М. Е. Салтыков-Щедрин – это выдающийся русский писатель XIX века.
В этой статье представлена критика о творчестве Салтыкова-Щедрина, отзывы современников о произведениях писателя и др.
Смотрите: Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина
В этой статье представлена критика о творчестве Салтыкова-Щедрина, отзывы современников о произведениях писателя и др.
Смотрите: Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина
Критика о творчестве Салтыкова-Щедрина
П. В. Анненков:
"...Щедрин... почти никогда не употреблял пера своего на описание чего-либо, лишенного строгого гражданского характера, на какие-либо пустяки, касающиеся судьбы частного, безвестного лица или истории сердца, движимого интересами, которых прямо нельзя связать с интересами всего общества. <...> Все это дает деятельности г. Щедрина какой-то суровый характер, несмотря на откровенный его юмор и на замечательную способность к политической карикатуре и к "шаржу" вообще."
(П. В. Анненков, "Г-н Н. Щедрин", 1863 г.)
Д. И. Писарев:
"...Щедрин, вождь нашей обличительной литературы... <...> ...принимаясь за перо, он... не предлагает себе вопроса о том, куда хватит его обличительная стрела - в своих или в чужих...Он пишет рассказы, обличает неправду и смешит читателя единственно потому, что умеет писать легко и игриво, обладает огромным запасом диковинных материалов и очень любит потешиться над этими диковинками вместе с добродушным читателем.
Вследствие этих свойств автора его произведения в высшей степени безвредны, для чтения приятны и с гигиенической точки зрения даже полезны, потому что смех помогает пищеварению, тем более что к смеху г. Щедрина, заразительно действующему на читателя, вовсе не примешиваются те грустные и серьезные ноты, которые слышатся постоянно в смехе Диккенса, Теккерея, Гейне, Берне, Гоголя и вообще всех... действительно замечательных юмористов. <...>
Смех г. Щедрина убаюкивает и располагает ко сну... ...мы смеемся и склоняем голову на подушку и тихо засыпаем, с детскою улыбкою на губах. <...>
Если мы, с высоты птичьего полета, бросим общий взгляд на рассказы г. Щедрина, то нам придется изумляться бедности, мелочности и однообразию их основных мотивов. <...> ...еще раз скажу г. Щедрину: пусть читает, размышляет, переводит, компилирует, и тогда он будет действительно полезным писателем."
(Д. И. Писарев, "Цветы невинного юмора", 1864 г.)
А. В. Дружинин:
"...нам видится в г. Щедрине писатель многосторонней силы... <...> ...Щедрин, может быть, более чем кто-либо из ныне пишущих людей, разумеет поэзию и правду чиновничьей жизни, знаком с бытом и понятием целого многочисленного класса наших сограждан.Он может просто и правдиво говорить о вещах, о которых мы до сих пор мало говорили по причине нашего незнания. Как человек служащий и знающий службу, он должен сделать для нашего чиновного быта то, что граф Лев Толстой сделал для военного. <...> С его знанием дела нельзя не быть самостоятельным, с его любовью к правде легко достигнуть всесторонности в таланте."
(А. В. Дружинин, очерк "«Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Губернские очерки» Н. Щедрина", 1865 г.)
А. М. Скабичевский:
"Я убежден, что к числу писателей-колоссов, слава которых не умаляется, но, напротив того, возрастает с каждым поколением и веком, будет принадлежать г. Щедрин. <...>Знаете ли вы, приходило ли вам в голову подумать, что такое г. Щедрин? Ведь это один из тех народных и, вместе с тем, общечеловеческих сатириков, вроде Рабле, Мольера, Свифта, Грибоедова и Гоголя, смех которых раздается громовыми раскатами под сводами веков. <...>
...в лице г. Щедрина мы имеем сатирика, который, наверное, будет, со временем, беспристрастными судьями-потомками поставлен не только на одну высоту с Гоголем, но во многих отношениях выше его. В самом деле, если Гоголь в чем превосходит г. Щедрина, то, единственно, в чисто эстетическом отношении, в художественно-техническом. Дело в том, что Гоголь долго работал над каждым своим произведением, обтачивал каждую, фразу и малейший штрих. <...> В этом отношении г. Щедрин, конечно, уступает Гоголю...
Но что касается до глубины и широты миросозерцания, что касается до общественного и общечеловеческого значения образов, то Щедрин в этом отношении настолько же превосходит Гоголя, насколько век наш стоит выше гоголевской эпохи.
Если вы не ограничитесь поверхностным чтением сатир г. Щедрина ради одной потехи и отыскания смешных мест... то вы постоянно будете открывать новые и новые глубины, поразительное знание человеческого сердца и такие существенные черты жизни и человеческой природы, выставление которых присуще только гениальным писателям."
(А. М. Скабичевский, "Г. Щедрин как современный гениальный писатель", 1876 г.)
Ю. И. Айхенвальд:
"...Щедрин. ...он раньше всего производит впечатление силы. Он - крепкий, терпкий; его не забудешь, если хоть раз отведать от его суровой трапезы. Есть что-то в его даровании сердитое и строгое. Можно не любить Салтыкова, но с ним нельзя не считаться. <...>
Писатель-начальник, привередливый и требовательный, взыскательный и беспощадный, язвительный и придирчивый, Салтыков - брюзга. Он в разные эпохи жил и всеми эпохами был недоволен. Он пропустил мимо себя много людей и почти никого не похвалил. От него больно достается.
Прирожденный сатирик, бесцеремонный и циничный, он - мастер насмешки, седой "великий мастер" масонской сатирической ложи. При этом Щедрин, как и подобает его сану, собственно, не шаржирует.
Его гиперболизм - естественный, не больший, чем тот, какого требует самый стиль сатиры. Его увеличительное стекло преувеличивает в меру своего назначения. Справедливо отклоняет он упреки в карикатурности: "карикатур нет... кроме той, которую представляет сама действительность". <...> ...он по преимуществу ополчается на гнусность и пошлость чиновничества, на те особенности быта, которые обусловливаются пороками власти и властью беззакония... <...>
...щедринская сатира... широко задумана; и потому прощаешь ей то злоупотребление смехом... Кроме того, в лучших своих произведениях Салтыков достаточно обнаружил, что и смех его шел из глубины, был грудной, не дребезжащий, нередко горький, всегда, как мы уже отметили, сильный... <...> Не сплошь, но в общем он - истинный и большой художник. Не тонка соль его смеха, но в самой грубости своей она прекрасна."
(Ю. И. Айхенвальд, "Салтыков-Щедрин", 1913 г.)
Л. П. Гроссман:
"...В своем осмеянии он [Щедрин] был всегда беспощаден, стремясь... со всей отчетливостью произносить самые безнадежные приговоры. В Салтыкове было нечто от хирурга и от судьи. <...> Верный себе, своему холодному, трезвому и строгому взгляду... сурово и неуступчиво судил он Россию, ее прошлое и настоящее, ее правителей и подданных, своих отдаленных предков и близких современников. Взгляд его на судьбы своей страны был мрачен и безотраден до отчаяния."(Л. П. Гроссман "Россия Салтыкова", 1925 г.)
Р. В. Иванов-Разумник:
"Смех салтыковской сатиры был конкретен, неотвратим, неотразим высшей точкой направленности. <...>В наши дни Салтыков-Щедрин - уже "история"; у современного читателя часто нет ключей к пониманию образов, картин, волновавших великого сатирика; больше того - часто нет и способности к восприятию его смеха, нет готовности разделить с суровым критиком и судьей его затаенную, конфузливую, но горячую любовь к страдающим, измученным людям, к людям, обиженным историей. А это жаль... <...>
...Щедрин и его сатира все время на земле; его злой критической осведомленности нельзя было преодолеть ни в каком философском или этическом плане... <...> ...его беспощадная критика умирающего феодализма и торжествующей буржуазии, его туманные социалистические мечтания, утопические, но честно и ярко выраженные, - делают его для нас особенно ценным и значимым."
(Р. В. Иванов-Разумник "М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество", 1930 г.)
Я. Эльсберг:
"Щедрин был страстным борцом за интересы народных масс. Решительно и смело выступал он против угнетателей народа... Оружием Щедрина была литература, которой он, по собственному выражению, был предан "страстно и исключительно". <...> Щедрин в своем творчестве выступал, как судья, как прокурор от лица народа, разоблачавший и обвинявший всех его угнетателей. <...> Среди произведений Щедрина особое и очень важное место занимаются его "Сказки". <...>Каждый из сказочных образов Щедрина обобщает собой длинный ряд общественных типов, созданных великим сатириком в более ранних произведениях. <...> В сказочно-фантастическую форму Щедрин вкладывает огромное реалистическое содержание. <...> Умение показать в малом большое, найти в быту политику является отличительной чертой творчества Щедрина. <...>
Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безидейность, духовную бедность и ограниченность. <...> ...Щедрин убежден в том, что русский человек духовно растет, что русский народ пробьется к сознательной и радостной жизни."
(вступительная статья Я. Эльсберга, "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)
А. С. Бушмин:
"Среди классиков русского критического реализма XIX в. М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры. <...> ...он выступал горячим защитником угнетенного народа и бесстрашным обличителем привилегированных классов.Основной пафос его творчества заключается в бескомпромиссном отрицании всех форм угнетения человека человеком во имя победы идеалов демократии и социализма. В течение 50-80-х гг. голос гениального сатирика, "прокурора русской общественной жизни"... громко и гневно звучал на всю Россию, вдохновляя лучшие силы нации на борьбу с социально-политическим режимом самодержавия. <...>
Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством. <...>
Своеобразие Щедрина-художника наиболее наглядно проявляется прежде всего в таких особенностях его сатирической поэтики, как искусство применения юмора, гиперболы, гротеска, фантастики, иносказания для реалистического воспроизведения действительности и ее оценки с прогрессивных общественных позиций. <...> Щедрин - самый яркий продолжатель гоголевской традиции сатирического смеха."
(А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980. Глава 21)
Это была критика о творчестве Салтыкова-Щедрина, отзывы современников о произведениях писателя.
Смотрите: Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина
Смотрите: Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина
0 Комментарии