Смотрите:
Анализ сказки "Пропала совесть" Салтыкова-Щедрина
А. С. Бушмин:
"Салтыков не разделял мелкобуржуазных концепций о возможности достижения социального идеала только путем морального исправления эксплуататоров. В понимании причин социального зла и путей его искоренения он не придавал моральному фактору решающего значения и не связывал с ним далеко идущих надежд.Вместе с тем он не преуменьшал огромного значения нравственности — стыда и совести — как действенного начала в общественной борьбе. И в этом смысле он может быть назван великим моралистом.
Не чужда была ему и мысль о воздействии на «эмбрион стыдливости» в людях привилегированной верхушки общества. Поэтому наряду с политическими и социальными проблемами он так или иначе постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.
В частности, среди его сказок есть такие, которые посвящены преимущественно осмеянию и отрицанию морали эксплуататоров. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и Пороки», «Дурак», «Баран-непомнящий», «Христова ночь», «Рождественская сказка», «Приключение с Крамольниковым».
Первые три из перечисленных сказок — сатира на исторически изжившие себя моральные принципы привилегированных классов. Писатель показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитических слоях общества. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу», от которой каждый стремится поскорее избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и Пороки»). Здесь все подлинно высокие человеческие достоинства признаются ненормальными, опасными и подвергаются жестокому гонению («Дурак»). <...>
Первые три из перечисленных сказок — сатира на исторически изжившие себя моральные принципы привилегированных классов. Писатель показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитических слоях общества. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу», от которой каждый стремится поскорее избавиться («Пропала совесть»)."
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», "Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах", том 16 (часть 1), 1974 г.)
Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:
"...верил ли Салтыков в лучшее будущее народа? Для внимательного читателя его произведений ответ на этот вопрос не представляется трудным. Вспомним концовку сказки "Пропала совесть". Никому не нужная, всех тяготящая и всеми проклинаемая совесть упросила последнего своего содержателя, какого-то "мещанинишку", "растворить" перед нею "сердце чистое" "маленького русского дитяти" и "схоронить" ее в нем. "Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть." Социальный смысл этих замечательных слов настолько ясен... что не нуждается ни в каких пояснениях."("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)
Это был анализ сказки "Пропала совесть" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, смысл и суть произведения.
0 Комментарии