opisanie-juon-martovskoe-solnce-sochinenie
"Мартовское солнце". К. Юон
Константин Федорович Юон - выдающийся русский художник, автор таких знаменитых картин, как "Троице-Сергиева лавра", "Новая планета" и др.

В этой статье представлено описание картины "Мартовское солнце" Юона: материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин








Описание картины "Мартовское солнце" Юона


Картина "Мартовское солнце" была написана Константином Юоном в 1915 году. Картина выполнена маслом на холсте. Размер полотна составояет 107 х 142 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.


Описание из книги "История русской живописи в 12 томах":

"Одна из особенностей творчества Юона — обилие солнца на его полотнах. Небо, пронизанное светом, чистый воздух, яркие краски (например, в замечательном пейзаже «Мартовское солнце», 1915) отражают радостное мироощущение, свойственное этому художнику.

Любовь к солнцу и светлый взгляд на мир отличают и других художников, близких Юону по духу, прежде всего Рылова и Грабаря."

(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 10-е годы XX века", том 10, 2007 г.)


Из книги "История русского искусства конца XIX - начала XX века":

"...нередко Юон обращается к красочному контрасту. ...показательна в этом отношении картина 1915 года "Мартовское солнце". Она может дополнить тот ряд русских снежных пейзажей, в который мы уже включили "Февральскую лазурь" Грабаря, "Март'' Левитана и "Грачи прилетели" Саврасова. 

Поэтому пейзаж "Мартовское солнце" столь типичен для живописи "Союза русских худохников". Ведь "союзники" представляются нам теми же передвижниками, лишь обновившими с помощью импрессионистических приемов живописную систему.

В "Мартовском солнце" мы находим многие из элементов пейзажа, которые мьы могли встретить и у передвижников: обыкновенная сельская улица с деревянными домами, которые выходят трехоконными фасадами на красную линию и прячут сараи и крытые дворы в глубине; голые березы и тополя, четко обозначенные своими стволами на фоне звонко-голубого неба; тропинки, протоптанные в снегу; лошади с мальчишками-седоками; собака, плетущаяся вслед за жеребенком, и многие другие, казалось бы, ничем не приметные детали. Но сама живопись уже не сопоставима с передвижнической.

...понимание цвета становится совершенно иным: краски в картине Юона чистые, звонкие, насыщенные солнцем, весь холст словно наполнен воздухом "Союзники" отличаются от передвижников и композиционными методами.

В соответствии с отстоявшейся композиционной системой импрессионизма разработанный в "Мартовском солнце" мотив построен на эффекте движения, переданного не только и не столько бегом лошадей, сколько самим диагональным построением сцены, перспективным контрастом крупных предметов первого плана и мелких - дальнего, соотношением высокого неба и довольно узкой полосы земли."

(Сарабьянов Д.В. "История русского искусства конца XIX - начала XX века", 2001 г.)








Описание на сайте Государственной Третьяковской Галереи:

"Написанный в имении Лигачево пейзаж развивает подмосковную тему в русском импрессионизме. В зрелом творчестве Юона импрессионистический метод приобретает продуманность и рациональность.

В картине более всего захватывает передача всех оттенков весеннего неба – от бирюзового к сиреневому и сияние плотного, покрытого настом снега, отражающего небесные краски. Мартовское солнце на закате "зажигает" стволы деревьев, облака, домики и лица детей. Особое внимание художник уделяет ритму композиции.

Юон писал:
"Важнейший элемент композиции заключается в зрительной ритмике. Для живописца ритмика аналогична звучанию звуковой ритмики в мире музыки".
Зритель, двигаясь вокруг полотна, ощущает как изображение разворачивается навстречу ему. Пространственные планы расположены диагонально к глазу зрителя. Художник акцентирует "центры внимания": на первом плане – это всадники и деревья, в глубине внимание привлекает забавная сценка – ярко-красный в солнечных лучах жеребенок только что принял солнечную ванну, собачка с возмущением облаивает это "чудовище".

Фигурки в картине воспринимаются как эмоциональные акценты, как всплески радости и движения, привлекая внимание к красоте природы вокруг."

(сайт Государственной Третьяковской галереи)


Из книги "Всеобщая история искусств":

"...Юон... более всего унаследовал от своего учителя [Серова] любовь к народной жизни, к родной природе. Но, в отличие от Серова, в его произведениях подчеркнута красота старинного национального уклада России. Он находил его следы в окружающей действительности, часто на московских окраинах, в водовороте повседневной жизни, изображая бытующие в простонародной среде обычаи («Пляска свах», 1912, Чехословакия, частное собрание; «Троице-Сергиева лавра», 1910, ГРМ).

Нарядная, праздничная живопись Юона открыла глаза обществу на красочность типично русских городков, предместий и особенно подмосковной Троице-Сергиевой лавры... В таких картинах, часто изображавших весеннюю яркость природы, лучистое солнце, блестящий наст снега, неизменно присутствуют жанровые мотивы, переданные также во всей их бытовой и социальной характерности («Мартовское солнце», 1915; ГТГ, и др.)"

("Всеобщая история искусств" том 6, книга 2 ("Искусство 20 века"), под ред. Чегодаева А. Д., 1966 г.)

Это было описание картины "Мартовское солнце" Юона: материалы для сочинения, анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин