Рассказ помещика. Художник С. В. Герасимов |
Подробное краткое содержание поэмы "Кому на Руси жить хорошо" по частям и главам
Часть 1
Пролог
Однажды семеро крестьян собираются вместе. Их зовут Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров.Глава I. Поп
Глава II. Сельская ярмонка
Мужики идут дальше по деревням, но не видят народ и удивляются. Им отвечают, что весь народ сегодня на ярмарке в селе Кузьминское.Глава III. Пьяная ночь
Выйдя из села, главные герои (сами трезвые) встречают повсюду на дороге пьяных крестьян, вышедших с ярмарки. Кто-то из них дерется, кто-то ругается. Влюбленные парочки идут уединиться в рощу.Глава IV. Счастливые
Странники идут в шумную толпу и просят отозваться "счастливых" людей, так как для них приготовлено ведро выпивки. Под липу стекается много желающих выпить бесплатно.
Тут к странникам подсаживается крестьянин Федосей и говорит, что, если кто и счастливец, то это крестьянин Ермил Гирин. Федосей рассказывает историю о Ермиле, "седоволосый" священник местами дополняет его рассказ.
Сначала Ермил был писарем в конторе, затем служил старостой на селе. Его все любили за честность и доброту. Однажды он, пользуясь служебным положением, помог своему младшему брату Митрию уклониться oт aрмии. В итоге вне очереди в рекруты забрали другого парня. Ермил не простил себе этого поступка и все же отправил своего брата в армию, а того крестьянина вернул домой. После этого Ермил уволился с поста старосты и стал работать на мельнице. Хитрые чиновники хотели продать эту мельницу богатому купцу Алтынникову, но Ермил победил в этой схватке и купил мельницу с помощью народных денег. Позже Ермилу посадили в острог (тюрьму), судя по всему, за участие в бунте.
Под утро странники собираются спать, но вдруг видят барина на тройке с колокольчиками. Странники его останавливают.
Глава V. Помещик
Странники спрашивают помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева, хорошо ли ему живется на Руси. Тот ложится на коврике, пьет вино и отвечает им. Он говорит, что помещики, как он, из старинных дворянских родов, не привыкли к труду, а привыкли жить в роскоши за счет крепостных. До отмены крепостного права помещики жили богато, охотились, купались в роскоши, но теперь многие обеднели. Оболт-Оболдует говорит, что он с рождения не привык к труду и не был готов к отмене крепостного права. Он плачет.Часть 2 "Последыш"
Глава I
I
Наступают Петровки (12 июля по новому стилю).
II
Дядя Влас рассказывает, что князь Утятин был важным вельможей, жил роскошно и легкомысленно. Когда отменили крепостное право, он отказался верить в это, за что его и прозвали Последышем (последыш – это последний ребенок в семье). От волнений с князем случился удар, то есть инсульт.III
Князь сидит за столом, ему прислуживает его холоп Ипат. Барин спрашивает Клима, скоро ли закончится сенокос. Тот, отлично играя роль, лебезит перед ним и отвечает, что все будет сделано отлично. Клим произносит целый монолог про любовь крестьян к помещикам (что, конечно, не правда). Холоп Ипат искренне плачет от этой "трогательной речи", плачет и сам барин.
Вдруг один крестьянин нечаянно смеется. Этот крестьянин "питерщик" (работает в Петербурге) давно не был дома и не привык к этому спектаклю, поэтому и рассмеялся. Барин Утятин требует наказать бунтовщика. Клим просит странников выступить в роли виноватых, но те боятся.
На помощь Климу приходит его кума Орефьевна. Она бросается барину в ноги и говорит, что это ее сын рассмеялся, потому что он психически болен и все время смеется (это выдуманная история). Барин верит и прощает ее. Все счастливы, что все обошлось. Вся деревня качает Клима на руках за то, что тот так ловко обманывает князя.
В тот же вечер князь Утятин умирает, вся деревня Большие Вахлаки радуется и устраивает пир (см. главу "Пир на весь мир").
(Забегая вперед, автор сообщает, что сыновья князя в итоге обманут крестьян и не дадут им обещанные луга, так что им придется судиться.)
Часть 3 "Крестьянка"
Пролог
Мужики решают поискать счастливых людей среди крестьянок. Кто-то советует им пойти в село Клин к крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной по прозвищу "губернаторша", которую можно считать счастливицей.Странники приходят в нищее село Клин. За селом стоит усадьба с огромным барским домом. Лакей говорит странникам, что их помещик за границей. Гости видят, что по брошенной усадьбе ходят голодные дворовые люди (дворня, слуги барина), старые и больные люди. Барин, уехав за границу, бросил их и теперь они пытаются выжить в брошенной усадьбе.
Странники видят, как на пруду крестьяне ловят карася, но рыбы там почти уже не водится. На берегу беременная нищая крестьянка с сыном Митенькой раздувает костер. Кто-то в саду трясет яблоню, чтобы съесть яблоко, пусть даже неспелое. Кто-то отвинчивает медные ручки у двери, а кто-то выносит из дома изразцы (керамическую плитку), чтобы продать их и купить еду. Кто-то предлагает странникам купить книгу, но те отказываются. По балкону ходит певец, которого барин привез из Конотопа. Певец ничего не умеет делать, кроме пения, и теперь тоже голодает.
Покинув барскую усадьбу, странники видят поющую толпу крестьян (жнецов и жниц). Они спрашивают Матрену. Та отвечает, что ей некогда беседовать, ведь нужно работать в поле. Крестьяне просят ее поговорить с ними, а за это они завтра помогут ей в поле собрать рожь.
Странники садятся ужинать за скатертью-самобранкой. Вечером к ним приходит Матрена и рассказывает свою историю.
Глава I. До замужества
Глава II. Песни
Автор приводит песню о том, как молодая жена попадает в злую семью мужа.
Матрена поет песню о тяжелой жизни в чужой семье, странники подпевают ей хором.
Матрена рассказывает странникам, что семья ее мужа была большой и злой, так что жизнь бедной Матрены превратилась в ад. Однажды муж побил ее, но "только один раз". Хотя в крестьянской среде побои в семье были нормой, Матрена отказалась терпеть это. С тех пор муж больше ее не трогал.
Затем Матрена поет песню про нелюбимого мужа. Странники ей хором подпевают.
Далее Матрена рассказывает, как у нее родился первый сын – Демушка. В это время к ней начал приставать управляющий Ситников и принуждал стать его любовницей. Муж Матрены, как обычно, находился в Петербурге. Единственным другом Матрены в той злой семье был дед Савелий, дед ее мужа Филиппа.
Глава III. Савелий, богатырь святорусский
Савелий не любил свою злую семью и жил от них отдельно. У Савелия Матрена находила покой и утешение. Матрена рассказывает странникам историю жизни Савелия.Савелий родился в глухой деревне Корежина. Он был крепостным помещика Шалашникова. Помещик не бывал в своей глухой деревне, так что Савелий и другие крестьяне жили как вольные люди. Потом Шалашников начал пороть крестьян розгами, чтобы те платили ему деньги. Савелий в первый раз не выдержал ударов розгами и отдал барину деньги. Но в следующие годы он стойко терпел избиения розгами и итоге деньги оставались у него. Так деревня какое-то время жила богато.
Когда умер Шалашников, наследник назначил управляющим немца Фогеля. Тот жестоко порол всех розгами, так что никто не мог вытерпеть, и разорил всю деревню. 18 лет Савелий и его односельчане терпели его издевательства. Однажды, когда они копали колодец, Савелий и другие крестьяне бросили в яму немца и закопали его живьем. За это Савелий отбыл 20 лет каторги и 20 лет поселения. Потом он вернулся домой и женился.
Глава IV. Демушка
Матрена любила своего первого сына Демушку и брала его с собой в поле на работы. Но злая свекровь решила, что ребенок мешает Матрене работать. По требованию свекрови Матрена однажды оставили сына с Савелием, а сама пошла работать. Старик Савелий нечаянно уснул, так что Демушка остался без присмотра. На мальчика напали свиньи, и он погиб.
В тот же день к Матрене явилась полиция, которая заподозрила, что она и дед Савелий были любовниками и сами отравили Демушку. Полиция провела экспертизу (вскрытие) прямо на глазах у несчастной матери. От этой чудовищной несправедливость Матрена в тот день чуть не сошла с ума. Полиция в итоге ничего не нашла, после чего Матрена похоронила Демушку.
После гибели сына Матрена отказалась видеть Савелия, виновника трагедии.
Глава V. Волчица
Матрена говорит, что Демушки уже нет 20 лет. Вскоре после гибели мальчика Савелий, мучаясь от своей вины, ушел в монастырь.
Затем у Матрены три года подряд рождались дети. На четвертый год у нее умерли родители, так что она осталась сиротой, из-за чего она сильно страдала.
Однажды, придя на могилку Демушки, она вдруг увидела Савелия, который вернулся из монастыря. Она сказала ему, что давно его простила, и они снова стали дружить. Вскоре Савелий умер, ему было 107 лет. Его похоронили рядом с Демушкой.
Следующие 4 года в жизни Матрены были тихими. Она, как обычно, тяжело трудилась. Ее 8-летний сын Федотушка стал служить в подпасках, то есть помощником пастуха. Однажды пастух оставил его одного со стадом. Вдруг на стадо напала волчица и схватила овцу крестьянки Марьи. Мальчик бил волчицу кнутом и наконец вырвал у нее овцу, но та была уже мертва, так что он оставил ее волчице. Придя в село, мальчик все честно рассказал. Староста Силантий хотел высечь его розгами. Матрена обратилась к барину, и тот приказал простить мальчика, но наказать саму мать. Судя по всему, Матрену тут же выпороли розгами.
После этого случая Матрена пошла к реке и плакала о том, что у нее нет родителей и за нее некому заступиться в ее тяжелой жизни.
Глава VI. Трудный год
Спустя какое-то время у Матрены выдался трудный год. Был неурожай, а кроме того ее мужа Филиппа вне очереди забрали в армия. В это временя Матрена была беременна сыном Лиодорушкой. Оставшись без кормильца, они ужасно бедствовали, так что ее дети даже просили милостыню.Глава VII. Губернаторша
Матрена в отчаянии выбежала из деревни, упала на снег и стала молиться. Молитва облегчила ее страдания. Она пошла в город. Придя к губернаторскому дворцу, она подошла к часовому (охраннику). Тот был неразговорчив, но, когда она дала ему денег, он отправил ее к швейцару Макару Федосеевичу. Она нашла швейцара, дала ему денег, и тот посоветовал ей прийти через 2 часа.
Через два часа Матрена пришла к нему. Макар Федосеевич попросил еще денег за свою помощь. Она дала ему денег, после чего тот привел ее к себе в каморку во дворце губернатора.
Вдруг Матрена услышала, что губернаторше подают карету. Матрена бросилась на лестницу в ноги губернаторше. Она начала рассказывать о своей беде, но потеряла сознание (у нее начались роды).
Матрена родила сына прямо в доме губернаторши. Когда она пришла в себя, ей вручили новорожденного. Матрена рассказала губернаторше о том, что их кормильца вне очереди забрали в армию. Губернаторша Елена Александровна потребовала разобраться, и Филиппа вернули из армии в семью. Сама губернаторша стала крестной новорожденного и дала ему имя Лиодорушка.
Погостив у губернаторши, Матрена с сыном вернулись домой весной. После этого злобная семейка мужа кланялась ей и извинялась.
Глава VIII. Бабья притча
Подводя итоги своей тяжелой жизни, Матрена говорит странникам, что им не стоит искать счастливых людей среди крестьянок.
Матрена передает им рассказ одной божьей старушки, странницы. Та старушка рассказала ей, что ключи от женского счастья заброшены и потеряны у самого бога и никто до сих пор эти ключи найти не может.Часть 4 "Пир – на весь мир"
Вступление
Данная глава является продолжением главы "Последыш".
Крестьяне просят дьячка и его сыновей Гришу и Савву спеть песню "Веселую". Те поют.
Песня "Веселая"
Затем крестьяне хором поют свою местную, вахлацкую песню "Барщинную".
Барщинная
______
Спев эту песню, крестьяне рассказывают странникам, что при барине Утятине их жизнь была тяжелой, как каторга.
В разговор вступает крестьянин из соседней волости. Он говорит, что его барыня Гертруда Александровна била крестьян за "крепкое слово" (ругань, мат), хотя при такой тяжелой жизни крестьянине не могут не ругаться. Когда отменили крепостное право, вся их деревня наругалась вдоволь.
Затем в разговор вступает Викентий Александрович, дворовый человек (слуга) барона Синегузина. Он рассказывает историю "Про холопа примерного – Якова Верного".
Про холопа примерного – Якова Верного
В беседу вступает старик Ионушка, бродяга-богомол. Прежде чем привести рассказ Ионушки, автор затрагивает тему бродяг и попрошаек. Он говорит о том, что осенью крестьяне на Руси целыми деревнями идут попрошайничать, как на работу, что в народе принято жалеть попрошаек, но среди них встречаются мошенники, воры и даже развратники.
Далее Ионушка рассказывает историю "О двух великих грешниках".
О двух великих грешниках
Далее крестьянин Игнатий Прохоров опять просит слово. На этот раз ему дают сказать. Он рассказывает историю "Крестьянский грех".
Крестьянской грех
Один адмирал за свою хорошую службу получил от царицы 8 тысяч крепостных. Умирая, он оставил завещание, по которому все 8 тысяч крепостных должны были получить вольную (свободу). После смерти адмирала его наследник и староста Глеб вступили в сговор и сожгли завещание. В итоге 8 тысяч крепостных так и не получили "вольную". Так староста совершил свой "крестьянский грех", предав таких же крестьян, как и он сам.Эта грустная история впечатляет собравшихся. Дядя Влас, Клим и другие крестьяне начинают грустить и думать о тяжелой жизни. Вдруг они начинают петь песню "Голодная".
Голодная
Это песня о том, как изголодавшийся крестьянин мечтает о еде.Тем временем дядя Влас, Клим и главные герои видят где-то за бревнами избитого человека. Клим и Влас вдруг начинают бить лежачего, тот убегает, но его догоняют и снова бьют. Дядя Влас объясняет странникам, что это Егорка Шутов из села Тискова. Крестьяне из Тискова просили бить Егорку, если увидят его. При этом никто не знает, что именно он сделал, но все уверены, что есть причина. Странников это удивляет.
Уже светло на улице. Вдруг едет воз с сеном, а на нем старый солдат Овсяников со своей племянницей Устиньюшкой. Овсянников бьет в ложки (народный музыкальный инструмент) и поет свою песню "Тошен свет...". Клим поет с ним. Собравшиеся дают ему по копеечке.
Пир заканчивается. Странники ложатся спать под ивой. Здесь же спит Ионушка.
Савва и Гриша ведут под руки пьяного отца и поют песню "Доля народа...".
Эпилог
Гриша Добросклонов
I
Соленая
Далее автор приводит песню "Средь мира дольного...", которую поет над Русью ангел милосердия, призывая людей на честный путь. Таким посланцем является Гриша Добросклонов.
II
Бурлак
Гриша бродит по берегу, и у него рождается новая песня "Русь" ("Ты и убогая, Ты и обильная...").
Русь
III
1 Комментарии
И часть 3 глава 1 там опечатки или нет?