А. И. Куприн |
Он является автором таких произведений, как "Поединок", "Олеся", "Гранатовый браслет" и др.
В этой статье представлена критика о творчестве Куприна, отзывы о произведениях.
Смотрите: Все материалы по творчеству Куприна
В этой статье представлена критика о творчестве Куприна, отзывы о произведениях.
Смотрите: Все материалы по творчеству Куприна
Критика о творчестве Куприна
Ф. Д. Батюшков:
"Реалист по письму, он изображает людей в реальных очертаниях, в чередованиях света и теней, настаивая на том, что не ни абсолютно хороших, ни абсолютно дурных людей, что самые разнообразные свойства умещаются в одном и том же человеке и что жизнь станет прекрасной, когда человек будет свободен от всяких предрассудков и предубеждений, будет сильным и независимым, научится подчинять себе условия жизни, станет сам создавать свой быт."(Ф. Д. Батюшков, из статьи "Этюд о Куприне")
...Куприн продолжает вести все ту же толстовскую борозду. Выгоды модернизма, как моды, ни на мгновение не соблазнили его. <...>
Если бы нужно было одним словом определить стихию Куприна, отметить... его сущность, я бы сказал, что это писатель-жизнелюб.
Чудесный восторг перед жизнью, безумная жажда ее, восторженная влюбленность в теплую, милую землю, в дымящийся весенний лес, в русское росистое поле, в черную южную ночь, в сильного, здорового человека, в прекрасное женское тело - вот сфера Куприна.
Это не любовь к природе, а какая-то буйная влюбленность, какой-то страстный экстаз перед природой... <...>
...У Куприна какое-то повышенно-развитое обоняние, какое отличает не человека, а собаку или вообще зверя. Посмотрите его книги, намеренно останавливаясь на его определениях запахов, и вы увидите такое богатство гаммы, в каком с ним могут соперничать из русских писателей только такие любители и знатоки русской природы, как... Аксаков, Тургенев и Толстой. <...>
Куприн очень близок Чехову по форме своих писаний, по приемам наблюдения жизни, по манере. Огромное различие его от покойного художника [Чехова] - в его... жадности жизни, обожании жизни, ее весны, ее разлива, бури...
Все это было у юного Чехова, и все это убил туберкулез, окрасил щемящей тоской..."
(А. А. Измайлов "Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн... Характеристики, встречи, портреты, автографы", 1911 г.)
Напротив, герои Куприна мастера смеяться - то беззаботным,жизнерадостным, то злым, насмешливым смехом. Зато сам автор всегда серьезен в изображении жизни. Единственные опыты его в шутливом жанре - так называемые "шутки". <...>
В смысле формы письма характерно также, что до сих пор Куприн ни разу не пользовался драматической формой. <...>
Драматический жанр Куприну чужд. Отчасти это объясняется характерной для него статичностью мышления: он всегда изображает картины жизни, момент, эпизод; редко встретите у него длительно, последовательно развивающееся действие; а если и встретите, то это действие обыкновенно слабее описаний и характеристик. Отчасти же объясняется это, вероятно, и тем, что Куприн не мыслит внешней жизни без картин природы. У него природа играет важную и, главное, самостоятельную роль. Это не фон, усиливающий настроение картины, как в рассказах М. Горького, а самостоятельный деятель рассказа.
Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком, скорее человек подчиняет ей свои настроения. Страстный поклонник красоты природы, охотник, рыболов, бродяга, одним словом, верный любовник природы - Куприн счел бы святотатством подчинить ее настроению людей, превратить в бутафорский аксессуар действия. <...>
Среди плеяды писателей, начавших работать в 90-е годы, А. И. Куприн, пожалуй, единственный, не увлекшийся политическими вопросами и оставшийся чистопробным художником. ...Куприн берет всегда из действительности живым тот материал, который поражает его художественное воображение, и, обрабатывая его сообразно своей авторской индивидуальности, тем самым уже невольно привносит в него определенную окраску и оценку. <...>
...ровным является сам Куприн - ровным в своих настроениях, не позволяющих ему увлекаться и разбрасываться под минутными впечатлениями, ровным в своем гармоническом спокойном творчестве, ровным и в красивой, образной, эпической речи."
(В. В. Воровский "А. Куприн", 1910 г.)
Большое значение для его литературной деятельности имели знакомства с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким. Творчество этих выдающихся писателей несомненно оказало влияние на Куприна.
В своих произведениях Куприн выступал как представитель прогрессивной части русского общества, давая правдивые и смелые оценки тем событиям, современником которых он являлся. Когда на далеком африканском континенте разразилась захватническая война англичан против буров, Куприн оказался среди тех, кто выступил против английских карателей, в поддержку свободолюбивого народа, не пожелавшего покориться колонизаторам.
В период русско-японской войны он работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок», названной выдающимся русским критиком В. В. Стасовым «жемчужиной». В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. <...>
Отношение Куприна к религии, к официальной церкви отчетливо выражено в целом ряде его произведений. Разоблачая нравы прогнившего буржуазного общества, он показал, что религия в лице церкви защищает интересы этого общества, которое в свою очередь ищет поддержки у священнослужителей. <...>
Произведения А. И. Куприна отличаются исключительной достоверностью изображаемых в них событий и образов. Герои, созданные писателем, взяты непосредственно из жизни. И протодьякон Олимпий, и доносчик Наседкин, и священник отец Анатолий в рассказе «Запечатанные младенцы», и характерный образ «ханжушки» — все это живые люди, увиденные Куприным и перенесенные им на страницы его произведений. Именно поэтому рассказы писателя так убедительны, так впечатляющи. <...>
Жизнь писателя не измеряется годами, прожитыми им. Она измеряется годами, прожитыми его произведениями. Книгам Александра Ивановича Куприна предстоит долгая жизнь. Его глубокие, правдивые, реалистические произведения, отмеченные печатью большого художественного мастерства, навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. Имя Куприна мы называем среди имен выдающихся художников слова, обогативших русскую культуру своими талантливыми произведениями."
(А. Белов, статья "Крупнейший мастер русской прозы" из сборника "Анафема (Рассказы)" А. И. Куприна, 1963 г.)
Саша Черный:
"...Александр Иванович Куприн - одно из самых близких и дорогих нам имен в современной русской литературе. Меняются литературные течения, ветшают формы... но простота, глубина и ясность, которыми дышат все художественные страницы Куприна, давно поставили его за пределы капризной моды и отвели ему прочное, излюбленное место в сознании... читателей. <...>
Дорог нам и с каждым днем все дороже - и самый мир купринской музы..."
(Саша Черный, статья "Тридцать пять лет")
А. А. Измайлов:
"Настоящая известность пришла к Куприну только в начале 1905 года, когда появился его "Поединок". <...>Слава пришла к молодому писателю... в пору полного расцвета его таланта. До сей минуты он растет и шлифуется. <...>
Куприн часто небрежничает. В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей. Так скомкан конец "Поединка". Так в конце первой части "Ямы" сделан невозможно фальшивый перелет... Но надо быть слепым и бесвкусником, чтобы не чувствовать, что в его лице пред нами роскошный, благоуханный талант, на котором можно слагать самые смелые надежды.
Почти удивительно для нашего века здоровье этого таланта.
В нем нет малейшего надлома, малейшей извилины. Ничто от той несколькой болезненной психологии, как отличает... Андреева и иных родственников Достоевского, не привзошло в творческую психологию Куприна. Без особенной натяжки его можно было бы представить действующим в дни расцвета Тургенева, Толстого, Гончарова. <...>
Нечто от... черноземной, здоровой силы наших старых богатырей - от природы лежит в натуре Куприна и создает его стихию. Из всех молодых писателей Толстой исключительно выделяет его, восторгается им, вслух читает его в своей семье... <...> Пока живы Куприны, Толстой может быть спокоен за господство своей династии в литературе.
Куприн часто небрежничает. В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей. Так скомкан конец "Поединка". Так в конце первой части "Ямы" сделан невозможно фальшивый перелет... Но надо быть слепым и бесвкусником, чтобы не чувствовать, что в его лице пред нами роскошный, благоуханный талант, на котором можно слагать самые смелые надежды.
Почти удивительно для нашего века здоровье этого таланта.
В нем нет малейшего надлома, малейшей извилины. Ничто от той несколькой болезненной психологии, как отличает... Андреева и иных родственников Достоевского, не привзошло в творческую психологию Куприна. Без особенной натяжки его можно было бы представить действующим в дни расцвета Тургенева, Толстого, Гончарова. <...>
Нечто от... черноземной, здоровой силы наших старых богатырей - от природы лежит в натуре Куприна и создает его стихию. Из всех молодых писателей Толстой исключительно выделяет его, восторгается им, вслух читает его в своей семье... <...> Пока живы Куприны, Толстой может быть спокоен за господство своей династии в литературе.
...Куприн продолжает вести все ту же толстовскую борозду. Выгоды модернизма, как моды, ни на мгновение не соблазнили его. <...>
Если бы нужно было одним словом определить стихию Куприна, отметить... его сущность, я бы сказал, что это писатель-жизнелюб.
Чудесный восторг перед жизнью, безумная жажда ее, восторженная влюбленность в теплую, милую землю, в дымящийся весенний лес, в русское росистое поле, в черную южную ночь, в сильного, здорового человека, в прекрасное женское тело - вот сфера Куприна.
Это не любовь к природе, а какая-то буйная влюбленность, какой-то страстный экстаз перед природой... <...>
...У Куприна какое-то повышенно-развитое обоняние, какое отличает не человека, а собаку или вообще зверя. Посмотрите его книги, намеренно останавливаясь на его определениях запахов, и вы увидите такое богатство гаммы, в каком с ним могут соперничать из русских писателей только такие любители и знатоки русской природы, как... Аксаков, Тургенев и Толстой. <...>
Куприн очень близок Чехову по форме своих писаний, по приемам наблюдения жизни, по манере. Огромное различие его от покойного художника [Чехова] - в его... жадности жизни, обожании жизни, ее весны, ее разлива, бури...
Все это было у юного Чехова, и все это убил туберкулез, окрасил щемящей тоской..."
(А. А. Измайлов "Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн... Характеристики, встречи, портреты, автографы", 1911 г.)
В. В. Воровский:
"Прежде всего Куприн никогда не смеется. Чехов широко пользовался смехом как художественным орудием: его юмористические рассказы, очень часто писанные в тоне шаржа, быть может, больше всего способствовали его популярности. <...>Напротив, герои Куприна мастера смеяться - то беззаботным,жизнерадостным, то злым, насмешливым смехом. Зато сам автор всегда серьезен в изображении жизни. Единственные опыты его в шутливом жанре - так называемые "шутки". <...>
В смысле формы письма характерно также, что до сих пор Куприн ни разу не пользовался драматической формой. <...>
Драматический жанр Куприну чужд. Отчасти это объясняется характерной для него статичностью мышления: он всегда изображает картины жизни, момент, эпизод; редко встретите у него длительно, последовательно развивающееся действие; а если и встретите, то это действие обыкновенно слабее описаний и характеристик. Отчасти же объясняется это, вероятно, и тем, что Куприн не мыслит внешней жизни без картин природы. У него природа играет важную и, главное, самостоятельную роль. Это не фон, усиливающий настроение картины, как в рассказах М. Горького, а самостоятельный деятель рассказа.
Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком, скорее человек подчиняет ей свои настроения. Страстный поклонник красоты природы, охотник, рыболов, бродяга, одним словом, верный любовник природы - Куприн счел бы святотатством подчинить ее настроению людей, превратить в бутафорский аксессуар действия. <...>
Среди плеяды писателей, начавших работать в 90-е годы, А. И. Куприн, пожалуй, единственный, не увлекшийся политическими вопросами и оставшийся чистопробным художником. ...Куприн берет всегда из действительности живым тот материал, который поражает его художественное воображение, и, обрабатывая его сообразно своей авторской индивидуальности, тем самым уже невольно привносит в него определенную окраску и оценку. <...>
...ровным является сам Куприн - ровным в своих настроениях, не позволяющих ему увлекаться и разбрасываться под минутными впечатлениями, ровным в своем гармоническом спокойном творчестве, ровным и в красивой, образной, эпической речи."
(В. В. Воровский "А. Куприн", 1910 г.)
А. Белов:
"Творчество Александра Ивановича Куприна — одна из ярких страниц в истории русской литературы. Большой художник, талантливый мастер литературного языка, Куприн явился одним из продолжателей лучших традиций критического реализма, достойным преемником выдающихся русских писателей XIX столетия. <...>Большое значение для его литературной деятельности имели знакомства с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким. Творчество этих выдающихся писателей несомненно оказало влияние на Куприна.
В своих произведениях Куприн выступал как представитель прогрессивной части русского общества, давая правдивые и смелые оценки тем событиям, современником которых он являлся. Когда на далеком африканском континенте разразилась захватническая война англичан против буров, Куприн оказался среди тех, кто выступил против английских карателей, в поддержку свободолюбивого народа, не пожелавшего покориться колонизаторам.
В период русско-японской войны он работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок», названной выдающимся русским критиком В. В. Стасовым «жемчужиной». В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. <...>
Отношение Куприна к религии, к официальной церкви отчетливо выражено в целом ряде его произведений. Разоблачая нравы прогнившего буржуазного общества, он показал, что религия в лице церкви защищает интересы этого общества, которое в свою очередь ищет поддержки у священнослужителей. <...>
Произведения А. И. Куприна отличаются исключительной достоверностью изображаемых в них событий и образов. Герои, созданные писателем, взяты непосредственно из жизни. И протодьякон Олимпий, и доносчик Наседкин, и священник отец Анатолий в рассказе «Запечатанные младенцы», и характерный образ «ханжушки» — все это живые люди, увиденные Куприным и перенесенные им на страницы его произведений. Именно поэтому рассказы писателя так убедительны, так впечатляющи. <...>
Жизнь писателя не измеряется годами, прожитыми им. Она измеряется годами, прожитыми его произведениями. Книгам Александра Ивановича Куприна предстоит долгая жизнь. Его глубокие, правдивые, реалистические произведения, отмеченные печатью большого художественного мастерства, навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. Имя Куприна мы называем среди имен выдающихся художников слова, обогативших русскую культуру своими талантливыми произведениями."
(А. Белов, статья "Крупнейший мастер русской прозы" из сборника "Анафема (Рассказы)" А. И. Куприна, 1963 г.)
Это была критика о творчестве Куприна, отзывы о произведениях.
Смотрите: Все материалы по творчеству Куприна
Смотрите: Все материалы по творчеству Куприна
0 Комментарии