kritika-bezhin-lug-turgenev-otzyvy-analiz
"Бежин луг".
Художник Елизавета Бём
Рассказ "Бежин луг" входит в знаменитый цикл "Записки охотника" выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.

В этой статье представлена критика о рассказе "Бежин луг" Тургенева: отзывы современников, анализ произведения.

Смотрите: 





Критика о рассказе "Бежин луг" Тургенева


Отзыв в журнале "Москвитянин" (1851 г.):

"Во 2-ом номере "Современника" помещены по части изящной словесности: продолжение романа гг. Станицкого и Некрасова "Мертвое озеро"... повесть г. Лихачева и новые "Записки охотника" г. Тургенева. Естественно, что прежде всего мы с жадностью раскрыли "Записки", обещая себе то же самое удовольствие, с которым читали мы все почти предшествовавшие очерки, за исключением "Певцов" и "Свидания". Мы имеем маленькую слабость к таланту г. Тургенева, и в слабости этой признаемся открыто...

Сказать, что ожидания наши были совершенно обмануты, было бы слишком сильно, но... они были удовлетворены менее чем вполовину... так же мало, как и тогда, когда мы читали "Певцов" и "Свидание". Не доверяя первому впечатлению и боясь быть несправедливыми в отношении к такому истинному и блестящему дарованию, каково дарование г. Тургенева, – мы перечли вторично "Бежин луг" (так называется новый рассказ охотника) и вторично остались так же мало удовлетворены. Не думаем, чтобы это было только личное наше впечатление – и постараемся показать, от чего именно происходит, по нашему крайнему разумению, неудовлетворительность нового произведения г. Тургенева...

Читателям, знакомым с прежними "Записками охотника" (а кто не знаеом с ними?), вероятно, кидались в глаза способность автора подмечать самые, так сказать, тонкие черты местности, самые нежные оттенки природы: в этом отношении особенно замечательны у г. Тургенева три превосходные страницы описательной поэзии, названные им "Лес и степь". <...>

...живописью изящною, добросовестною, тонкою начинается и "Бежин луг", и между тем в целом эта живопись, не давая на себе сосредоточиться взгляду... утомляет вас. Разберите картину по чертам, по оттенкам, все будет в ней изящно и верно действительности... но странно как-то, что все эти черты сливаются во что-то неопределенно-пестрое; странно, что, несмотря на всю свою верность природе, живопись поражает вас довольно неприятно изысканностью, отсутствием того непосредственного наития... <...>

По нашему мнению, два недостатка вредят в особенности новому произведению г. Тургенева: во-первых, ложное идеализирование характеров, в особенности характера Павлуши с его ничем необъяснимыми скептицизмом и фатализмом, и во-вторых, разорванность впечатления. Все как будто двоится в "Бежином луге". Иногда как будто кажется, что автору хочется держать нас под обаянием фантастического, но... ...искусственное вредит здесь на каждом шагу непосредственному, холодное рассуждение убивает поэзию."
(неизвестный автор, отзыв в журнале "Москвитянин", 1851 г. №6)


А. И. Незеленов: 

"Кто не помнит живо этой чудесной картины... беседы крестьянских ребятишек, стерегущих табун, беседы о страшных и поэтических поверьях? Между несколькими крестьянскими мальчиками, нарисованными здесь поэтом, выдается энергический и умный Павлуша. <...> Живой и умный Павлуша умеет пометить смешное...

"Бежин луг" есть вообще один из самых поэтических рассказов "Записок охотника": особенно прекрасны некоторые его частности, отдельные картинки и эпизоды. <...> 

...в каком удивительном соответствии изображаются Тургеневым человек и природа. И звезды небесные, и реющий в воздухе голубь, и леса, поля и воды, окружающие мальчиков в "ночном", – все это входит в их духовную жизнь, красоту всего этого чуют они своим сердцем, и живут и дышат этой красотой Божьего мира.

Тургенев – великий живописец природы, и все его очерки народной жизни, как в прекрасную рамку, вставлены в художественные и живые описания ее."
(А. И. Незеленов, "Тургенев в его произведениях", СПб, 1885 г.)


П. В. Евстафьев:

"Автор рассказывает о том, как после целого дня охоты он ночью сбился с дороги и набрел на крестьянских ребятишек, которые стерегли табун. В ожидании, пока сварятся "картошки", эти ребятишки коротали ночное время разными рассказами о том, кто что видел, слышал – дома, в поле, в лесу, на реке. В этих безыскусственных разговорах детей выражаются их мысли, чувства, суеверия и вообще наивный взгляд на природу и на людей. Под предлогом изображения этой занимательной сцены, автор дает читателю почувствовать и оценить те условия жизни, какими было обставлено крестьянское детство.

Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом – характер.

По основной идее, которую автор вложил в этот рассказ, "Бежин луг" естественно является крайней противоположностью с известным гончаровским эпизодом "Сон Обломова". В том эпизоде, наоборот, изобличается непомерная, неразумная попечительность маменьки относительно Ильюши. Вследствие того Ильюша и лишен всякой самодеятельности, и остается бесхарактерным на всю жизнь.

Кроме художественного изображения привлекательных типов крестьянских мальчиков: Феди, Павлуши, Ильюши, Кости и Вани, "Бежин луг" представляет еще мягкие изящные описания природы средней полосы России. В начале рассказа бесподобное описание июльского дня, а затем – тихого приятного вечера. Художественное воспроизведение предмета получает особенную теплоту оттого, что автор тут же дает почувствовать и его собственные впечатления и связь описываемого явления с местной сельской жизнью."
(П. В. Евстафьев, "Новая русская литература", 1889 г.)


А. М. Скабичевский:

"В то время как у большинства помещиков, изображенных в "Записках", преобладают отрицательные черты, крестьяне, напротив того, представляют ряд весьма симпатичных типов. Выводя такие личности, как...  крестьянские дети в "Бежином луге" – автор, тем уже протестовал против крепостного права, что, заглядывая в душу всех этих детей народа, находил в ней те же радости и страдания, что и у всех прочих людей и вместе с тем, выводил их не в пример симпатичнее и цельнее стоящих тут же рядом с ними помещиков.

В этом отношении даже и "Бежин луг", эта чисто художественная каринка, изображающая ночную беседу деревенских детей в табуне лошадей, производила на читателей... впечатление отрицания крепостного права: прочтя эту картинку, читатель всею душою привязывался к изображенным в ней детям, и ему жутку становилось при мысли, что в этих симпатичных деревенских ребятах растут будущие рабы, вся жизнь которых могла быть изломана по прихоти какого-нибудь Пеночкина."
(А. М. Скабичевский, "История новейшей русской литературы", СПб, 1891 г.)


Это была критика о рассказе "Бежин луг" И. С. Тургенева, отзывы современников, анализ произведения. 

Смотрите: