"Капитанская дочка". Художник П. Соколов |
Роман Пушкина "Капитанская дочка" является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века.
В этой статье представлен анализ композиции романа "Капитанская дочка" Пушкина: особенности произведения.
Смотрите:
Композиция романа "Капитанская дочка" А. С. Пушкина
Ю. М. Лотман о композиции "Капитанской дочки":
"Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде — суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту.Затем Гринев оказывается в беде, причина которой, на сей раз, кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха."
(Ю. Лотман "Идейная структура «Капитанской дочки»", 1962 г.)
Д. Благой о композиции "Капитанской дочки":
"...во всей "Капитанской дочке" нет ни одного... ненужного штриха, ни одной лишней детали.В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, "проходных" лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий и тугой композиционный узел. <...>
Первые две главы, почти равновеликие по объему... представляют собой экспозицию: ставят друг подле друга оба главных лица, история отношений которых и оставляет основную внутреннюю тему романа: молодого дворянина Гринева и вождя крестьянского восстания Пугачева. Это композиционное расположение подчеркнуто названиями глав: "Сержант гвардии", "Вожатый".
А в том сне, который видит Гринев, сразу же после встречи с неведомым вожатым... как бы предсказывается "странная" история их будущих взаимоотношений и тем самым образно выражена уже указанная основная внутренняя тема романа. <...>
Следующие семь глав (III – IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III – V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа – первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей. <...>
Глава "Пугачевщина" является как бы водоразделом, членящим семь "белогорских" глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто "семейные", главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений...
Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних – то, что произошло на протяжении всего около суток. <...>
Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении... четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая глава – "Осада города", 11-ая глава – "Мятежная слобода", 12-ая глава – "Сирота" и 13-ая глава – "Арест"), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа – отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания. <...>
Контраст двух лагерей – правительства и Пугачева – подчеркивается и композиционно: расположением двух глав – оренбургской ("Осада города") и бердской ("Мятежная слобода") – непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав – "Сирота" и "Арест".
После главы "Арест" следует еще одна – и последняя, заканчивающая весь роман – глава "Суд".
Следующие семь глав (III – IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III – V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа – первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей. <...>
Глава "Пугачевщина" является как бы водоразделом, членящим семь "белогорских" глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто "семейные", главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений...
Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних – то, что произошло на протяжении всего около суток. <...>
Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении... четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая глава – "Осада города", 11-ая глава – "Мятежная слобода", 12-ая глава – "Сирота" и 13-ая глава – "Арест"), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа – отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания. <...>
Контраст двух лагерей – правительства и Пугачева – подчеркивается и композиционно: расположением двух глав – оренбургской ("Осада города") и бердской ("Мятежная слобода") – непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав – "Сирота" и "Арест".
После главы "Арест" следует еще одна – и последняя, заканчивающая весь роман – глава "Суд".
И, как это почти всегда у Пушкина, начало "Капитанской дочки" гармонически перекликается с концом.
В начале романа птенец вылетает из своего дворянского гнезда; в конце романа... он снова в него возвращается. <...>
Между первой и последней главами Пушкин протягивает нити соответствий и даже прямых совпадений. В середине последней главы мы – снова в симбирском поместье Гриневых. Перед нами опять же старики Гриневы – властный и суровый отец, безропотная, любящая мать; та же обстановка; повторяются и те же характерные детали (чтение отцом Придворного Календаря, упоминание о влиятельном петербургском родственнике, князе Б.). Но подле стариков Гриневых новое лицо – полюбившаяся им невеста сына – Марья Ивановна Миронова, и нет самого сына, Петруши, осужденного за участие в "замыслах бунтовщиков" и приговоренного к ссылке... <...>
В последней главе, как и в первой, батюшка – с Придворным Календарем в руках. Но в первой главе он внимательно читает его... В последней главе он рассеянно переворачивает листы...
