serezha-karenin-roman-anna-karenina-tolstoj
Иллюстрация к роману
"Анна Каренина".
Художник М. Щеглов
Сережа Каренин является одним из второстепенных персонажей романа "Анна Каренина" Льва Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Сережи Каренина в романе "Анна Каренина": описание в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по творчеству Льва Толстого





Сережа Каренин в романе "Анна Каренина" Толстого


Сережа Каренин является сыном главной героини романа, Анны Карениной, и ее мужа, Алексея Каренина.

В начале романа Сереже Каренину около 8 лет. О внешности Сережи известно следующее:
"Что ж, это не то, это не он! Где его голубые глаза, милая и робкая улыбка?"
"...возвращалась мыслью к своему кудрявому Сереже." 
"Его глаза, надо знать, у Сережи точно такие, и я их видеть не могу от этого." (судя по всему, у Сережи глаза, как у отца) 
Анна Каренина очень любит своего сына Сережу, а тот любит ее. У Сережи складываются довольно напряженные отношения с отцом:
"...не мог верить, потому что любил ее..."
"Сережа, и прежде робкий в отношении к отцу, теперь... чуждался отца. Он, как бы прося защиты, оглянулся на мать. С одною матерью ему было хорошо. Алексей Александрович между тем, заговорив с гувернанткой, держал сына за плечо, и Сереже было так мучительно неловко, что Анна видела, что он собирается плакать."
Когда Анна оставляет мужа ради Вронского, Сережа остается с отцом. Алексей Каренин говорит сыну, что его мать умерла и что она - плохая женщина, но мальчик не верит ему, потому любит мать. Гуляя на улице, Сережа все время ищет мать в толпе:
"В числе любимых занятий Сережи было отыскивание своей матери во время гулянья. Он не верил в смерть вообще и в особенности в ее смерть, несмотря на то, что Лидия Ивановна сказала ему и отец подтвердил это, и потому и после того, как ему сказали, что она умерла, он во время гулянья отыскивал ее. Всякая женщина полная, грациозная, с темными волосами, была его мать." 
"Потом, когда он узнал случайно от няни, что мать его не умерла, и отец с Лидией Ивановной объяснили ему, что она умерла для него, потому что она нехорошая (чему он уже никак не мог верить, потому что любил ее), он точно так же отыскивал и ждал ее."
Алексей Каренин относится к Сереже довольно строго и холодно. Отец всегда говорит с ним каким-то неестественным тоном, который не нравится Сереже:
"Блестящие нежностью и весельем глаза Сережи потухли и опустились под взглядом отца. Это был тот самый давно знакомый тон, с которым отец всегда относился к нему и к которому Сережа научился уже подделываться. Отец всегда говорил с ним – так чувствовал Сережа, – как будто он обращался к какому‑то воображаемому им мальчику, одному из таких, какие бывают в книжках, но совсем непохожему на Сережу. 
И Сережа всегда с отцом старался притвориться этим самым книжным мальчиком."





После разрыва с женой Алексей Каренин активно занимается воспитанием 9-летнего Сережи. Отец приглашает для мальчика лучшего педагога в Петербурге. При этом и отец, и педагог остаются недовольны тем, что Сережа плохо учится. Они не понимают, что Сережа, будучи способным мальчиком, просто не хочет учиться тому, чему его учат:
"Не могу сказать, чтоб я был вполне доволен им, – поднимая брови и открывая глаза, сказал Алексей Александрович. – И Ситников недоволен им. (Ситников был педагог, которому было поручено светское воспитание Сережи.)"
"...Алексей Александрович составил себе план воспитания и, пригласив лучшего петербургского педагога для руководства, приступил к делу. И дело это постоянно занимало его." 
"Отец и педагог были оба недовольны Сережей, и действительно он учился очень дурно. Но никак нельзя было сказать, чтоб он был неспособный мальчик. Напротив, он был много способнее тех мальчиков, которых педагог ставил в пример Сереже. С точки зрения отца, он не хотел учиться тому, чему его учили. В сущности же он не мог этому учиться. Он не мог потому, что в душе его были требования, более для него обязательные, чем те, которые заявляли отец и педагог. Эти требования были в противоречии, и он прямо боролся с своими воспитателями."
Будучи чутким ребенком, Сережа бережет свою душу и не пускает в нее никого без любви. Сережа учится не у учителей на уроках, а черпает знания у окружающих его людей, которых он любит, например, у няни и других слуг. Через настоящее, душевное общение с живыми людьми Сережа узнает о мире больше, чем от учителей:
"Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте."
Алексей Каренин, как глубоко верующий человек, лично изучает с сыном Евангелие. Однако Сереже тяжело даются эти уроки. Мальчик учит тексты наизусть, но не понимает их сути. Это раздражает Каренина:
"Урок состоял в выучиванье наизусть нескольких стихов из Евангелия и повторении начала Ветхого завета. Стихи из Евангелия Сережа знал порядочно, но в ту минуту как он говорил их, он загляделся на кость лба отца, которая загибалась так круто у виска, что он запутался и конец одного стиха на одинаковом слове переставил к началу другого. Для Алексея Александровича было очевидно, что он не понимал того, что говорил, и это раздражило его."
После разрыва с Анной Алексей Каренин запрещает ей видеться с сыном. В день рождения Сережи Анна все-таки тайно пробирается в дом Карениных и навещает сына (часть 5 глава XXIX). Это встреча Анны с сыном становится последней в их жизни. В эту встречу Анна замечает, как позврослел ее 9-летний сын:
"Теперь он был даже не таким, как она оставила его; он еще дальше стал от четырехлетнего, еще вырос и похудел. Что это! Как худо его лицо, как коротки его волосы! Как длинны руки! Как изменился он с тех пор, как она оставила его! Но это был он, с его формой головы, его губами, его мягкою шейкой и широкими плечиками." 
"...проговорила она, задыхаясь и обнимая руками его пухлое тело."
"...он перехватился пухлыми ручонками от спинки кровати за ее плечи..." 
"Анна жадно оглядывала его; она видела, как он вырос и переменился в ее отсутствие. Она узнавала и не узнавала его голые, такие большие теперь, ноги, выпроставшиеся из одеяла, узнавала эти похуделые щеки, эти обрезанные короткие завитки волос на затылке..."
В эту встречу Сережа ведет себя с матерью ласково и нежно, как обычно. Он говорит ей, что не верил в ее смерть:
– Мама, душечка, голубушка! – закричал он, бросаясь опять к ней и обнимая ее. Как будто он теперь только, увидав ее улыбку, ясно понял, что случилось. – Это не надо, – говорил он, снимая с нее шляпу. И, как будто вновь увидав ее без шляпы, он опять бросился целовать ее. 
– Но что же ты думал обо мне? Ты не думал, что я умерла? 
– Никогда не верил. 
– Не верил, друг мой? 
– Я знал, я знал! – повторял он свою любимую фразу и, схватив ее руку, которая ласкала его волосы, стал прижимать ее ладонью к своему рту и целовать ее.
Сережа понимает, что его мать несчастлива и что она любит его:
"Он понял, что она была несчастлива и любила его."  
"...он видел, что она страдает, и ему было жаль ее."
После этой встречи Сережа, судя по всему, очень скучает по матери и тяжело переживает разлуку. Сережа серьезно заболевает, так что отец боится за его жизнь. В конце концов мальчик поправляется, Каренин отдает сына в школу. Занятия в школе и общение в товарищами отвлекают Сережу от грустных мыслей о матери:
"Он был очень болен после того свидания с матерью, которое мы не предусмотрели, – сказал Алексей Александрович. – Мы боялись даже за его жизнь. Но разумное лечение и морские купанья летом исправили его здоровье, и теперь я по совету доктора отдал его в школу. Действительно, влияние товарищей оказало на него хорошее действие, и он совершенно здоров и учится хорошо."
После этого Алексей Каренин по-прежнему не говорит с Сережей о матери и запрещает окружающим упоминать о ней:
"Алексей Александрович напомнил шурину, что сыну никогда не говорят про мать и что он просит его ни слова не упоминать про нее."
Спустя год в гости к Карениным приезжает Стива Облонский, брат Анны Карениной и дядя Сережи. Стива замечает, как 10-летний Сережа повзлослел и изменился:
"Экой молодец стал! И то, не Сережа, а целый Сергей Алексеич! – улыбаясь, сказал Степан Аркадьич, глядя на бойко и развязно вошедшего красивого широкого мальчика в синей курточке и длинных панталонах. Мальчик имел вид здоровый и веселый. Он поклонился дяде, как чужому, но, узнав его, покраснел и, точно обиженный и рассерженный чем‑то, поспешно отвернулся от него." 
"Он похудел и вырос и перестал быть ребенком, а стал мальчишкой; я это люблю, – сказал Степан Аркадьич."
Встреча со Стивой вызывает неприятные эмоции у Сережи. Мальчик старается не думать о матери, но приезд дяди нарушает его душевный покой:  
"Прошел год с тех пор, как Сережа видел в последний раз свою мать. С того времени он никогда не слыхал более про нее. И в этот же год он был отдан в школу и узнал и полюбил товарищей. Те мечты и воспоминания о матери, которые после свидания с нею сделали его больным, теперь уже не занимали его. Когда они приходили, он старательно отгонял их от себя, считая их стыдными и свойственными только девочкам, а не мальчику и товарищу. Он знал, что между отцом и матерью была ссора, разлучившая их, знал, что ему суждено оставаться с отцом, и старался привыкнуть к этой мысли.

Увидать дядю, похожего на мать, ему было неприятно, потому что это вызвало в нем те самые воспоминания, которые он считал стыдными. Это было ему тем более неприятно, что по некоторым словам, которые он слышал, дожидаясь у двери кабинета, и в особенности по выражению лица отца и дяди он догадывался, что между ними должна была идти речь о матери. И чтобы не осуждать того отца, с которым он жил и от которого зависел, и, главное, не предаваться чувствительности, которую он считал столь унизительною, Сережа старался не смотреть на этого дядю, приехавшего нарушать его спокойствие, и не думать про то, что он напоминал."
В конце концов Стива все-таки спрашивает Сережу о матери. Мальчик отвечает, что не помнит ее. После этого гувернер находит Сережу в слезах. Очевидно, мысли о матери вызвают в душе Сережи глубокие страдания:
"– А ты помнишь мать? – вдруг спросил он. 
– Нет, не помню, – быстро проговорил Сережа и, багрово покраснев, потупился. И уже дядя ничего более не мог добиться от него. 
Славянин-гувернер через полчаса нашел своего воспитанника на лестнице и долго не мог понять, злится он или плачет. <...>
– Оставьте меня! Помню, не помню… Какое ему дело? Зачем мне помнить? Оставьте меня в покое! – обратился он уже не к гувернеру, а ко всему свету."
На момент гибели матери Сережа, судя по всему, по-прежнему живет с отцом в Петербурге. О дальнейшей судьбе героя ничего не известно. Скорее всего, Сережа в будущем получает хорошее образование и поступает на престижную службу офицером или чиновником, как принято в высшем обществе.

Это был цитатный образ и характеристика Сережи Каренина в романе "Анна Каренина" Толстого: описание в цитатах.

Смотрите: