М. Е. Салтыков-Щедрин |
В этой статье представлен анализ сказки "Христова ночь" Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль произведения.
Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Щедрина
Анализ сказки "Христова ночь" Салтыкова-Щедрина
А. С. Бушмин:
"...Даже картины природы запечатлели в себе великую скорбь о крестьянской России, задавленной грозной кабалой. На темном фоне ночи взор автора улавливает прежде всего «траурные точки деревень», «безмолвствующий проселок», многострадальные массы людей «серых, замученных жизнью и нищетою, людей с истерзанными сердцами и поникшими долу головами» («Христова ночь»). <...>Идеи, развиваемые в этих произведениях, посвященных моральным проблемам, в сущности глубоко враждебны религиозным догматам. С точки зрения новой морали Салтыков обличает такие характерные явления 80-х годов, как предательство и политическое ренегатство («Христова ночь»), и призывает к гражданскому подвижничеству («Рождественская сказка»).
Почему же Салтыков прибегнул к «религиозной форме», не соответствующей сущности его социального и поэтического мировоззрения? <...>
Салтыков сознательно шел в данном случае на некоторый ущерб развитию своих взглядов для того, чтобы обойти формально-уставные рогатки цензуры. Рассматриваемые произведения он готовил для «пасхальных» и «рождественских» номеров «Русских ведомостей» с очевидным намерением не выходить из традиционных рамок таких праздничных публикаций. <...>
И хотя основной смысл этих «религиозных» по форме произведений не имеет в себе ничего религиозного, все же цель их написания заключалась не специально в борьбе с религией... и не в приобщении писателя к религиозным настроениям... а исключительно в стремлении Салтыкова провести наиболее доступным образом свои взгляды в широкую читательскую среду.
К этому прибегали и другие литературные современники Салтыкова. <...> Это прежде всего народные рассказы Толстого («Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях»)... Короленко... Лескова. Общим для авторов всех этих произведений является стремление воздействовать на «простонародье», на того читателя, сознание которого находилось под воздействием религиозной идеологии. <...>
Если у Толстого, Гаршина и Лескова выбор формы религиозного сказания в известной мере диктовался внутренним содержанием развиваемого учения, то для Салтыкова и Короленко эта форма была лишь свое образной художественной тактикой."
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», "Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах", том 16 (часть 1), 1974 г.)
А. М. Скабичевский:
"...две сказки, "Христова ночь" и "Рождественская сказка", - преисполнены религиозного пафоса и представляют своего рода profession de foi* автора. Эти две сказки заслуживают тем большего внимания, что составляют противоположный полюс относительно всех остальных. Если они не были написаны, остальные сказки давали бы повод предполагать, что Салтыков под конец жизни сделался скептиком и пессимистом, утратил веру в людей и в возможность торжества правды, и в основе жизни поставил неумолимо жестокий закон борьбе за существование, признавши его фатальную и жестокую неизбежность.(*profession de foi (франц.) – совокупность взглядов)
(А. М. Скабичевский "История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.", Санкт-Петербург, 1909 г.)
Это был анализ сказки "Христова ночь" Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль произведения.
0 Комментарии