятий, и есть основание думать, что он всю жизнь продолжал верить в эту связь, которая так затрудняла ему его отношения к женщинам, с которыми он сталкивался. <...>
Наш поэт в любви был большой романтик и рыцарь: у него был свой культ красоты и ее носительницы — женщины, почему и выставленное в "Невском Проспекте" противоречие между идеальной красотой внешней и внутренним душевным безобразием являлось в его глазах одним из самых страшных контрастов идеала и жизни. Контраст был и потому еще столь ужасный, что он не допускал никакого соглашения..."
(Н. А. Котляревский "Николай Васильевич Гоголь. 1829-1842 : Очерк из истории рус. повести и драмы" 1908 г.)
Н. Л. Степанов о повести "Невский проспект":
"Петербургские повести Гоголя [в том числе "Невский проспект"]... представляют цельный, законченный цикл...Героем петербургских повестей явился маленький обездоленный человек, чья трагическая судьба в условиях всесильной бюрократической иерархии, господства чина и капитала становится предметом самого пристального внимания писателя.
Гоголевский герой, маленький человек, не в силах преодолеть вечный раздор мечты и действительности, он гибнет в неравной схватке с повседневностью. Кончает жизнь самоубийством мечтательный, искренне преданный искусству художник Пискарев, умирает в горячке безропотный Акакий Акакиевич, сходит в ума... Поприщев, погибает герой "Портрета".
Петербургские повести проникнуты чувством гуманности, исполнены глубокого сострадания к простому человеку, бедному труженику, беззащитному перед лицом жестокой действительности. <...>
...том открывается "Невским проспектом" – произведением, которое можно назвать увертюрой к петербургским повестям. В "Невском проспекте" переплетаются темы и мотивы, развитые затем в других повестях: тема трагической гибели идеала, краха надежд, мечты при столкновении с действительностью...; затронута проблема взаимоотношений художника и общества... <...>
Сюжет "Невского проспекта" основан на контрастном параллелизме судеб героев, через всю повесть проходит противопоставление двух начал, противоположных социальных и нравственных сфер. С одной стороны – трагическая судьба бедняка художника, который гибнет, будучи не в силах перенести крушения своих иллюзий; с другой – история фривольных похождений самодовольного поручика Пирогова. То, что становится трагедией для идеалиста и мечтателя художника Пискарева, приобретает фарсовый, комический характер в жизни пошляка Пирогова. <...>
Создание образа преуспевающего поручика Пирогова явилось большой творческой удачей Гоголя."
(Н. Л. Степанов, примечания к 3-ему тому "Собрания сочинений Гоголя в 6 томах", 1959 г.)
Д. Н. Овсянико-Куликовский о повести "Невский проспект":
"...Первая серьезная повесть Гоголя из общерусской жизни — "Невский проспект" (1834 г.), о которой Пушкин отозвался, как о «самом полном» (т.е. содержательном и выдержанном) из произведений Гоголя, в то время изданных. Позднее появились другие, еще более «полные» творения Гоголя, в сравнении с которыми «Невский проспект» представляется лишь опытом, показывающим, как великий писатель искал своей настоящей дороги. Он шел к реализму творчества через романтизм настроения, идей и приемов письма. Это тот же путь, каким он шел и в произведениях малороссийских.«Невский проспект» – повесть на половину реальная, наполовину романтическая. В ней рассказаны и сопоставлены две параллельные «истории»: реальная, пошлая история поручика Пирогова, которого за ловеласничество высекли честные немцы, и романтическая история художника Пискарева, который лишил себя жизни, по мотивам ультра-романтическим.
В той части, где дело идет о поручике Пирогове, видно родство с тем, что представляют собою повести «Нос» и «Коляска»: это также смешной анекдот, рассказанный для потехи. Но разница в том, что на этот анекдот падает тень от другой части повести, от истории художника Пискарева, и эта тень заставляет нас невольно задуматься и усомниться в том, в самом ли деле для одной лишь потехи рассказан этот смешной казус...
Но в то же время и на романтического художника, от сопоставления с его приятелем, поручиком Пироговым, падает также некая тень — пошловатости, и читатель чувствует, что расстояние между друзьями не так уж велико. Оба они — люди очень глупые. Разница лишь в том, что поручик Пирогов глуп до смешного, а художник Пискарев — глуп трагически, — и это самый скверный и безнадежный вид глупости. И мы читаем печальную повесть его страданий, мечтаний и смерти — без всякой жалости, без сочувствия. И к заключительным словам Гоголя: «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев» — мы относимся с некоторым недоумением.
Мы думаем: никогда, ни при каких, далее самых благоприятных условиях, «талант» Пискарева не вспыхнул бы ни широко, ни ярко; в лучшем случае из него вышел бы посредственный ремесленник; всего вероятнее, что он окончил бы тем, чем так часто кончают русские люди с «искрой таланта»: спился бы. И вышел бы из него пропойца трагический, мелодраматический, произносящий в трактире жестокие тирады о погибшей жизни, о загубленном великом даровании...
Гоголь не хотел разоблачать бедного художника и отнесся к нему с большою снисходительностью и мягкостью, как и вообще отнесся он к «типу» петербургских художников, абрис которого набросан в другом месте повести. Там их искусство не высоко оценивается, и показано, что из них, собственно говоря, ничего не выходит; но вина за это сваливается на петербургский климат и на склад петербургской жизни. <...> И сами художники представлены здесь, хотя и в смешном виде, но с явным сочувствием.
Тут, несомненно, сказались личные симпатии Гоголя к этому миру художников. Он сразу полюбил этих скромных, робких тружеников, лелеющих романтический идеал высокого искусства, противопоставляемого пошлой жизни, — идеал, который разделял и он сам. На фоне серой петербургской жизни эти мечтатели казались явлением необычным. <...>
Знакомство с этой средой завязалось у Гоголя еще в 1830 году, когда он посещал классы рисования в Академии художеств. <...>
Эта наивная идеализация с годами, конечно, пошла на убыль; но живой интерес к миру художников, к их душевному укладу и их искусству остался у Гоголя навсегда. Мотив контраста или конфликта между культом «красоты», жрецом которого является художник, и безобразием или пошлостью окружающей жизни, между мечтой и действительностью не переставал занимать Гоголя, и размышления в этом направлении подсказали ему не только идею и сюжет «Невского проспекта», но и идею другой повести — «Портрет»... По всему видно, что указанный мотив играл видную роль в творчестве Гоголя...
Но в богатом содержании повести «Невский проспект» есть и другие мотивы. Один из них намечен лишь вскользь, но ему суждено было занять видное место в тех долгих, сосредоточенных думах, которые легли в основу величайшего из творений Гоголя — «Мертвых душ». Этот мотив затронут в том месте, где говорится о немцах-ремесленниках, кстати сказать, превосходно очерченных. <...>
Гоголь очень ценил выдержку, аккуратность, самообладание, трудоспособность и добросовестность, — качества, которые бросались в глаза, когда он встречался с немецкими ремесленниками, и которых он не находил у русского человека. В данном месте о русском рабочем или мастеровом нет речи, но противопоставление немца русскому с указанной точки зрения, напрашивалось само собою, и, без сомнения, Гоголь имел его в виду.
Эта наивная идеализация с годами, конечно, пошла на убыль; но живой интерес к миру художников, к их душевному укладу и их искусству остался у Гоголя навсегда. Мотив контраста или конфликта между культом «красоты», жрецом которого является художник, и безобразием или пошлостью окружающей жизни, между мечтой и действительностью не переставал занимать Гоголя, и размышления в этом направлении подсказали ему не только идею и сюжет «Невского проспекта», но и идею другой повести — «Портрет»... По всему видно, что указанный мотив играл видную роль в творчестве Гоголя...
Но в богатом содержании повести «Невский проспект» есть и другие мотивы. Один из них намечен лишь вскользь, но ему суждено было занять видное место в тех долгих, сосредоточенных думах, которые легли в основу величайшего из творений Гоголя — «Мертвых душ». Этот мотив затронут в том месте, где говорится о немцах-ремесленниках, кстати сказать, превосходно очерченных. <...>
Гоголь очень ценил выдержку, аккуратность, самообладание, трудоспособность и добросовестность, — качества, которые бросались в глаза, когда он встречался с немецкими ремесленниками, и которых он не находил у русского человека. В данном месте о русском рабочем или мастеровом нет речи, но противопоставление немца русскому с указанной точки зрения, напрашивалось само собою, и, без сомнения, Гоголь имел его в виду.
Вникая в темные стороны русской действительности и отрицательные черты русского национального характера, он, в числе других, отмечал наше слабоволие, отсутствие выдержки, легкомысленное отношение к своей собственной жизни, недостаточную трудоспособность и ту легкость, с какою русский человек опускается, обленивается, бросает дело и превращается в «тряпку». <...>
Безволие, распущенность, неспособность к планомерному и стойкому труду, неумение жить добро- порядочно и благообразно, — таковы те «свойства» русского человека, которые Гоголь находил не только в простонародии, но и всюду — у русских людей «всех званий и состояний». С этой точки зрения одинаково плохи представлялись ему все — и помещики, и чиновники, и купцы, и мещане, и крестьяне и, наконец, все те, которые составляли интеллигенцию того времени. <...>
...выдающееся значение... принадлежит... мастерскому изображению показной стороны, петербургской жизни. Это сделано с помощью описания Невского проспекта в различные часы, т. е. публики, толпящейся на этой «улице-красавице нашей столицы». Нельзя не упрекнуть Гоголя за чрезмерную растянутость этого описания. Здесь бросается в глаза основной недостаток раннего творчества Гоголя: отсутствие экономии в приемах и средствах художественного письма.
Это какой-то разгул острословия, производящий невыгодное впечатление словоохотливости и балагурства, — впечатление, которое тем досаднее, что читатель не перестает чувствовать под этим юмористическим очерком серьезную мысль и невольно думает, что эта мысль выступила бы яснее и резче, если бы она не была завалена и придавлена этой грудою на лету схваченных силуэтов, этим калейдоскопом быстро мелькающих усов, воротников, шляп, шинелей, сапогов, башмачков...
Избыток черт и красок производит эффект надуманности, — читатель чувствует, что художник намеренно ведет его куда-то и при этом слишком настойчиво подсказываете ему какой-то вывод, — и это мешает натуральному, самопроизвольному возникновению мысли из образа. Этот недостаток чувствуется местами и в повести «Портрет»,"
(Д. Н. Овсянико-Куликовский "Гоголь в его произведениях: к столетию рождения великого писателя. 1809-1909", 1909 г.)
Безволие, распущенность, неспособность к планомерному и стойкому труду, неумение жить добро- порядочно и благообразно, — таковы те «свойства» русского человека, которые Гоголь находил не только в простонародии, но и всюду — у русских людей «всех званий и состояний». С этой точки зрения одинаково плохи представлялись ему все — и помещики, и чиновники, и купцы, и мещане, и крестьяне и, наконец, все те, которые составляли интеллигенцию того времени. <...>
...выдающееся значение... принадлежит... мастерскому изображению показной стороны, петербургской жизни. Это сделано с помощью описания Невского проспекта в различные часы, т. е. публики, толпящейся на этой «улице-красавице нашей столицы». Нельзя не упрекнуть Гоголя за чрезмерную растянутость этого описания. Здесь бросается в глаза основной недостаток раннего творчества Гоголя: отсутствие экономии в приемах и средствах художественного письма.
Это какой-то разгул острословия, производящий невыгодное впечатление словоохотливости и балагурства, — впечатление, которое тем досаднее, что читатель не перестает чувствовать под этим юмористическим очерком серьезную мысль и невольно думает, что эта мысль выступила бы яснее и резче, если бы она не была завалена и придавлена этой грудою на лету схваченных силуэтов, этим калейдоскопом быстро мелькающих усов, воротников, шляп, шинелей, сапогов, башмачков...
Избыток черт и красок производит эффект надуманности, — читатель чувствует, что художник намеренно ведет его куда-то и при этом слишком настойчиво подсказываете ему какой-то вывод, — и это мешает натуральному, самопроизвольному возникновению мысли из образа. Этот недостаток чувствуется местами и в повести «Портрет»,"
(Д. Н. Овсянико-Куликовский "Гоголь в его произведениях: к столетию рождения великого писателя. 1809-1909", 1909 г.)
Это был анализ повести "Невский проспект" Гоголя: суть, смысл и идея произведения, анализ персонажей.
Смотрите: Все материалы по "Невскому проспекту"
0 Комментарии