"Жатва". А. Пластов |
В этой статье представлено описание картины "Жатва" Пластова: материалы для сочинения, анализ произведения.
Смотрите: Описание других картин
Описание картины "Жатва" Пластова для сочинения
Картина "Жатва" была написана в 1945-1946 гг. Картина входит в цикл картин "Люди колхозной деревни" (в цикл также входят картины "Сенокос", "Ужин трактористов" и др.
За картину "Сенокос" и "Жатва" Пластову была присуждена Сталинская премия.
На картине "Жатва" изображена простая, крестьянская семья, обедающая в поле во время жатвы. Герои сидят на траве в небольшом кругу. Старик с двумя девочками черпают ложками похлебку. Мальчик, приподнявшись на колени, пьет из кувшина, вероятно, молоко. По левую руку от крестьянина маленькая дворняжка сидит смирно и наблюдает за трапезой.
Возле девочки с косичками лежат свежие огурцы и синяя кружка. В левой части картины изображен стог сена, на нем – сельскохозяйственные инструменты. Вдали в поле виднеются стога сена и другие работники.
А. А. Пластов о своей картине "Жатва":
"...мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решаетпоставленную историей любую задачу. Очень приятной вдобавок была и сама скромность сюжета. Минимум всего: красок, жестов, действия и т. д., к тому же все это было мне бесконечно известно".
Из книги В. Сысоева "Аркадий Пластов":
"....повсюду властвует суровая необходимость, напоминают о себе жестокие последствия недавней войны. ...та же мысль звучит в поэтической концепции другого полотна "Жатва" (1945).Но здесь она получает развитие в еще одном чрезвычайно важном для автора направлении, сопряженном не только с настоящим и будущим великой русской народности, но и бесценным историческим опытом предшествующих поколений. Пластов воздает должное тем, кому волею грозных обстоятельств суждено было заменить на сельской работе лучших работников, стать опорой обездоленным семьям в лихую годину вражеского нашествия.
В основу композиционного замысла легла сценка, увиденная холодноватым августовским днем на заскирдованном ржаном поле. Вечером того же дня художник сделал небольшой эскиз, затем дополненный серией рисунков, подкрашенных акварелью, дней через пять он закомпоновал большой холст, и началась интенсивная работа по насыщению изобразительного каркаса живой, красочной плотью.
В границах живописной поверхности, словно на волшебном экране, возникла эмоционально окрашенная, сама за себя говорящая художественная реальность, более чем на три четверти заполненная золотистым, волнующимся подобно водной зыби жнивьем, широким массивом, протянувшимся к дале кому горизонту, обрывающимся в том месте, где земля встречается с небом.
Слева и справа на разном расстоянии от зрителя подобно естественным па мятникам крестьянскому труду высятся стога сжатой ржи, не только замыкающие и уравновешивающие боковые, диагонально противопоставленные зоны изобразительного пространства, но и создающие необходимое обрамление для главного изображения.
В центре, на пересечении основных силовых линий композиции, вплотную к нижнему краю полотна, крупным планом изображена компактная группа, состоящая из седовласого пожилого крестьянина и трех подростков, почти детей, объединенная мотивом совместной трапезы. Своей кругообразной, пирамидальной формой группировка перекликается с коническими объемами заскирдованной ржи, подразумевает мысленное завершение в виде гигантской сферы небесного купола.
Еще при первой встрече с героями будущей картины Пластова привлекло непосредственное веяние простого искреннего общения людей, связь их душевного состояния с привычной внутренней атмосферой текущих сельских дел и забот. Но при всей внешней обыкновенности подсмотренной сцены в ее будничном психическом укладе ощущалась глубокая серьезность, внесенная ходом исторических событий, реальным положением вещей в разоренной войной деревне.
В картине с помощью художественных приемов это ощущение простоты, душевного согласия, живой слитности с окружающим миром доведено до полной ясности и впечатляющей интенсивности, приподнято до торжественного, в готовности к простому, искреннему поступку ради общей заботы и цели. <...>
В минуты духовного подъема, совместной деятельности его твердо стоящие на земле, яркие, самобытные индивидуальности из числа потомственных земледельцев как бы забывают о себе, целиком отдаются общему интересу, великой силе человеческого сплочения. <...>
Вспомним, каким глубоким эмоциональным проникновением в подлинный смысл народной драмы обернулся мотив крестьянской трапезы в картине Жатва (1945). ...он сплоченной группой изобразил тех, кого война заставила встать в поредевший строй сельских тружеников, кому еще не приспело и кому уже поздно приниматься за землю. Непосредственный контакт, возникающий между участниками сцены, здесь связан с неуловимой силой, называемой духом народа. <...>
Художник не писал людей, которые у него лично не вызывали глубокой симпатии. Отношение к детям у него было особенно трогательным, но без тени слащавой умильности или снисходительности. В них он видел достойную уважения свежую социальную силу, идущую на смену старшим, способную своей деятельностью осуществить всенародную задачу грядущей эпохи.
С искренним сочувствием раскрыта трудная судьба детей военных лет в картине "Жатва"..."
(из книги В. Сысоева "Аркадий Пластов", изд-во "Белый город", 2001 г.)
Из книги "Всеобщая история искусств":
"В картине «Жатва» (1945; ГТГ) Пластов передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет, когда мужчины ушли на фронт и тяжелый труд лег на плечи женщин, стариков и детей.
С простотой и любовью рисует художник образы детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой.
Нелегка их жизнь, нелегок труд с помощью древних серпов и грабель. Но чувствуется в этой незамысловатой сценке, в этих людях и какая-то особая внутренняя значительность. Она коренится в человечности чувств, которые сумел выразить художник всем строем картины, в сердечности повествования."
(О. И. Сопоцинский, из книги "Всеобщая история искусств", том 6 книга 2, глава "Советское искусство")
Из книги "100 великих художников":
"Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведении радуется наступившему миру. Одновременно с картиной «Сенокос» (1945) Пластов пишет другое полотно – «Жатва», где художник передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет. С простотой и любовью рисует художник детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок крестьянский труд."(Д. Самин, "100 великих художников", 2006 г., )
Из книги "История русского и советского искусства":
"К... типу произведений, обобщающих историческое представление о стойкости и героизме народа в его борьбе против фашистских агрессоров, относится ряд картин Пластова, написанных в 1943-1945 гг. Среди них выделяется полотно "Жатва" (1945).3десь, не отступая от привычной и единственной для художника крестьянской темы, пластов раскрывает истинную историческую сущность народного героизма, проявляющегося в каждодневном, будничном и привычном труде, в постоянной готовности на еще большие усилия во имя победы."
(Алленов М.М. и др. "История русского и советского искусства", 1989 г.)
Это было описание картины "Жатва" Пластова: материалы для сочинения, анализ произведения.
Смотрите: Описание других картин
0 Комментарии