Художник Н. Е. Муратов |
Сатирическая сказка "Медведь на воеводстве" входит в "сказочный цикл" великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен анализ сказки "Медведь на воеводстве": идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод из произведения.
Анализ сказки "Медведь на воеводстве" Салтыкова-Щедрина
Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:
"В сказке "Медведь на воеводстве" вопрос о крестьянской революции поставлен гораздо конкретнее и острее. Недаром над этой сказкой в течение многих лет тяготел цензурный запрет.Бессмысленные "кровопролитства", учиняемые воеводой "Топтыгиным 2-м", символизирующим активно-реакционные методы управления, вынудили мужиков вооружиться... и соответственным образом "уважить" насильника и самоуправцы... ".
Топтыгин 3-й" оказался умнее своего предшественника: никаких особенных злодейств он не совершал, а лежал у себя в берлоге, довольствуясь приносимыми ему дарами. Но поскольку "Топтыгин 3-й" символизирующий пассивно-либеральные методы управления, поддерживает установившийся в лесу грабительский "порядок", и ему, в конце концов, не избежать гибели..."
...у Щедрина... медведь становится представителем царской власти, которую в сказке олицетворяет лев. Щедрин наполняет политическим содержанием образ Топтыгина, выражающего дикую жестокость политики царской бюрократии, с ее жаждой "кровопролитиев" и враждебностью народу, гнев которого неуклонно растет. "
(вступительная статья Я. Эльсберга, "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)
Сказки "Медведь на воеводстве" и "Орел-меценат", метившие в высшие административные сферы, при жизни писателя не были допущены цензурой к опубликованию, по они распространялись в русских и зарубежных нелегальных изданиях и сыграли свою революционную роль."
(А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980. Глава 21)
В сказке «Медведь на воеводстве» самодержавная Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп в состоянии непрекращающейся междоусобной войны. <...>
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», "Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах", том 16 (часть 1), 1974 г.)
("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)
В сказке "Медведь на воеводстве" царь-лев, по рекомендации своего главного советника осла, посылает в лес бравых медведей, чтобы они усмиряли мелкое зверье, "лесных мужиков", посредством "злодейств" и "кровопролитиев". Но лесной народ этих наезжих медведей либо в грош не ставит, либо убивает. <...>
Писать что-нибудь подобное прямо о царе и его министрах, о крестьянских восстаниях и "усмирениях" было бы бесполезно; это нельзя было бы напечатать. А написанное "езоповым языком" – рано или поздно, в урезанном или искаженном виде – но все же печаталось.
Но "езопов язык" не только оборонял от цензуры, он придавал обличениям Щедрина особую силу и меткость.
Мы видели, как Щедрин царского советника изобразил в видел осла, а "воеводу" – в виде медведя. Этим он дал яркую оценку уму царских министров и такту "усмирителей". <...>
Царь Александр III, в царствование которого написаны основные сказки Щедрина, был малограмотен, резолюции на докладах своих министров он писал с ошибками. Щедрин жестоко издевается над незадачливым царем... <...>
О царях полагалось говорить особым "возвышенным" языком. Нельзя было просто сказать, что царь что-нибудь написал, а надо было говорить "собственноручно начертал". Это выражением Щедрин и пародирует своим "собственнолапно нацарапал", чтобы каждому было ясно, что здесь имеется в виду. "
(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге "Сказки" Салтыкова-Щедрина, изд-во "ДЕТГИЗ", 1946 г.)
Б. Я. Бухштаб:
"Неопытному читателю сказки Щедрина часто кажутся странными, слишком мудреными. Идет, скажем, речь о жизни пискаря. <...> Что за странное смешение человечьей и рыбьей жизни! <...> ...сказки Щедрина подчеркнуто-иносказательны. <...>В сказке "Медведь на воеводстве" царь-лев, по рекомендации своего главного советника осла, посылает в лес бравых медведей, чтобы они усмиряли мелкое зверье, "лесных мужиков", посредством "злодейств" и "кровопролитиев". Но лесной народ этих наезжих медведей либо в грош не ставит, либо убивает. <...>
Писать что-нибудь подобное прямо о царе и его министрах, о крестьянских восстаниях и "усмирениях" было бы бесполезно; это нельзя было бы напечатать. А написанное "езоповым языком" – рано или поздно, в урезанном или искаженном виде – но все же печаталось.
Но "езопов язык" не только оборонял от цензуры, он придавал обличениям Щедрина особую силу и меткость.
Мы видели, как Щедрин царского советника изобразил в видел осла, а "воеводу" – в виде медведя. Этим он дал яркую оценку уму царских министров и такту "усмирителей". <...>
Царь Александр III, в царствование которого написаны основные сказки Щедрина, был малограмотен, резолюции на докладах своих министров он писал с ошибками. Щедрин жестоко издевается над незадачливым царем... <...>
О царях полагалось говорить особым "возвышенным" языком. Нельзя было просто сказать, что царь что-нибудь написал, а надо было говорить "собственноручно начертал". Это выражением Щедрин и пародирует своим "собственнолапно нацарапал", чтобы каждому было ясно, что здесь имеется в виду. "
(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге "Сказки" Салтыкова-Щедрина, изд-во "ДЕТГИЗ", 1946 г.)
Я. Эльсберг:
"В сказочно-фантастическую форму Щедрин вкладывает огромное реалистическое содержание. <...> Умение показать в малом большое, найти в быту политику является отличительной чертой творчества Щедрина. <...>
Щедрин в своих "Сказках" обличил все господствующие и эксплуатирующие классы. В сказках "Медведь на воеводстве" и "Орел-меценат" Щедрин направил острие своей сатиры против царизма с его жестокостью и дикостью. <...>
Щедрин в своих "Сказках" обличил все господствующие и эксплуатирующие классы. В сказках "Медведь на воеводстве" и "Орел-меценат" Щедрин направил острие своей сатиры против царизма с его жестокостью и дикостью. <...>
...у Щедрина... медведь становится представителем царской власти, которую в сказке олицетворяет лев. Щедрин наполняет политическим содержанием образ Топтыгина, выражающего дикую жестокость политики царской бюрократии, с ее жаждой "кровопролитиев" и враждебностью народу, гнев которого неуклонно растет. "
(вступительная статья Я. Эльсберга, "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)
А. С. Бушмин:
"Резкостью сатирического нападения непосредственно на правительственные верхи самодержавия выделяется "Медведь на воеводстве". Сказка, издевательски высмеивающая царя, министров, губернаторов, напоминает тему "Истории одного города", но на этот раз царские сановники преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах. В сказке выведены трое Топтыгиных. Первые два ознаменовали свою деятельность по усмирению "внутренних врагов" разного рода злодействами. Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших "блеска кровопролитий", добродушным нравом. Он ограничил свою деятельность только соблюдением "исстари заведенного порядка", довольствовался злодействами "натуральными". Однако и при воеводстве Топтыгина 3-го ни разу лес не изменил своей прежней физиономии. <...>
Причина народных бедствий заключается, следовательно, не в злоупотреблении принципами власти, а в самом принципе самодержавной системы. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении их вообще, т. е. в свержении самодержавия, как антинародной и деспотической государственной формы. Такова основная идея сказки. <...>
Сказки "Медведь на воеводстве" и "Орел-меценат", метившие в высшие административные сферы, при жизни писателя не были допущены цензурой к опубликованию, по они распространялись в русских и зарубежных нелегальных изданиях и сыграли свою революционную роль."
(А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980. Глава 21)
"«Медведь на воеводстве» (1884) — сатира на административные принципы самодержавия. <...> ...где царские сановники преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах. <...>
В сказке «Медведь на воеводстве» самодержавная Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп в состоянии непрекращающейся междоусобной войны. <...>
В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков называет Топтыгина «скотиной», «гнилым чурбаном»... «негодяем» и т. п.— все это без применения звериной маски было бы невозможно сделать по отношению к царским сановникам, которых сатирик имеет в виду в данном случае."
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», "Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах", том 16 (часть 1), 1974 г.)
Это был анализ сказки "Медведь на воеводстве" Салтыкова-Щедрина: идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод из произведения.
0 Комментарии