В первой главе – "матушка варила в гостиной медовое варенье"; в последней – в той же гостиной "матушка молча вязала шерстяную фуфайку...". Совершенно очевидно, что каждая из этих деталей органически связана со всем остальным, полностью соответствует данной ситуации... Варить варенье матушка должна была именно в первой... главе; наоборот, так естественно, что в последней главе она вяжет "шерстяную фуфайку"... конечно, для сосланного теперь в Сибирь Петруши.... <...>
В первом случае матушка плачет горькими слезами при мысли о разлуке с сыном; во втором случае – радостными слезами, слезами надежды на то, что Марье Ивановне удастся ее замысел – добиться оправдания Петруши.
Симметрия... проводится... до самого конца.
Гринев смело явился к... Пугачеву... для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице... и... в свою очередь спасает своего спасителя.
И, как всегда у Пушкина, это отнюдь не только внешний композиционный прием. <...> Посредством параллельного развертывания сюжета "Капитанской дочки" Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов – вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа...
Особенно наглядно сопоставление Пугачева и Екатерины II в параллельном описании их "резиденций". <...>
С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с "заячьим тулупом")...
Наконец, в параллельном эпизоде – встреча Маши с императрицей – по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки...
Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей – именно эти черты и сообщают историческому роману Пушкина присущую ему глубокую внутреннюю демократичность.
В начале романа птенец вылетает из своего дворянского гнезда; в конце романа... он снова в него возвращается. <...>
Между первой и последней главами Пушкин протягивает нити соответствий и даже прямых совпадений. В середине последней главы мы – снова в симбирском поместье Гриневых. Перед нами опять же старики Гриневы – властный и суровый отец, безропотная, любящая мать; та же обстановка; повторяются и те же характерные детали (чтение отцом Придворного Календаря, упоминание о влиятельном петербургском родственнике, князе Б.). Но подле стариков Гриневых новое лицо – полюбившаяся им невеста сына – Марья Ивановна Миронова, и нет самого сына, Петруши, осужденного за участие в "замыслах бунтовщиков" и приговоренного к ссылке... <...>
В последней главе, как и в первой, батюшка – с Придворным Календарем в руках. Но в первой главе он внимательно читает его... В последней главе он рассеянно переворачивает листы...
В первой главе – "матушка варила в гостиной медовое варенье"; в последней – в той же гостиной "матушка молча вязала шерстяную фуфайку...". Совершенно очевидно, что каждая из этих деталей органически связана со всем остальным, полностью соответствует данной ситуации... Варить варенье матушка должна была именно в первой... главе; наоборот, так естественно, что в последней главе она вяжет "шерстяную фуфайку"... конечно, для сосланного теперь в Сибирь Петруши.... <...>
В первом случае матушка плачет горькими слезами при мысли о разлуке с сыном; во втором случае – радостными слезами, слезами надежды на то, что Марье Ивановне удастся ее замысел – добиться оправдания Петруши.
Симметрия... проводится... до самого конца.
Гринев смело явился к... Пугачеву... для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице... и... в свою очередь спасает своего спасителя.
И, как всегда у Пушкина, это отнюдь не только внешний композиционный прием. <...> Посредством параллельного развертывания сюжета "Капитанской дочки" Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов – вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа...
Особенно наглядно сопоставление Пугачева и Екатерины II в параллельном описании их "резиденций". <...>
С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с "заячьим тулупом")...
Наконец, в параллельном эпизоде – встреча Маши с императрицей – по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки...
Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей – именно эти черты и сообщают историческому роману Пушкина присущую ему глубокую внутреннюю демократичность.
Наиболее полному и яркому выражению этих черт служат все художественные средства и приемы... среди которых одно из важнейших мест принадлежит продуманной и стройной, сложной и в то же время в высшей степени простой, композиции романа..."
(Д. Благой "Мастерство Пушкина", 1955 г.)
(Д. Благой "Мастерство Пушкина", 1955 г.)
Это был анализ композиции романа "Капитанская дочка" Пушкина: особенности произведения.
Смотрите: Все материалы по "Капитанской дочке"
0 Комментарии