Художник Евгений Петрович Пономарев |
Рассказ "Певцы" входит в знаменитый цикл "Записки охотника" Тургенева.
Критика о рассказе "Певцы" Тургенева
Н. А. Некрасов:
"Приехал Тургенев (уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI № Современ(ника)". Один из них, "Певцы",— чудо! И вообще это отличная поправка бедному "Современнику", который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой."(Н. А. Некрасов - П. В. Анненкову, 16 (28) ноября 1850 г.)
Aпп. A. Григорьев:
"Что такое тургеневские рассказы охотника? Неужели изображение действительности, какою она является свободному духу? Все они облиты одним колоритом - все, и в особенности, например, "Певцы", "Бежин Луг". Если брать их за простые изображения действительности, - они выйдут совершенною фальшью: фальшью будет и односторонняя заунывность, простирающаяся до трагизма в "Певцах", и байронический мальчик в "Бежине Луге", фальшью выйдет и "Муму", как односторонняя и мрачно колоритная идеализация типа; но все это дорого и в высокой степени поэтично, как голос известной почвы, местности, имеющей право на свое гражданство, на свой отзыв и голос в общенародной жизни, как тип, как цвет, как отлив, оттенок.!"(Aпп. A. Григорьев, "Несколько слов о законах и терминах органической критики", "Русское слово", 1859, №5)
И. С. Аксаков:
"Можно было бы обойтись без последней сцены пьяных в кабаке..."("Русское обозрение", 1894 г., № 8)
Рецензия в журнале "Современник":
"...природа и человек сливаются в одно целое... <...> ...не истинного характера нет ни одного... <...> ...лучшим выражением того, что у них давно таилось на душе; оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились..."(анонимный автор, "Обозрение русской литературы за 1850 г.", "Современник")
Слушатели стояли все как оцепенелые. Рядчик тихо встал и пошел к Якову: "Ты.. твоя... ты выиграл", - произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места. Русскому человеку нужна задушевность; ему приятно, когда у него щемит сердце, когда ему хочется плакать или сидеть где-нибудь в уголку да молчать."
(Н. К. Невзоров, "Руководящие типы в произведениях русской литературы после Гоголя", 1883 г.)
Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него "закипали на сердце и поднимались к глазам слезы"... <...> Соперник Якова - рядчик, первый признал себя побежденным... и бросился вон из комнаты.
Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в "Певцах" русская душа, и тонко подметил поэт народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни."
(А. И. Незеленов, "Тургенев в его произведениях", СПб, 1885 г.)
(коллектив авторов, статья в "Полном собрании сочинений и писем в 30 томах, том 3, 1979 г.)
Н. К. Невзоров:
"В кабаке происходит сцена, устраивается турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню... Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня... <...>Слушатели стояли все как оцепенелые. Рядчик тихо встал и пошел к Якову: "Ты.. твоя... ты выиграл", - произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места. Русскому человеку нужна задушевность; ему приятно, когда у него щемит сердце, когда ему хочется плакать или сидеть где-нибудь в уголку да молчать."
(Н. К. Невзоров, "Руководящие типы в произведениях русской литературы после Гоголя", 1883 г.)
А. И. Незеленов:
"Мы видели уже в нескольких из названных выше личностей, в Хоре, Калиныче, Касьяне, сердечное расположение к музыке, к песне. В "Певцах" поэт изображает потрясающее действие этого искусства на самых разнородных по характерам своим русских людей. В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг. Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков. <...>Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него "закипали на сердце и поднимались к глазам слезы"... <...> Соперник Якова - рядчик, первый признал себя побежденным... и бросился вон из комнаты.
Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в "Певцах" русская душа, и тонко подметил поэт народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни."
(А. И. Незеленов, "Тургенев в его произведениях", СПб, 1885 г.)
Статья в "Полном собрании сочинений и писем в 30 томах":
"Один из основных мотивов «Записок охотника» — изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа — находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах "певцов" и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя. Представители различных общественных групп и направлений по-разному отнеслись к рассказу Тургенева."(коллектив авторов, статья в "Полном собрании сочинений и писем в 30 томах, том 3, 1979 г.)
Это была критика о рассказе "Певцы" Тургенева из цикла "Записки охотника", отзывы современников, анализ произведения.
0 Комментарии