Портрет леди в фиолетовом. Художник Пал Синьеи-Мерше
Портрет леди в фиолетовом.
Художник
Пал Синьеи-Мерше
Юлия Тафаева является второстепенной героиней романа "Обыкновенная история" Гончарова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Юлии Тафаевой в романе "Обыкновенная история": описание внешности и характера персонажа в цитатах.

Смотрите: 









Юлия Тафаева в романе "Обыкновенная история" Гончарова


Юлия Тафаева впервые упоминается в части 2 главе II романа. Ее знакомство с главным героем происходит в части 2 главе III романа.

Полное имя героини – Юлия Павловна Тафаева:
"В гостиной Юлии Павловны собралось человек двенадцать или пятнадцать гостей."
Возраст Юлии Тафаевой – 23-24 года:
"Юлии Павловне было двадцать три, двадцать четыре года."
О внешности Юлии известно следующее:
"Она очень недурна собой." (Петр Иванович о Юлии) 
"...это не мешало ей быть вместе очень хорошенькой, умной и грациозной женщиной." 
"Черты лица нежные, тонкие, взгляд кроткий и всегда задумчивый, частию грустный – без причины или, если хотите, по причине нерв." 
"И вот она осьмнадцати лет, но уже с постоянно задумчивым взором, с интересной бледностью, с воздушной талией, с маленькой ножкой..." (о внешности Юлии в 18 лет) 
"Наружность? она еще зауряд хорошенькая..." (муж о 18-летней Юлии)
Юлия – молодая вдова. Покойный муж Юлии был приятелем Петра Ивановича Адуева:
"Недавно воротилась сюда из‑за границы молодая вдова, Юлия Павловна Тафаева." 
"Тафаев умер в чужих краях." 
"С мужем я и Сурков были приятели."
Покойный муж Юлии, господин Тафаев, был состоятельным и уважаемым человеком:
"Ее заметил Тафаев, человек со всеми атрибутами жениха, то есть с почтенным чином, с хорошим состоянием, с крестом на шее, словом, с карьерой и фортуной."
Героиня вышла замуж за покойного мужа, когда ей было 18 лет, а супругу – 45, и прожила с ним 5 лет до его смерти. Со стороны Юлии это было замужество без любви:
"Мне только сорок пять лет, ей осьмнадцать: с нашим состоянием и не двое прожили бы хорошо." 
"Как он далек был от тех героев, которых создало ей воображение и поэты!" (о муже Юлии) 
"Пять лет провела она в этом скучном сне, как она называла замужество без любви..."
Юлия – чувствительная, слабонервная, робкая, мечтательная женщина:
"Она, кажется… сколько я мог заметить… Такая чувствительная… должно быть, слабонервная… она, я думаю, тоже не прочь от симпатии… от излияний…" 
"Петр Иваныч угадал: она в самом деле была слабонервна..." 
"Только она была робка, мечтательна, чувствительна, как бо́льшая часть нервных женщин."
Она очень умная женщина, прекрасно воспитанная, любящая музыку, по словам Александра:
"Нет! она очень умная женщина… прекрасно воспитана… любит музыку… – говорил Александр невнятно..."
Она образованная женщина. Как и все образованные дворянки, она умеет танцевать, петь, играть на фортепиано:
"Итальянец и другой француз довершили ее воспитание, дав ее голосу и движениям стройные размеры, то есть выучили танцевать, петь, играть или, лучше, поиграть до замужества на фортепиано, но музыке не выучили." 
"Образована она, говорят: что же?"
Она любит тишину, уединение, книги и музыку:
"Я люблю тишину, уединение, книги, музыку..."
Она смотрит на мир и жизнь "не совсем благосклонно", от нее ускользает светлая сторона жизни:
"На мир и жизнь она глядела не совсем благосклонно, задумывалась над вопросом о своем существовании и находила, что она лишняя здесь. Но, боже сохрани, если кто, даже случайно, проговаривался при ней о могиле, о смерти – она бледнела. От ее взгляда ускользала светлая сторона жизни."
Для прогулок Юлия выбирает темные аллеи и не любит "смеющиеся пейзажи":
"В саду, в роще она выбирала для прогулки темную, густую аллею и равнодушно глядела на смеющийся пейзаж."
Посещая театр, она редко смотрит комедии и никогда – водевили (комические пьесы, обычно с пением):
"В театре смотрела всегда драму, комедию редко, водевиль никогда..."
Юлия не любит веселые песни и никогда не улыбается шуткам:
"...зажимала уши от доходивших до нее случайно звуков веселой песни, никогда не улыбалась шутке."
Ее веселит то, что не развеселило бы других людей:
"...что веселило ее – не развеселило бы другого. Все нервы!"
Ее сердце развито "донельзя" и обработано романами:
"...беда была в том, что сердце у ней было развито донельзя, обработано романами и приготовлено не то что для первой, но для той романической любви, которая существует в некоторых романах, а не в природе, и которая оттого всегда бывает несчастлива, что невозможна на деле."
Ум героини отстает от ее слишком "развитого сердца":
"Между тем ум Юлии не находил в чтении одних романов здоровой пищи и отставал от сердца."
Юлия не представляет себе тихой, простой любви. Для нее любовь – это бурные проявления, неумеренная нежность:
"Она не могла никак представить себе тихой, простой любви без бурных проявлений, без неумеренной нежности. Она бы тотчас разлюбила человека, если б он не пал к ее ногам, при удобном случае, если б не клялся ей всеми силами души, если б осмелился не сжечь и испепелить ее в своих объятиях, или дерзнул бы, кроме любви, заняться другим делом, а не пил бы только чашу жизни по капле в ее слезах и поцелуях."








