Большов и Подхалюзин. Художник П. Боклевский |
В этой статье представлена критика о пьесе "Свои люди — сочтемся!" Островского: отзывы современников о произведении.
Смотрите:
Критика о пьесе "Свои люди — сочтемся"
А. М. Гедеонов:
"...Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны; вся пьеса обидна для русского купечества."(цензор А. М. Гедеонов, 1849 г.)
В. А. Соллогуб:
"...Ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее..."
(И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, "Литературные воспоминания", 1861 г.)
(И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, "Литературные воспоминания", 1861 г.)
Е. П. Ростопчина:
"Что за прелесть «Банкротство» [речь идет о пьесе "Свои люди - сочтемся!"]. Это наш русский «Тартюф», и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! у нас рождается своя театральная литература, и нынешний год был для нее благодатно плодовит."
(писательница Е. П. Ростопчина - М. П. Погодину, 1849 г.)
(писательница Е. П. Ростопчина - М. П. Погодину, 1849 г.)
Н. В. Гоголь:
"Хорошо, но видна некоторая неопытность в приемах. Вот этот акт нужно бы подлиннее, а этот
покороче. Эти законы узнаются после и в непреложность их не сейчас начинаешь верить."
(Н. В. Гоголь о пьесе (со слов Н. В. Берга), 3 декабря 1849 г.)
покороче. Эти законы узнаются после и в непреложность их не сейчас начинаешь верить."
(Н. В. Гоголь о пьесе (со слов Н. В. Берга), 3 декабря 1849 г.)
М. П. Погодин:
"Комедия «Банкрот» удивительная..."
(из дневника М. П. Погодина, 4 декабря 1849 г.)
"В городе furor от «Банкрута»."
(из дневника М. П. Погодина, 20 март 1850 г.)
"Комедия Островского имеет больше достоинств, нежели полагаете Вы и граф. Причина Вашей несправедливости в том, что Вы не знаете тех купцов, которых граф оставил в Москве в десятых и двадцатых годах. Это негодное поколение, переход от грубости, доброты, простоты к так называемой цивилизации. Их жаргон и в словах и в мыслях совершенно другой: он-то схвачен Островским отлично, и очень жаль в отношении к автору, публике, искусству, что комедию не позволяют играть. Она дополнение к уголовному кодексу. Липочка — лицо превосходное, типическое, как Простаков, Скалозуб, по сочинению. Автора надо бы ободрить, а он подвергается почти гонению."
(М. П. Погодин - фрейлине двора А. Д. Блудовой, 1851 г.)
П. А. Плетнев:
"...Она [Е. П. Ростопчина] прислала мне комедию какого-то Островского под заглавием «Свои люди — сочтемся!». Род и характер этой пьесы относятся к гоголевским. Но тут нет подражания и даже она стройнее идет..."
(П. А. Плетнев - В. А. Жуковскому, март 1850 г.)
(П. А. Плетнев - В. А. Жуковскому, март 1850 г.)
П. М. Волконский (об отказе в постановке пьесы):
"...Сочиненная чиновником московского коммерческого суда Островским комедия под заглавием «Свои люди — сочтемся»... к представлению на театре не одобрена."
(министр Императорского двора П. М. Волконский, 1850 г.)
(министр Императорского двора П. М. Волконский, 1850 г.)
Император Николай I:
"...Напрасно печатано, играть же запретить..."
(император Николай I, 31 марта 1850 г.)
(император Николай I, 31 марта 1850 г.)
С. В. Максимов:
"Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в городских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова < ...> мы получили книжку довольно измызганною..."
(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)
(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)
А. Я. Панаева:
"Некрасов чрезвычайно заинтересовался автором и мечтал познакомиться с Островским и пригласить <его> в сотрудники «Современника»"
(писательница А. Я. Панаева (Головачева), "Воспоминания", 1889 г.)
(писательница А. Я. Панаева (Головачева), "Воспоминания", 1889 г.)
В. Ф. Одоевский:
"Читал ли ты комедию или, лучше, трагедию Островского «Свои люди — сочтемся!», и которой настоящее название «Банкрут» < ...>. Если это не минутная вспышка, не гриб, выдавившийся сам собою из земли, просоченной всякой гнилью, то этот человек есть талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый."
(писатель, издатель В. Ф. Одоевский - своему знакомому, 20 июля 1850 г.)
(писатель, издатель В. Ф. Одоевский - своему знакомому, 20 июля 1850 г.)
А. Ф. Писемский:
"...Можете себе представить, с каким истинным наслаждением прочитал я ваше произведение, вполне законченное. Впечатление, произведенное вашим «Банкрутом» на меня, столь сильное, что я тотчас же решил писать к Вам... < ...> ...кладя на сердце руку, говорю я: Ваш «Банкрут» — купеческое «Горе от ума» или, точнее сказать: купеческие «Мертвые души»."
(писатель А. Ф. Писемский - А. Н. Островскому, 7 апреля 1850 г.)
(писатель А. Ф. Писемский - А. Н. Островскому, 7 апреля 1850 г.)
Л. Н. Толстой:
"...слышится этот сильный протест против современного быта... < ...> Вся комедия — чудо... <...> Остр(овский) не шутя гениальный драматический писатель..."
(JI. Н. Толстой - В. П. Боткину, 29 Января 1857 г.)
(JI. Н. Толстой - В. П. Боткину, 29 Января 1857 г.)
Т. Г. Шевченко:
"Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя... <...> Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский... что будто бы комедия Островского «Свои люди —
сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели..."
(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)
сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели..."
(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)
Н. Г. Чернышевский:
"Первая комедия г-на Островского... была принята читателями с единодушным одобрением. Мы встречали даже таких, которые, в порыве увлечения, ставили эту комедию выше «Недоросля» и «Горя от ума», наравне с «Ревизором», и такое увлечение не сердило тех, которые не разделяли его,— так оно было естественно..."
(писатель, критик Н. Г. Чернышевский, "«Бедность не порок». Комедия А. Островского", 1854 г.)
...[в пьесе] Мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества, то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других... < ...> Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории... < ...>
...Сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского... не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы..."
(критик Н. А. Добролюбов, статья "Темное царство", 1859 г.)
(историк литературы М. Н. Лонгинов, "Русский вестник", 1861, №2)
"С необыкновенною правдою и художественностью истолковал он [актер Садовский] нам личность Лазаря Елизарыча, не упустил ни одной черты, нужной для обрисовки его характера; показал этого хамелеона в разных обстоятельствах его жизни, в столкновении с разными лицами, словом, со всех сторон, и ни одной стороны мы не нашли слабой... <...> По-моему, исполнением этой роли г. Садовский вполне заслужил тот лавровый венок, который был ему кем-то поднесен."
(театральный обозреватель А. И. Баженов, "Московские ведомости", 5 февраля 1861 г.)
(писатель, критик Н. Г. Чернышевский, "«Бедность не порок». Комедия А. Островского", 1854 г.)
Н. Л. Добролюбов:
"...По одной из тех, странных для обыкновенного читателя и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе, — пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. "Свои люди", напечатанные сначала в Москве, успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала, — как будто в воду канула, на некоторое время... < ...>...[в пьесе] Мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества, то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других... < ...> Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории... < ...>
...Сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского... не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы..."
(критик Н. А. Добролюбов, статья "Темное царство", 1859 г.)
М. Н. Лонгинов:
"Едва опустился занавес, как единодушный крик зрителей, сопровождаемый дружными залпами рукоплесканий, стал требовать автора, который был вызван три раза."(историк литературы М. Н. Лонгинов, "Русский вестник", 1861, №2)
А. И. Баженов:
"Г-н Щепкин понял, что Большов человек дрянной, бесхарактерный и безнравственный, с довольно грязненькой душонкой, плохой семьянин и гражданин, отребие общества, человек, способный при случае на все мерзкое, подлое; но при всем этом все-таки же человек. На этом основании зверя Большова г. Щепкин очеловечил.""С необыкновенною правдою и художественностью истолковал он [актер Садовский] нам личность Лазаря Елизарыча, не упустил ни одной черты, нужной для обрисовки его характера; показал этого хамелеона в разных обстоятельствах его жизни, в столкновении с разными лицами, словом, со всех сторон, и ни одной стороны мы не нашли слабой... <...> По-моему, исполнением этой роли г. Садовский вполне заслужил тот лавровый венок, который был ему кем-то поднесен."
(театральный обозреватель А. И. Баженов, "Московские ведомости", 5 февраля 1861 г.)
Н. В. Гербель:
"Пользуюсь этим удобным случаем для выражения моего искреннего к Вам уважения, питаемого мною уже в течение почти тридцати лет, то есть с появления на страницах одной из книжек «Москвитянина» на 1850 год первой Вашей комедии «Свои люди — сочтемся!», сделавшей на меня глубокое впечатление, оставшееся на всю жизнь..."
(поэт, издатель Н. В. Гербель - А. Н. Островскому, 7 апреля 1879 г.)
(критик А. В. Дружинин, "Библиотека для чтения", 1859 г.)
(поэт, издатель Н. В. Гербель - А. Н. Островскому, 7 апреля 1879 г.)
А. В. Дружинин:
"Интрига комедии г. Островского - совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться - потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, какими этот драматизм достигнут. Оттого вся драма, взятая в целости, производит впечатление, какое только могут производить первоклассные творения."(критик А. В. Дружинин, "Библиотека для чтения", 1859 г.)
Это была критика о пьесе "Свои люди — сочтемся!" Островского: отзывы современников о комедии.
Смотрите:
0 Комментарии