Город Глупов. Художники Кукрыниксы |
В этой статье представлена критика о романе "История одного города" Салтыкова-Щедрина, отзывы современников.
Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по "Истории одного города"
(газета "Неделя", март 1870 г.)
(газета «Новороссийский телеграф», 1869 г., № 219)
(газета "Санкт-Петербургские ведомости», 1870 г.):
Целиком перевести ее невозможно, и западная публика, я думаю, не поняла бы и не оценила бы ее. Местный колорит здесь слишком силен, а язык слишком часто сбивается на жаргон. Часто также автор дает полную волю своему воображению и доходит до совершенных нелепостей. Так, например, в ряду типичных градоначальников Глупова есть один, у которого вместо головы — pâté de foie gras*... (*паштет из гусиной печенки (франц.)) Весьма возможно, что подобные нелепицы введены с умыслом, чтобы сбить с толку слишком бдительного или чиновного читателя.
В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл (я бы даже сказал — сдержанность), сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы.<...> ...эта странная и поразительная книга, представляющая в аллегорической по необходимости форме слишком верную, увы! картину русской истории. В особенности я хотел бы обратить внимание на очерк о городничем Угрюм-Бурчееве, в лице которого все узнали зловещий и отталкивающий облик Аракчеева, всесильного любимца Александра I в последние годы его царствования."
(И. Тургенев, критическая статья в английском журнале «The Academy» , 1 марта 1870 г.)
(журнал "Вестник Европы", статья "Историческая сатира" А. С. Суворина, 1871 г.)
"История одного города" принадлежит к числу наиболее смелых произведений не только Салтыкова-Щедрина, но и всей русской классической литературы XIX в. Это поистине громоносный удар по самодержавию.
Заметим, при этом, что автор отнюдь не ограничился тем, что пригвоздил к позорному столбу самодержцев и самодержиц, выявив их безграничное невежество, глупость, распутство, жестокость, звериный эгоизм и т.д.; он решился сказать несколько горьких слов по адресу народа, который терпит подобных властителей. <...>
Не высокомерие, не презрение к народу руководило в данном случает Щедриным, а любовь к народу, страстное желание, чтобы он превозмог свои "смирение да терпение" и перестал мириться со всеми этими Брудастыми...
Глубина общественного смысла сочетается в "Истории одного города" с блестящей художественной формой."
("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)
Краткое содержание романа
Все материалы по "Истории одного города"
Критика о романе "История одного города" Салтыкова-Щедрина
Отзыв в газете "Неделя":
"Это превосходная, мастерски написанная сатира на градоначальников, и мы советовали бы нашим влиятельным людям познакомиться с этим новым произведением талантливого рассказчика прежде, чем они решатся подать свой голос за проект о расширении губернаторской власти»."(газета "Неделя", март 1870 г.)
Отзыв С. Т. Герцо-Виноградского:
"Произведения г. Щедрина касаются только небольшого числа администраторов среднего полета и известного направления... <...> ...вы часто недоумеваете, куда бьет его сатира..."(газета «Новороссийский телеграф», 1869 г., № 219)
Отзыв в газете "Санкт-Петербургские ведомости»:
"«История одного города» принадлежит, по нашему мнению, к числу наиболее удачных произведений г. Салтыкова за последние годы. Эта юмористическая «история», пожалуй, даст больше материалов для уразумения некоторых сторон нашей истории, чем иные труды присяжных историков."(газета "Санкт-Петербургские ведомости», 1870 г.):
Отзыв И. С. Тургенева:
"«История одного города» — это в сущности сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия, изложенная в форме комического описания города Глупова и начальников, последовательно правивших им с 1762 по 1826 г.Целиком перевести ее невозможно, и западная публика, я думаю, не поняла бы и не оценила бы ее. Местный колорит здесь слишком силен, а язык слишком часто сбивается на жаргон. Часто также автор дает полную волю своему воображению и доходит до совершенных нелепостей. Так, например, в ряду типичных градоначальников Глупова есть один, у которого вместо головы — pâté de foie gras*... (*паштет из гусиной печенки (франц.)) Весьма возможно, что подобные нелепицы введены с умыслом, чтобы сбить с толку слишком бдительного или чиновного читателя.
В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл (я бы даже сказал — сдержанность), сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы.<...> ...эта странная и поразительная книга, представляющая в аллегорической по необходимости форме слишком верную, увы! картину русской истории. В особенности я хотел бы обратить внимание на очерк о городничем Угрюм-Бурчееве, в лице которого все узнали зловещий и отталкивающий облик Аракчеева, всесильного любимца Александра I в последние годы его царствования."
(И. Тургенев, критическая статья в английском журнале «The Academy» , 1 марта 1870 г.)
Отзыв А. С. Суворина в журнале "Вестник Европы":
"...Ни история, ни настоящее вовсе не говорят нам ничего похожего на те картины, которые нарисовал г. Салтыков..."(журнал "Вестник Европы", статья "Историческая сатира" А. С. Суворина, 1871 г.)
Очерк из книги "М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях":
"Было бы... совершенно ошибочно... делать вывод, что "История одного города" - историческая сатира. Исторические элементы в ее содержании, конечно, есть, но Щедрин пользуется ими для того, чтобы заклеймить не только прошлое, но в особенности настоящее самодержавно-монархического государства. Большего развенчания абсолютизма, большего глумления над теми, кто называл себя "помазанниками божьими", и представить себе невозможно!"История одного города" принадлежит к числу наиболее смелых произведений не только Салтыкова-Щедрина, но и всей русской классической литературы XIX в. Это поистине громоносный удар по самодержавию.
Заметим, при этом, что автор отнюдь не ограничился тем, что пригвоздил к позорному столбу самодержцев и самодержиц, выявив их безграничное невежество, глупость, распутство, жестокость, звериный эгоизм и т.д.; он решился сказать несколько горьких слов по адресу народа, который терпит подобных властителей. <...>
Не высокомерие, не презрение к народу руководило в данном случает Щедриным, а любовь к народу, страстное желание, чтобы он превозмог свои "смирение да терпение" и перестал мириться со всеми этими Брудастыми...
Глубина общественного смысла сочетается в "Истории одного города" с блестящей художественной формой."
("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)
Это была критика о романе "История одного города" Салтыкова-Щедрина, отзывы современников писателя.
Смотрите: Все материалы по "Истории одного города"
2 Комментарии