Александр Адуев, главный герой романа, начинает ухаживать за Юлией по просьбе своего дяди Петра Ивановича. Дядя надеется, что таким образом его компаньон господин Сурков перестанет ухаживать за Юлией:
"Ведь ты знаешь, – начал Петр Иваныч, подвигая к Александру свои кресла, – моего компаниона Суркова?" 
"А вот в чем дело: влюби‑ка в себя Тафаеву." 
"...да ты мне взбеси только Суркова: уж я знаю его, как свои пять пальцев. Он, как увидит, что ему не везет, не станет тратить деньги даром, а мне это только и нужно… Слушай, Александр, это очень важно для меня..." (Петр Иванович о Суркове и Тафаевой)
Юлия и Александр оказываются очень похожими друг на друга по характеру. По словам Юлии, Александр понимает ее, как никто из мужчин:
"Как вы угадали меня! – сказала Тафаева Александру при прощанье. – Из мужчин никто, даже муж, не могли понять хорошенько моего характера." 
"А дело в том, что чуть ли Александр и сам не был таков. То‑то было раздолье ему!"
Выполняя поручение дяди, Александр неожиданно для себя влюбляется в Юлию. Тем временем Сурков прекращает свои ухаживания, как и было задумано дядей Александра:
"Сурков не солгал: Александр любил Юлию." 
"Давно ли, три месяца назад тому, он так гордо, решительно отрекся от любви, написал даже эпитафию в стихах этому беспокойному чувству, читанную дядей, наконец явно презирал женщин – и вдруг опять у ног женщины! Опять доказательство ребяческой опрометчивости." 
"Сурков убедился, что ему нечего взять, и ретировался..."
Юлия влюбляется в Александра. Молодой человек становится ее первой любовью (своего покойного мужа Юлия не любила):
"Юлия любила Александра еще сильнее, нежели он ее. Она даже не сознавала всей силы своей любви и не размышляла о ней." 
"Она любила в первый раз..."
По мнению Александра, Юлия обладает даром любить, она – "вся любовь":
"А Юлия! это уже не капризная девочка, не понимающая ни его, ни самой себя, ни любви. Это – женщина в полном развитии, слабая телом, но с энергией духа – для любви: она – вся любовь! Других условий для счастья и жизни она не признает." 
"Любить – будто безделица? это также дар; а Юлия – гений в этом. Вот о какой любви мечтал он: о сознательной, разумной, но вместе сильной, не знающей ничего вне своей сферы."
По словам Александра, героиня отдается своему чувству любви благородно, непритворно, без жеманства:
"Как благородно, непритворно, совсем без жеманства отдалась Юлия своему чувству! Она как будто ждала человека, понимающего глубоко любовь, – и человек явился."
Влюбленный Александр считает Юлию своим "двойником", с которым у него один ум и одна душа на двоих:
"Какая отрада, какое блаженство, – думал Александр, едучи к ней от дяди, – знать, что есть в мире существо, которое, где бы ни было, что бы ни делало, помнит о нас, сближает все мысли, занятия, поступки, – все к одной точке и одному понятию – о любимом существе! Это как будто наш двойник." 
"Двойник отказывается от собственных ощущений, если они не могут быть разделены или приняты другим. Он любит то, что любит другой, и ненавидит, что тот ненавидит. Они живут нераздельно в одной мысли, в одном чувстве: у них одно духовное око, один слух, один ум, одна душа…" (Александр о Юлии как своем двойнике)
Влюбленные часто видятся и проводят много времени вдвоем:
"Летом прогулки вдвоем за городом: если толпу привлекали куда‑нибудь музыка, фейерверк, вдали между деревьями мелькали они, гуляя под руку. Зимой Александр приезжал к обеду, и после они сидели рядом у камина до ночи." 
"Промелькнуло лето, протащилась и скучная осень. Наступила другая зима. Свидания Адуева с Юлией были так же часты."
Отношения Юлии и Александра кажутся постоянным, надежными и прочными. Молодой человек думает, что эта любовь может быть вечной:
"Однако ж прошла зима, настало лето, а любовь не кончалась. Юлия привязывалась к нему все сильнее. Ни измены, ни удара судьбы не было: случилось совсем другое. Взор его просветлел. Он свыкся с мыслию о возможности постоянной привязанности. «Только эта любовь уж не так пылка… – думал он однажды, глядя на Юлию, – но зато прочна, может быть вечна!" 
"Она назовет меня громко, не краснея и не бледнея, своим… и так на всю жизнь! и гордиться этим вечно…" (Александра о любви к Юлии)
При этом счастье влюбленных омрачается их взаимной ревностью. Ревность Александра оказывается особенно деспотичной и злой:
"Но что значили ее ревность и деспотизм в сравнении с деспотизмом Александра? Он уж убедился в ее привязанности, видел, что измена и охлаждение не в ее натуре, и – ревновал: но как ревновал! Это не была ревность от избытка любви: плачущая, стонущая, вопиющая от мучительной боли в сердце, трепещущая от страха потерять счастье, – но равнодушная, холодная, злая. Он тиранил бедную женщину из любви, как другие не тиранят из ненависти." 
"Но Юлия сносила все. Она запиралась от гостей, никуда не выезжала и сидела с глазу на глаз с Александром."
Наконец Александр делает Юлии предложение, после чего влюбленные с нетерпением ждут свадьбы:
"...он добрался наконец до слова: супружество. Юлия вздрогнула, потом заплакала." 
"Потом воротились домой и начали толковать о будущем порядке в доме, о распределении комнат и прочее.
Таким образом отношения Юлии и Александра продолжаются почти 2 года:
"И Александр подумал, что почти два года уже он влачит праздную, глупую жизнь, – и вот два года вон из итога годов жизни, – а все любовь!"
Внезапно Александр охладевает к Юлии, ему становится с ней скучно:
"Скучно! – подумал он, – слово найдено! Да! это мучительная, убийственная скука! вот уж с месяц этот червь вполз ко мне в сердце и точит его…" 
"...дошел до заключения, что он охладел, не любит Юлию. А за что? Бог знает! Она любит его с каждым днем сильнее и сильнее; не оттого ли? Боже мой! какое противоречие! Все условия счастья тут. Ничто не препятствует им, даже и другое чувство не отвлекает, а он охладел!" 
"Что вы наделали, дядюшка! – заговорил Александр, меняясь в лице, – я… я не люблю ее больше!.. я не хочу жениться!.. Я холоден к ней, как лед!.. скорей в воду… чем…"
Охладев к Юлии, молодой человек теперь видит в ней слабую, бесхарактерную и некрасивую женщину:
"И что это за любовь! – думал он, – какая‑то сонная, без энергии. Эта женщина поддалась чувству без борьбы, без усилий, без препятствий, как жертва: слабая, бесхарактерная женщина!" 
"...не будь меня, она полюбила бы точно так же Суркова, и уже начала любить: да! как она ни защищайся – я видел! приди кто‑нибудь побойчее и поискуснее меня, она отдалась бы тому…" 
"«Как она нехороша!» – думал Александр, глядя на нее с гримасой."
Юлия тяжело переживает разрыв с Александром. Она то грозится отомстить возлюбленному, то умоляет жениться на ней:
"Я отмщу вам, – говорила она, – вы думаете, что так легко можно шутить судьбой женщины? Вкрались в сердце лестью, притворством, овладели мной совершенно, а потом кинули, когда я уж не в силах выбросить вас из памяти… нет! я вас не оставлю: я буду вас всюду преследовать. Вы никуда не уйдете от меня: поедете в деревню – и я за вами, за границу – и я туда же, всегда и везде. Я не легко расстанусь с своим счастьем. Мне все равно, какова ни будет жизнь моя… мне больше нечего терять; но я отравлю и вашу: я отмщу, отмщу..." 
"Ну, хорошо! не любите меня, – с живостию продолжала она, – но исполните ваше обещание: женитесь на мне, будьте только со мной… вы будете свободны: делайте, что хотите, даже любите, кого хотите, лишь бы я иногда, изредка видела вас… О, ради бога, сжальтесь, сжальтесь!.."
В конце концов на помощь Александру приходит его дядя Петр Иванович. Дядя беседует с Тафаевой и выставляет Александра в невыгодном свете, после чего та успокаивается и перестает его преследовать:
"– Не беспокойся: Тафаева больше не станет тревожить тебя…<...> ...я успокоил ее – этого и довольно; сказал, что ты любить не можешь, что не стоит о тебе и хлопотать… 
– Что ж она? 
– Она теперь даже рада, что ты оставил ее."

Такова цитатная характеристика Юлии Тафаевой в романе "Обыкновенная история" Гончарова: описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: