кому на Руси жить хорошо
Рассказ помещика.
Художник
С. В. Герасимов 
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова – это выдающееся произведение русской литературы XIX века.

В этой статье представлено подробное краткое содержание поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова по частям и главам, детальное изложение ключевых событий и фактов из каждой главы произведения.




Подробное краткое содержание поэмы "Кому на Руси жить хорошо" по частям и главам


Часть 1


Пролог 

Однажды семеро крестьян собираются вместе. Их зовут Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров. 

Они спорят, кому на Руси жить хорошо. Кто-то говорит, что лучше всех живет помещик, другие считают, что чиновник, священник, купец и т.д. Увлекшись спором, они уходят далеко от дома. 

Вечером они садятся отдохнуть у костра и снова спорят и даже дерутся. Животные и птицы в лесу собираются на шум. От испуга один птенчик даже выпадает из своего гнезда. Один из семерых крестьян, Пахом, ловит его. За птенцом прилетает его мать, птичка-пеночка. Она просит отпустить птенца и взамен рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. Крестьяне соглашаются. 

Они отыскивают волшебную скатерть в коробе под соснами. Скатерть устраивает им вкусный ужин. Хорошо поев и выпив, герои решают больше не драться, а вместе идти на поиски тех, кому хорошо жить на Руси. 


Глава I. Поп

Действие этой главы происходит весной, в мае. 

На следующий день странники продолжают свой путь. С утра они встречают на своем пути бедных крестьян, нищих солдат и т.д. Они не спрашивают у них, хорошо ли тем живется, так как ответ и так ясен.

Вечером на дороге они видят попа (священника) и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. 

Священник отвечает, что он терпеливо несет свой крест, но жизнь его непроста. Во-первых, на священника тяжело учиться. Во-вторых, священник обязан работать в любую погоду в любое время. Кроме того, священник видит много людского горя. При этом народ не оказывает священникам должного почета. После того как обеднели помещики, священники тоже стали жить хуже, а на нищих крестьянах много не заработаешь. Простившись, поп уезжает. 

Шестеро мужиков набрасываются на Луку, который до этого утверждал, что именно священники живут хорошо на Руси. Теперь они знают, что жизнь попов тяжела на Руси.  


Глава II. Сельская ярмонка

Мужики идут дальше по деревням, но не видят народ и удивляются. Им отвечают, что весь народ сегодня на ярмарке в селе Кузьминское. 

Герои приходят на ярмарку в богатое торговое село Кузьминское. Здесь стоит много разных лавок (ларьков) с товарами, а также много заведений с выпивкой, так что многие крестьяне пьянствуют здесь в этот день. 

У лавки сапожника они старика Вавилу, который хотел купить ботиночки внучке, но пропил все деньги. Здесь же оказывается добрый барин Павел Веретенников. Он дает Вавиле денег на ботиночки. 

Далее странники видят лавочку, в которой купец торгует картинками и книгами. Неграмотные крестьяне покупаю портреты генералов, не разбираясь, кто есть кто. Автор надеется, что когда-то крестьянство станет грамотным и будет покупать не портреты неизвестных генералов, а портреты и книги настоящих народных заступников – Гоголя и Белинского.

Далее главные герои смотрят спектакль в балагане – комедию с Петрушкой. Актерами выступают бывшие крепостные. 

В вечеру странники уходят из села. 


Глава III. Пьяная ночь

Выйдя из села, главные герои (сами трезвые) встречают повсюду на дороге пьяных крестьян, вышедших с ярмарки. Кто-то из них дерется, кто-то ругается. Влюбленные парочки идут уединиться в рощу. 

У дорожного столба герои видят барина Павла Веретенникова, который беседует с крестьянами и записывает за ними пословицы, песни и т.д. Веретенников является собирателем фольклора. 

Павел говорит, что ему жаль, что так много пьянства на Руси. Один из лежащих тут же пьяниц Яким Нагой вдруг вскакивает и начинает спорить с ним. Яким объясняет барину, что крестьяне много пьют, но еще больше они работают, что жизнь крестьянина на Руси очень тяжела, что на крестьянском труде держится вся страна. Яким произносит длинную речь о тяжелой жизни крестьян и о пьянстве. 

Затем местные крестьяне рассказывают всем собравшимся историю жизни самого Якима, а также историю о том, как он спасал в пожаре картиночки вместо денег. 

В знак примирения Веретенников подносит Якиму выпить. Яким видит, что этот барин понимает простого крестьянина. 

Странники садятся под липой и ужинают с помощью скатерти-самобранки. Роман остается караулить ведро водки, а остальные идут искать в толпе счастливцев на Руси. 


Глава IV. Счастливые

Странники идут в шумную толпу и просят отозваться "счастливых" людей, так как для них приготовлено ведро выпивки. Под липу стекается много желающих выпить бесплатно.   

К странникам по очереди подходят разные персонажи и рассказывают свои истории:

1. Уволенный дьячок (священник), который счастлив, когда лежит на солнце и выпивает. Странники прогоняют его. 

2. Старушка, у которой осенью выросло до тысячи штук репы. Мужики не дают ей выпить.

3. Солдат с медалями, который уцелел в 20 сражениях и перенес много побоев не в боях. Странники дают ему выпить.

4. Молодой каменотес (каменщик) с молотом, который хвастается своей силой. Мужики дают ему выпить.

5. Старый каменщик Трифон (Трофим), который в молодости подорвал здоровье, так как поднял за раз 14 пудов. Из текста не ясно, дали ли странники ему выпить. 

6. Бывший дворовый человек (слуга) некоего князя Переметьева, страдающий подагрой. Мужики прогоняют его.
 
7. Крестьянин-белорус, который у себя дома питался ячменным хлебом, от которого болел живот, а теперь здесь питается ржаным. Не указано, дали ли ему выпить.

8. Мужик-охотник, которому медведь свернул скулу. Странники дают ему выпить.

9. Оборванные нищие, которые рассказывают о том, как они просят милостыню. 

Выслушав эти истории, главные герои видят, что это была глупая затея и что счастливых людей в этих местах нет. 

Тут к странникам подсаживается крестьянин Федосей и говорит, что, если кто и счастливец, то это крестьянин Ермил Гирин. Федосей рассказывает историю о Ермиле, "седоволосый" священник местами дополняет его рассказ. 

Сначала Ермил был писарем в конторе, затем служил старостой на селе. Его все любили за честность и доброту. Однажды он, пользуясь служебным положением, помог своему младшему брату Митрию уклониться oт aрмии. В итоге вне очереди в рекруты забрали другого парня. Ермил не простил себе этого поступка и все же отправил своего брата в армию, а того крестьянина вернул домой. После этого Ермил уволился с поста старосты и стал работать на мельнице. Хитрые чиновники хотели продать эту мельницу богатому купцу Алтынникову, но Ермил победил в этой схватке и купил мельницу с помощью народных денег. Позже Ермилу посадили в острог (тюрьму), судя по всему, за участие в бунте. 

Выслушав этот рассказ, странники вдруг слышат крик: пьяного лакея за воровство секут розгами. Этот тот самый дворовый человек с якобы подагрой (см. пункт 6 выше). Он убегает, и все понимают, что он не болен подагрой, если способен так бегать.  

Под утро странники собираются спать, но вдруг видят барина на тройке с колокольчиками. Странники его останавливают.


Глава V. Помещик

Странники спрашивают помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева, хорошо ли ему живется на Руси. Тот ложится на коврике, пьет вино и отвечает им. Он говорит, что помещики, как он, из старинных дворянских родов, не привыкли к труду, а привыкли жить в роскоши за счет крепостных. До отмены крепостного права помещики жили богато, охотились, купались в роскоши, но теперь многие обеднели. Оболт-Оболдует говорит, что он с рождения не привык к труду и не был готов к отмене крепостного права. Он плачет. 


Часть 2 "Последыш"


Глава I 


I

Наступают Петровки (12 июля по новому стилю). 

Странники приходят в село Большие Вахлаки, которое стоит на Волге. В это время здесь идет сенокос. Странники берут у крестьянок косы и косят траву, чтобы не отвыкать от работы. Затем они завтракают.

Здесь они видят странную картину: помещик катается на лодочек на реке, сходит на берег и осматривает стога с сеном. Потрогав сено, он заявляет, что оно мокрое. Крестьяне тут же разбирают стог для просушки, хотя сено на самом деле сухое.

Главные герои удивляются этому, ведь крепостное право уже отменили и помещик не имеет права больше указывать. Староста деревни дядя Влас объясняет им, что это князь Утятин, их бывший помещик.

Странники достают скатерть-самобранку, обедают и угощают выпивкой дядю Власа. Они просят рассказать его о князе.  


II 

Дядя Влас рассказывает, что князь Утятин был важным вельможей, жил роскошно и легкомысленно. Когда отменили крепостное право, он отказался верить в это, за что его и прозвали Последышем (последыш – это последний ребенок в семье). От волнений с князем случился удар, то есть инсульт. 

Чтобы поберечь больного отца, сыновья и их жены решили соврать старику, что крепостное право вернулось. Сыновья барина попросили крестьян, чтобы те притворялись его крепостными, пока тот не умрет. За эту услугу они обещали крестьянам землю (луга). Крестьяне согласились играть этот спектакль.

Также крестьяне выбрали себе "фальшивого" старосту Клима, который лишь играет роль старосты для Утятина. Официальным же старостой остается старик дядя Влас. В целом крестьяне успешно играют свою роль крепостных, но иногда у них случаются трудности и даже трагедии, как например, история Агапа Петрова. 

Дядя Влас рассказывает историю Агапа. Однажды Агап ехал с деревом из леса. Князь Утятин начал его отчитывать за кражу леса. Голодный и уставший Агап в ответ высказал князю все, что о нем думает и сообщил, что крепостное право все-таки отменили. Старик потребовал, чтобы Агапа наказали за дерзость. Клим (играющий роль старосты) страшно напоил Агапа в тот день и повел его на конюшню. Там они делали вид, что Клим бьет розгами Агапа, а тот якобы кричит от боли. Князь остался доволен, но в ту же ночь Агап умер, вероятно, потому что слишком много выпил.  


III

Дядя Влас и странники идут посмотреть, как "ненастоящий староста" Клим беседует с князем Утятиным. 

Князь сидит за столом, ему прислуживает его холоп Ипат. Барин спрашивает Клима, скоро ли закончится сенокос. Тот, отлично играя роль, лебезит перед ним и отвечает, что все будет сделано отлично. Клим произносит целый монолог про любовь крестьян к помещикам (что, конечно, не  правда). Холоп Ипат искренне плачет от этой "трогательной речи", плачет и сам барин.

Вдруг один крестьянин нечаянно смеется. Этот крестьянин "питерщик" (работает в Петербурге) давно не был дома и не привык к этому спектаклю, поэтому и рассмеялся. Барин Утятин требует наказать бунтовщика. Клим просит странников выступить в роли виноватых, но те боятся.  

На помощь Климу приходит его кума Орефьевна. Она бросается барину в ноги и говорит, что это ее сын рассмеялся, потому что он психически болен и все время смеется (это выдуманная история). Барин верит и прощает ее. Все счастливы, что все обошлось. Вся деревня качает Клима на руках за то, что тот так ловко обманывает князя.  

В тот же вечер князь Утятин умирает, вся деревня Большие Вахлаки радуется и устраивает пир (см. главу "Пир на весь мир"). 

(Забегая вперед, автор сообщает, что сыновья князя в итоге обманут крестьян и не дадут им обещанные луга, так что им придется судиться.) 





Часть 3 "Крестьянка"


Пролог

Мужики решают поискать счастливых людей среди крестьянок. Кто-то советует им пойти в село Клин к крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной по прозвищу "губернаторша", которую можно считать счастливицей. 

Странники приходят в нищее село Клин. За селом стоит усадьба с огромным барским домом. Лакей говорит странникам, что их помещик за границей. Гости видят, что по брошенной усадьбе ходят голодные дворовые люди (дворня, слуги барина), старые и больные люди. Барин, уехав за границу, бросил их и теперь они пытаются выжить в брошенной усадьбе. 

