"Девочка с персиками". В. Серов |
В этой статье представлено сочинение по картине "Девочка с персиками" Серова: описание картины и история ее создания.
Смотрите:
Смотрите:
Картина «Девочка с персиками» была написана Серовым в 1887 году. Портрет размером 91 х 85 см выполнен маслом на холсте. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
За картину "Девочка с персиками" Валентин Серов получил премию Московского общества любителей художеств.
Сам Серов говорил о своей картине следующее:
Сам Серов говорил о своей картине следующее:
"Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, Уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, - вот как у старых мастеров...".
Из книги Л. Волынского "Лицо времени":
"В 1888 году на московской Периодической выставке появились две картины, сразу же привлекшие зрителей необычайной солнечностью и юной свежестью красок.
Одна из них изображала коротко остриженную девочку в розовой блузе, за покрытым белой скатертью столом, на котором лежат три крупных персика. На другой изображена была девушка постарше, сидящая, прислонясь головой к морщинистому стволу старой липы в кружевной тени летнего парка.
Это были «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серова, и сегодня все такие же свежие, юные, привлекательные.
Чем же так покоряют нас эти два бесхитростных портрета? Прежде всего, мне кажется, разлитым в них обаянием нравственной чистоты. <...> Я не знаю, как лучше описать это чувство; оно похоже на счастье. Счастье дышать утренним чистым воздухом, глядеть на пронизанную солнечным светом листву, видеть добрую юность.
Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке...<...>
Одна из них изображала коротко остриженную девочку в розовой блузе, за покрытым белой скатертью столом, на котором лежат три крупных персика. На другой изображена была девушка постарше, сидящая, прислонясь головой к морщинистому стволу старой липы в кружевной тени летнего парка.
Это были «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серова, и сегодня все такие же свежие, юные, привлекательные.
Чем же так покоряют нас эти два бесхитростных портрета? Прежде всего, мне кажется, разлитым в них обаянием нравственной чистоты. <...> Я не знаю, как лучше описать это чувство; оно похоже на счастье. Счастье дышать утренним чистым воздухом, глядеть на пронизанную солнечным светом листву, видеть добрую юность.
Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке...<...>
Это было как раз то, в чем нуждалась тогда русская живопись, чего ей недоставало."
(Л. Волынский, книга "Лицо времени")
(Л. Волынский, книга "Лицо времени")
М. В. Алпатов о картине "Девочка с персиками":
"К числу наиболее обаятельных женских портретов того времени принадлежит знаменитая „Девочка с персиками" В. Серова (1887) и незаслуженно менее популярный „Портрет Н. Петрункевич" Н. Ге (1893).
Прообразы „Девочки с персиками" можно найти у многих русских писателей — у Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова. Всем памятно, как в величественный роман-эпопею Толстого нежданно врывается шаловливая Наташа Ростова... Так же ворвалась в русскую живопись Верочка Мамонтова. Эта смуглая девочка-шалунья в розовой кофточке с синим бантом на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими лукавыми глазами. Чуть раздуваются ее ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Губы серьезно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья.
Значительная доля очарования этого создания молодого В. Серова (лучшего, как он позднее признавался) заключается в непосредственности, в свежести его исполнения (хотя писался портрет больше месяца и художник измучил свою модель).
В русской живописи это было чем-то совершенно новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно в тенистый ароматный сад, откуда льется свет, играя отражениями на белой скатерти. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. Недаром по поводу другого своего портрета в плейере В. Серов шутливо высказывал опасения, как бы он не доставил ему наименования пейзажиста. <...>
Каждый портрет В. Серова — это всегда итог долгих настойчивых исканий, раздумий, поправок. Художник стремился к тому, чтобы все в нем было высказано раз и навсегда, облечено в форму железной необходимости.
Нужно сравнить „Девочку с персиками" В. Серова с его более поздними светскими портретами, хотя бы с „Портретом О. К. Орловой" (1910) в ее огромной эффектной модной шляпе, — и нам станет понятной неудовлетворенность художника своими портретами. „Всю жизнь как ни пыжился, ничего не вышло: тут весь выдохся" (цитата В. А. Серова из книги И. Грабаря "В. А. Серов")".
Нужно сравнить „Девочку с персиками" В. Серова с его более поздними светскими портретами, хотя бы с „Портретом О. К. Орловой" (1910) в ее огромной эффектной модной шляпе, — и нам станет понятной неудовлетворенность художника своими портретами. „Всю жизнь как ни пыжился, ничего не вышло: тут весь выдохся" (цитата В. А. Серова из книги И. Грабаря "В. А. Серов")".
(М. В. Алпатов "Русский портрет второй половины XIX века", 1967 г.)
Из журнала "Великие художники":
"В период мрачного реализма и преобладания в живописи унылых и темных красок по своему эмоциональному воздействию на прогрессивную публику первое полотно произвело настоящий переворот.Сияющая живопись Серова с мягким переходом всевозможных оттенков солнечного света, нас квозь пронизывающего комнату, чарующая теплота красок пастельных тонов - все это было не просто новым словом в искусстве, а буквально свежим дуновением ветра перемен. <...>
Портрет Веруши Мамонтовой - настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространенное название - «Девочка с персиками».
Портрет Веруши Мамонтовой - настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространенное название - «Девочка с персиками».
Картина буквально соткана из радости и солнечного света, который наполняет комнату до краев, окутывая все предметы сверкающим ореолом. Свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розового платья девочки, пронзая насквозь тонкую ткань, теплым «зайчиком» приникает к смуглой коже щеки.
Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков и светящими искорками золота. Краски до такой степени полны света и правдивы, что гармония истинной жизненности перекрывает даже несомненную красоту этого полотна и дышит в каждом изображенном предмете.
В темных глазах Веруши томится детская непоседливость, девочка едва сдерживает улыбку, ей не терпится надкусить персик, уже выбранный изумительно прописанной загорелой рукой.
Весь ее облик от взъерошенной пряди волос до этой смешинки во взгляде полон неутомимой динамики и выдает непосредственную натуру. И через сто с лишним лет девочка на картине продолжает жить своей беззаботной двенадцатилетней жизнью.
Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков и светящими искорками золота. Краски до такой степени полны света и правдивы, что гармония истинной жизненности перекрывает даже несомненную красоту этого полотна и дышит в каждом изображенном предмете.
В темных глазах Веруши томится детская непоседливость, девочка едва сдерживает улыбку, ей не терпится надкусить персик, уже выбранный изумительно прописанной загорелой рукой.
Весь ее облик от взъерошенной пряди волос до этой смешинки во взгляде полон неутомимой динамики и выдает непосредственную натуру. И через сто с лишним лет девочка на картине продолжает жить своей беззаботной двенадцатилетней жизнью.
Персики, изображенные на холсте, тоже являются участниками действа. Поражает воображение то, с какой тщательностью они прописаны. Почти физически ощутима их бархатная кожица. Столь же невероятно вырисованы полированная крышка стола и спинки стульев.
Серову удается непостижимым образом передавать текстуру вещей от бликующей полировки до волшебной бархатистости, мягко поглощающей свет и столь бесподобно гармонирующей с такой же бархатистой кожей ребенка."
(серия "Великие художники", том 11, «Валентин Александрович Серов», 2009 г., автор текста В. Баева, издательство «Директ-Медиа», )
Серову удается непостижимым образом передавать текстуру вещей от бликующей полировки до волшебной бархатистости, мягко поглощающей свет и столь бесподобно гармонирующей с такой же бархатистой кожей ребенка."
(серия "Великие художники", том 11, «Валентин Александрович Серов», 2009 г., автор текста В. Баева, издательство «Директ-Медиа», )
Из журнала "50 художников. Шедевры русской живописи":
"Весну 1887 года Серов провел в Италии. Это было незабываемое для него время - по собственному признания художника, "самое счастливое в жизни". Такой тоски по работе он больше никогда не испытывал.
Вернувшись в Россию, он тут же уехал в Абрамцево, где и создал свой шедевр, написав 12-летнюю дочь Саввы Мамонтова - Веру. Очаровательную Верушу писали многие завсегдатаи Абрамцева - Репин, Васнецов, Врубель, - но мы ее, по большей части, знаем в образе, запечатленном Серовым.
И неслучайно. Совсем молодой тогда Серов (ему шел лишь 23-ий год) в своем портрете, написанном словно на одном дыхании, пропел гимн молодости, чистоте, непосредственности, радости жизни. Художник работал как "в угаре", чувствуя, что у него все получается и что "итальянский" восторг длится в его душе.
Первоначально работа называлась просто - "Портрет Веры Мамонтовой". Свое же "классическое" имя она получила на VIII периодической выставке (Москва, декабрь 1888 года), где была впервые показана. И. Грабарь, увидев картину, восхищенно воскликнул: "Девочка с персиками!". Это название, в конце концов, принял и сам автор.
У русской живописи XIX века были свои приоритеты... Отечественные мастера традиционно акцентировали "содержание", а не "форму", "ощущение", "порыв души". Серов был одним из первых, кто не согласился с этой традицией и захотел просто "отрадного". Его "девочка с персиками" - торжественная песнь, прославляющая "отрадное"."
(серия журналов "50 художников. Шедевры русской живописи", № 11 2010 под названием "Серов")
Вернувшись в Россию, он тут же уехал в Абрамцево, где и создал свой шедевр, написав 12-летнюю дочь Саввы Мамонтова - Веру. Очаровательную Верушу писали многие завсегдатаи Абрамцева - Репин, Васнецов, Врубель, - но мы ее, по большей части, знаем в образе, запечатленном Серовым.
И неслучайно. Совсем молодой тогда Серов (ему шел лишь 23-ий год) в своем портрете, написанном словно на одном дыхании, пропел гимн молодости, чистоте, непосредственности, радости жизни. Художник работал как "в угаре", чувствуя, что у него все получается и что "итальянский" восторг длится в его душе.
Первоначально работа называлась просто - "Портрет Веры Мамонтовой". Свое же "классическое" имя она получила на VIII периодической выставке (Москва, декабрь 1888 года), где была впервые показана. И. Грабарь, увидев картину, восхищенно воскликнул: "Девочка с персиками!". Это название, в конце концов, принял и сам автор.
У русской живописи XIX века были свои приоритеты... Отечественные мастера традиционно акцентировали "содержание", а не "форму", "ощущение", "порыв души". Серов был одним из первых, кто не согласился с этой традицией и захотел просто "отрадного". Его "девочка с персиками" - торжественная песнь, прославляющая "отрадное"."
(серия журналов "50 художников. Шедевры русской живописи", № 11 2010 под названием "Серов")
Это были материалы для сочинения по картине "Девочка с персиками" Серова: описание картины и история ее создания.
Смотрите: Сочинения по другим картинам русских художников
Смотрите: Сочинения по другим картинам русских художников
0 Комментарии