Картина "Озеро" ("Русь") И. И. Левитана |
В этой статье представлено описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Смотрите:
Описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана
В литературе встречаются несколько вариантов названия этой картины: "Озеро", "Озеро. Русь", "Озеро" ("Русь").
Левитан работал над картиной "Озеро" ("Русь") в 1899-1900 гг. Картина размером 149 × 208 см выполнена маслом на холсте. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Эта картина является одним из трёх самых крупных произведений Левитана (в тройку крупнейших работ также входят полотна "У омута" и "Над вечным покоем"). Картина впервые была выставлена в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году уже после смерти Левитана.
На картине "Озеро" ("Русь") Левитана изображено большое озеро в солнечный день. Озеро занимает практически всю нижнюю половину картины. На дальнем берегу озера видны желтовато-зеленые поля и деревенские постройки. Над крестьянскими избушками возвышается белая церковь. По голубому небу плывут большие белые облака, отбрасывая тень на деревню и отражаясь в озере.
Из книги В. Петрова "Исаак Левитан":
"Главным произведением позднего Левитана стала большая картина "Озеро" (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, – "Русь".Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения "Последняя тучка рассеянной бури", это полотно стало "лебединой песнью" Левитана.
Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране... и... особенно монументального лиризма образа, соединения в живописной решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня с декоративно-монументальным началом, роднящим "Озеро" с традициями фресковой живописи."
(из книги В. Петрова "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.)
Из книги С. Пророковой "Левитан":
"В мастерской осталось недописанным самое большое левитановское полотно. Он работал над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей по краскам картиной художник как бы прощался с жизнью.В ней пылкая привязанность к отчизне, преклонение перед роскошью природы и осуждение нищеты человеческой жизни. В этом полотне — весь Левитан, итог его короткой, мучительной и яркой жизни.
Для себя он назвал картину "Русью", для всех подписал: "Озеро". Но мыслилась она именно как "Русь".
Когда вы подходите к этой картине в левитановском зале Русского музея, вас ошеломляет волшебство кисти художника. Он писал ее долго, но считал незаконченной. Мы не видим усилий мастера. Ему же она казалась замученной. Он мечтал подняться после болезни и все прописать заново.
Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением придают воде загадочный оттенок. Если Клода Моне называли "Рафаэлем воды", то Левитана можно было с полным основанием назвать "Рафаэлем неба".
Вы ощущаете почти зримо прозрачный осенний день, когда воздух упруг и чист. Вы видите, как быстрая тень чуть касается прибрежного холма."
(из книги С. Пророковой "Левитан")
Из книги "Русский пейзаж":
"В последнем незавершенном полотне Левитана "Озеро. Русь" с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века.
Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний.
В картине "Озеро. Русь" Левитан обогатил живопись взволнованной чувствительностью к меняющимся краскам, к изменчивости освещения, к вибрации цвета, отчего былой покой его картин сменился живым движением. Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы.
Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом – по тем временам явное новшество.
В конце жизни Левитан опять писал деревню. Но интерпретация ее совсем иная, чем в деревенских сюжетах начала творчества. В картинах конца 1890-х годов художник вовсе не пытался выразить деревенское бытие. Он использовал его как повод для воплощения своих настроений."
(В. Манин, книга "Русский пейзаж", изд-во "Белый город", 2004 г. )
(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века", том 8, 2006 г.)
Из книги "История русской живописи в 12 томах":
"Солнцем пронизана... последняя его картина — «Озеро» («Русь»), которую он начал писать незадолго до смерти. На ней все тот же бескрайний русский простор, но теперь он светел и радостен. Бегут по высокому небу пышные облака, озерная вода под свежим ветром рябит и сверкает на солнце. Хочется дышать этим ветром, смотреть на этот простор и надеяться, что все будет хорошо."(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века", том 8, 2006 г.)
Это было описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Смотрите: Описание других картин Левитана
0 Комментарии