Странники видят, как на пруду крестьяне ловят карася, но рыбы там почти уже не водится. На берегу беременная нищая крестьянка с сыном Митенькой раздувает костер. Кто-то в саду трясет яблоню, чтобы съесть яблоко, пусть даже неспелое. Кто-то отвинчивает медные ручки у двери, а кто-то выносит из дома изразцы (керамическую плитку), чтобы продать их и купить еду. Кто-то предлагает странникам купить книгу, но те отказываются. По балкону ходит певец, которого барин привез из Конотопа. Певец ничего не умеет делать, кроме пения, и теперь тоже голодает.  

Покинув барскую усадьбу, странники видят поющую толпу крестьян (жнецов и жниц). Они спрашивают Матрену. Та отвечает, что ей некогда беседовать, ведь нужно работать в поле. Крестьяне просят ее поговорить с ними, а за это они завтра помогут ей в поле собрать рожь. 

Странники садятся ужинать за скатертью-самобранкой. Вечером к ним приходит Матрена и рассказывает свою историю.


Глава I. До замужества

Матрена рассказывает странникам историю своей жизни. В родительской семье она выросла в любви и ласке. Она не хотела замуж, так как знала, что в чужой семье ей будет плохо. Однажды к ней посватался Филипп Корчагин из далекого села. Он был "питерщиком", то есть работал печником в Петербурге и редко бывал дома. 

Матрена не хотела за него замуж, но в итоге он ей понравился. Она была счастлива с ним только один день – в день сватовства, а после – никогда.   


Глава II. Песни

Автор приводит песню о том, как молодая жена попадает в злую семью мужа. 

Матрена поет песню о тяжелой жизни в чужой семье, странники подпевают ей хором. 

Матрена рассказывает странникам, что семья ее мужа была большой и злой, так что жизнь бедной Матрены превратилась в ад. Однажды муж побил ее, но "только один раз". Хотя в крестьянской среде побои в семье были нормой, Матрена отказалась терпеть это. С тех пор муж больше ее не трогал. 

Затем Матрена поет песню про нелюбимого мужа. Странники ей хором подпевают. 

Далее Матрена рассказывает, как у нее родился первый сын – Демушка. В это время к ней начал приставать управляющий Ситников и принуждал стать его любовницей. Муж Матрены, как обычно, находился в Петербурге. Единственным другом Матрены в той злой семье был дед Савелий, дед ее мужа Филиппа. 


Глава III. Савелий, богатырь святорусский

Савелий не любил свою злую семью и жил от них отдельно. У Савелия Матрена находила покой и утешение. Матрена рассказывает странникам историю жизни Савелия.  

Савелий родился в глухой деревне Корежина. Он был крепостным помещика Шалашникова. Помещик не бывал в своей глухой деревне, так что Савелий и другие крестьяне жили как вольные люди. Потом Шалашников начал пороть крестьян розгами, чтобы те платили ему деньги. Савелий в первый раз не выдержал ударов розгами и отдал барину деньги. Но в следующие годы он стойко терпел избиения розгами и итоге деньги оставались у него. Так деревня какое-то время жила богато. 

Когда умер Шалашников, наследник назначил управляющим немца Фогеля. Тот жестоко порол всех розгами, так что никто не мог вытерпеть, и разорил всю деревню. 18 лет Савелий и его односельчане терпели его издевательства. Однажды, когда они копали колодец, Савелий и другие крестьяне бросили в яму немца и закопали его живьем. За это Савелий отбыл 20 лет каторги и 20 лет поселения. Потом он вернулся домой и женился.  

Далее Матрена возвращается к истории с Ситниковым (см. выше). Она говорит, что Ситников вскоре умер, так что ей не пришлось становиться его любовницей. 


Глава IV. Демушка

Матрена любила своего первого сына Демушку и брала его с собой в поле на работы. Но злая свекровь решила, что ребенок мешает Матрене работать. По требованию свекрови Матрена однажды оставили сына с Савелием, а сама пошла работать. Старик Савелий нечаянно уснул, так что Демушка остался без присмотра. На мальчика напали свиньи, и он погиб. 

В тот же день к Матрене явилась полиция, которая заподозрила, что она и дед Савелий были любовниками и сами отравили Демушку. Полиция провела экспертизу (вскрытие) прямо на глазах у несчастной матери. От этой чудовищной несправедливость Матрена в тот день чуть не сошла с ума. Полиция в итоге ничего не нашла, после чего Матрена похоронила Демушку. 

После гибели сына Матрена отказалась видеть Савелия, виновника трагедии. 


Глава V. Волчица

Матрена говорит, что Демушки уже нет 20 лет. Вскоре после гибели мальчика Савелий, мучаясь от своей вины, ушел в монастырь.  

Затем у Матрены три года подряд рождались дети. На четвертый год у нее умерли родители, так что она осталась сиротой, из-за чего она сильно страдала. 

Однажды, придя на могилку Демушки, она вдруг увидела Савелия, который вернулся из монастыря. Она сказала ему, что давно его простила, и они снова стали дружить. Вскоре Савелий умер, ему было 107 лет. Его похоронили рядом с Демушкой. 

Следующие 4 года в жизни Матрены были тихими. Она, как обычно, тяжело трудилась. Ее 8-летний сын Федотушка стал служить в подпасках, то есть помощником пастуха. Однажды пастух оставил его одного со стадом. Вдруг на стадо напала волчица и схватила овцу крестьянки Марьи. Мальчик бил волчицу кнутом и наконец вырвал у нее овцу, но та была уже мертва, так что он оставил ее волчице. Придя в село, мальчик все честно рассказал. Староста Силантий хотел высечь его розгами. Матрена обратилась к барину, и тот приказал простить мальчика, но наказать саму мать. Судя по всему, Матрену тут же выпороли розгами. 

После этого случая Матрена пошла к реке и плакала о том, что у нее нет родителей и за нее некому заступиться в ее тяжелой жизни.


Глава VI. Трудный год

Спустя какое-то время у Матрены выдался трудный год. Был неурожай, а кроме того ее мужа Филиппа вне очереди забрали в армия. В это временя Матрена была беременна сыном Лиодорушкой. Оставшись без кормильца, они ужасно бедствовали, так что ее дети даже просили милостыню. 

Однажды ночью несчастная Матрена вышла на улицу и услышала, как кто-то пел ее любимую песню "На горе стоит елочка...". 


Глава VII. Губернаторша

Матрена в отчаянии выбежала из деревни, упала на снег и стала молиться. Молитва облегчила ее страдания. Она пошла в город. Придя к губернаторскому дворцу, она подошла к часовому (охраннику). Тот был неразговорчив, но, когда она дала ему денег, он отправил ее к швейцару Макару Федосеевичу. Она нашла швейцара, дала ему денег, и тот посоветовал ей прийти через 2 часа.  

Через два часа Матрена пришла к нему. Макар Федосеевич попросил еще денег за свою помощь. Она дала ему денег, после чего тот привел ее к себе в каморку во дворце губернатора. 

Вдруг Матрена услышала, что губернаторше подают карету. Матрена бросилась на лестницу в ноги губернаторше. Она начала рассказывать о своей беде, но потеряла сознание (у нее начались роды).

Матрена родила сына прямо в доме губернаторши. Когда она пришла в себя, ей вручили новорожденного. Матрена рассказала губернаторше о том, что их кормильца вне очереди забрали в армию. Губернаторша Елена Александровна потребовала разобраться, и Филиппа вернули из армии в семью. Сама губернаторша стала крестной новорожденного и дала ему имя Лиодорушка. 

Погостив у губернаторши, Матрена с сыном вернулись домой весной. После этого злобная семейка мужа кланялась ей и извинялась. 



Глава VIII. Бабья притча

После этого Матрене дают прозвище "губернаторша". Сейчас она сама правит домом и растит своих 5 сыновей, один из которых уже в армии. 

Подводя итоги своей тяжелой жизни, Матрена говорит странникам, что им не стоит искать счастливых людей среди крестьянок.  

Матрена передает им рассказ одной божьей старушки, странницы. Та старушка рассказала ей, что ключи от женского счастья заброшены и потеряны у самого бога и никто до сих пор эти ключи найти не может.


Часть 4 "Пир – на весь мир"


Вступление

Данная глава является продолжением главы "Последыш".

В деревне Большие Вахлаки в день смерти злого князя Утятина (Последыша) начинается настоящий пир, праздник. 

Главные герои поэмы, странники, сидят с дядей Власом. Тот зовет на пир своего кума дьячка Трифона и его сыновей, семинаристов Гришу и Савву.

Крестьяне обсуждают, что им делать с лугами, которые они получат от наследников князя (крестьяне еще не знают, что наследники их обманут и им придется судиться с ними). 

Крестьяне все вместе решают сдать луга старосте на подати (налоги). Дядя Влас, который уже давно не верит в хорошее, считает эту идею хорошей. В этот вечер он даже улыбается.

Крестьяне просят дьячка и его сыновей Гришу и Савву спеть песню "Веселую".  Те поют.

Песня "Веселая"

В песне идет речь о тяжелой, бесправной жизни крестьян на Руси: о том, что барин может отобрать у крестьянина корову, а земской суд может забрать куриц и подводу (телегу), что мальчиков-крестьян забирают в армию, а молодых крестьянок делают любовницами барина.
_______

Затем крестьяне хором поют свою местную, вахлацкую песню "Барщинную". 


Барщинная

В песне идет речь о крестьянине Калине (Калинушке), у которого от ударов розгами вся спина "расписана", избита. Несчастный крестьянин находит утешение в выпивке.

______

Спев эту песню, крестьяне рассказывают странникам, что при барине Утятине их жизнь была тяжелой, как каторга.

В разговор вступает крестьянин из соседней волости. Он говорит, что его барыня Гертруда Александровна била крестьян за "крепкое слово" (ругань, мат), хотя при такой тяжелой жизни крестьянине не могут не ругаться. Когда отменили крепостное право, вся их деревня наругалась вдоволь.

Затем в разговор вступает Викентий Александрович, дворовый человек (слуга) барона Синегузина. Он рассказывает историю "Про холопа примерного – Якова Верного".

Про холопа примерного – Якова Верного

Крепостной крестьянин, слуга Яков много лет всячески угождал своему барину, и тот не мог обходиться без него. Однажды племянник Якова решил жениться на крестьянке Арише, но барин не дал ему разрешения, так как эта девушка нравилась ему самому. Злой барин отдал молодого человека в армию. Яков обиделся на хозяина и надолго запил, но через две недели вернулся на свою должность, как будто ничего не произошло. Однажды Яков вез куда-то барина, но вдруг свернул в лес. Яков повесился на дереве прямо на глазах у хозяина. 
__________


Далее крестьянин Игнатий Прохоров хочет что-то сказать, но вахлаки не дают ему. Затем в беседу вступает купец Еремин, он же прасол (скупщик). Между купцом Ереминым и Климом завязывается спор, а затем и драка. Клим побеждает в этой драке.  

В беседу вступает старик Ионушка, бродяга-богомол. Прежде чем привести рассказ Ионушки, автор затрагивает тему бродяг и попрошаек. Он говорит о том, что осенью крестьяне на Руси целыми деревнями идут попрошайничать, как на работу, что в народе принято жалеть попрошаек, но среди них встречаются мошенники, воры и даже развратники.

Далее Ионушка рассказывает историю "О двух великих грешниках".

О двух великих грешниках

Когда-то давно жил страшный разбойник, у которого была целая банда. Однажды у него проснулась совесть: он раздал награбленное церквям, стал монахом и начал замаливать грехи, но не получал прощения. Он получил знак свыше о том, что ему нужно спилить своим же разбойничьим ножом вековой дуб, под которым он живет – тогда он искупит свои грехи. Много лет он пилил этот дуб, но безуспешно. 

Однажды мимо проезжал пан Глуховский, известный злодей. Он стал хвалиться тем, что спит спокойно, несмотря на все свои издевательства над крестьянами. Услышав это, Кудеяр напал на пана и убил его, после чего вековой дуб рухнул и его грехи были прощены. (см. Рассказ "О двух великих грешниках"

______

Вдруг купец Еремин кричит что-то про паром, которого, он, судя по всему, ждал. Купец берет свою телегу, нагруженную курами и теленком, и едет к Волге к парому.

Далее крестьянин Игнатий Прохоров опять просит слово. На этот раз ему дают сказать. Он рассказывает историю "Крестьянский грех". 


Крестьянской грех

Один адмирал за свою хорошую службу получил от царицы 8 тысяч крепостных. Умирая, он оставил завещание, по которому все 8 тысяч крепостных должны были получить вольную (свободу). После смерти адмирала его наследник и староста Глеб вступили в сговор и сожгли завещание. В итоге 8 тысяч крепостных так и не получили "вольную". Так староста совершил свой "крестьянский грех", предав таких же крестьян, как и он сам. 

______

Эта грустная история впечатляет собравшихся. Дядя Влас, Клим и другие крестьяне начинают грустить и думать о тяжелой жизни. Вдруг они начинают петь песню "Голодная".


Голодная

Это песня о том, как изголодавшийся крестьянин мечтает о еде. 

______

К поющим подходит дьячок Тихон и его сын Гриша Добросклонов. Гриша спрашивает крестьян, почему те грустные, ведь крепостное право отменили. Гриша успокаивает их и говорит, что такого Глеба-старосты, как у адмирала, не будет больше на Руси и не будет больше Якова-холопа (из рассказов выше). Гриша говорит, что ему не надо ничего в жизни, лишь бы всем крестьянам жилось хорошо на Руси. Он уходит. 

Тем временем дядя Влас, Клим и главные герои видят где-то за бревнами избитого человека. Клим и Влас вдруг начинают бить лежачего, тот убегает, но его догоняют и снова бьют. Дядя Влас объясняет странникам, что это Егорка Шутов из села Тискова. Крестьяне из Тискова просили бить Егорку, если увидят его. При этом никто не знает, что именно он сделал, но все уверены, что есть причина. Странников это удивляет.  

Уже светло на улице. Вдруг едет воз с сеном, а на нем старый солдат Овсяников со своей племянницей Устиньюшкой. Овсянников бьет в ложки (народный музыкальный инструмент) и поет свою песню "Тошен свет...". Клим поет с ним. Собравшиеся дают ему по копеечке. 

Пир заканчивается. Странники ложатся спать под ивой. Здесь же спит Ионушка. 

Савва и Гриша ведут под руки пьяного отца и поют песню "Доля народа...".



Эпилог 


Гриша Добросклонов


I

Гриша Добросклонов является сыном нищего дьякона (священника) Трифона. Семья живёт очень бедно.

Уложив пьяного отца спать, Гриша идет в поля и луга. Мальчик слышит, как крестьянки поют песню "Соленая". Эту песню пела покойная мать Гриши, Домна. Несчастная мать Гриши вечно переживала из-за нищеты в семье, поэтому рано умерла. 


Соленая

Песня "Соленая" о том, что в бедной крестьянской семье нет соли. Ребенок не хочет есть еду без соли. Когда на кусок капают соленые слезы матери, ребенок съедает его.  

___________

Далее автор приводит песню "Средь мира дольного...", которую поет над Русью ангел милосердия, призывая людей на честный путь. Таким посланцем является Гриша Добросклонов.


II

Григорий идет по дороге и думает о судьбе Руси. Он изливает свои мысли в песне о родине: "В минуты унынья, о родина-мать!"

Гриша приходит к реке и купается в ней. Здесь он видит бурлака (бурлак – крестьянин, который передвигает судна по рекам с помощью веревок), который довольный идет после работы. Григорий сочиняет песню "Бурлак".

Бурлак

Это песня о бурлаке. Бедный крестьянин-бурлак тянет барки по реке, чтобы заработать на жизнь. Получив деньги, он несет семье гостинцы.  

_____

Гриша бродит по берегу, и у него рождается новая песня "Русь" ("Ты и убогая, Ты и обильная..."). 


Русь


Гриша бродит, думая о Руси и русском народе. Он поет песню о Руси, великой и могучей стране. 


III

Грише нравится его новая песня "Русь". Он хочет научить местных крестьян петь ее, чтобы она поднимала им дух. В эту ночь Гриша не может уснуть. Он ощущает необъятные силы в своей груди. 

Автор говорит, что Гриша и есть тот счастливец, которого искали странники, главные герои поэмы.


Конец.


Это было подробное краткое содержание поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова по частям и главам, детальное изложение основных событий из каждой главы произведения.