moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Крестьянин и Овца" была написана Крыловым между 1819 г. и 25 июля 1821 г. (вероятнее всего, в первой половине 1821 г.) и впервые опубликована в альманахе "Полярная звезда" в 1823 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Крестьянин и Овца" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Крестьянин и Овца" Крылова


Мораль басни "Крестьянин и Овца" заключается в том, что нечестный судья представляет собой угрозу для правосудия. 

Нечестный, недобросовестный судья принимает выгодные ему решения, даже если они противоречат здравому смыслу. Ведь всем известно, что Овца не может съесть курицу (Овца - травоядное животное), но хитрая Лиса тем не менее обвиняет ее в краже и приговаривает к казне.

Суть и смысл басни "Крестьянин и Овца" отражены в русских народных пословицах:
"Где добрые судьи заведутся, там и ябедники переведутся." 
"Судья праведный - ограда каменна." 
"Судья суди, да и за судьей гляди." 
"На деле прав, на бумаге виноват." 
"Судье рыбку, просителю чешую." 
"Где суд - там и неправда"..." 
В. Г. Белинский особенно высоко ценил эту басню и считал ее "едва ли не лучшей из всех басен Крылова":
"Все басни Крылова прекрасны; но самые лучшие, по нашему мнению, заключаются в седьмой и восьмой книгах. Здесь он... имел в виду более взрослых людей, чем детей; здесь больше басен, в которых герои—люди, именно все православный люд; даже и звери в этих баснях как-то больше, чем бывало прежде, похожи на людей. В самом стихе ясно видно большое улучшение. Вот лучшие, по нашему мнению, басни в седьмой и восьмой книгах: "Совет Мышей", "Мельник", "Мот и Ласточка", "Свинья под Дубом", "Лисица и Осел", "Муха и Пчела", "Крестьянин и Овца" (едва ли не лучшая из всех басен Крылова)..." (В. Г. Белинский, Поли. собр. соч., т. VIII, М., 1955, стр. 114)
По мнению педагога В. И. Водовозов, в басне "Крестьянин и Овца" речь идет об "оскорблении правды":
"«Крестьянин и Овца», «Щука», «Лев», «Рыбьи Пляски» изображают разного рода судей и оскорбление правды." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.) 
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" комментируют сюжет этой басни следующим образом:
"Овцу крестьянин винит, будто она съела двух кур. Прямое нарушение чужой собственности и убийство с корыстной целью. Дело уголовное. <...> Крестьянин попался: остался без кур, да и от овцы досталась ему только шкура. Мясом воспользовался судья... Да и кур-то не он ли скушал? 
На старинные суды так и народ глядел. Чувствовал он, что: "Где добрые судьи заведутся, там и ябедники переведутся"; "Судья праведный - ограда каменна". Но таких судей праведных, должно полагать, встречалось в былые времена мало, так как гибель есть пословиц вроде: "Судья суди, да и за судьей гляди"; "Где суд - там и неправда"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
И. В. Сергеев отмечает, что басня "Крестьянин и Овца" представляет собой настоящий словарь судебного языка того времени:
"Можно наугад взять несколько отрывков из различных басен и убедиться, с какой виртуозностью владел словом Крылов. <...> ... В его баснях, как в жизни, слились воедино различные языковые стили. Из бесхитростных строк басни как бы возникают типичные образы трудолюбивого крестьянина, канцеляриста-взяточника, светского фата-прощелыги, разбитного купчишки, помещика, сановника, униженного просителя. Прочтите басню "Крестьянин и Овца" с ее типичным образчиком судебного языка того времени, с характерными канцелярскими оборотами." (И. В. Сергеев, книга "Иван Андреевич Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Такова мораль басни "Крестьянин и Овца" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.