moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Пруд и Река" Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике "Новые басни" в 1816 г. (ч. IV).

В этой статье представлены материалы о морали басни "Пруд и Река" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Пруд и Река" Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни "Пруд и Река" заключается в том, что лень и безделие способны загубить любые способности и таланты. Дарования нуждаются в постоянном труде и развитии, иначе они слабеют и "вянут".

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"Так дарование без пользы свету вянет, 
Слабея всякий день, 
Когда им овладеет лень 
И оживлять его дея́тельность не станет." 
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль этой басни заключается в следующем:
"Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для другиз... <...> Настойчивый общеполезный труд несет за собой не одно материальное воздаянье: он развивает природные способности человека, он возвышает его нравственно, приносит почет, известность, увековечивает его имя; праздность же убивает и то, что дано человеку от Бога... ("Пруд и Река"). <...>
Свет знаний, честный общеполезный труд - вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, - в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека."(Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комментируют суть и смысл этой басни так:
"...В басне "Пруд и река", где под прудом и рекой подразумеваются люди с дарованиями, он [Крылов] указывает на то, что всякий недеятельный и ленивый усыпляет свои способности и дарования и со временем совсем их теряет, между тем как деятельный и трудолюбивый, подобно быстро текущей реке, за свои дела будет приобретать больше и больше славы. Тогда как о ленивом уже все позабудут, слава трудолюбивого будет жить еще очень долго." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни "Пруд и Река" заключается в следующем:
"Не в покое заключается счастье жизни, а в вечной полезной деятельности; не философствовать сквозь сон призван человек, а вечно двигаться вперед, подымая, как река, всякую тягость: для души нужно движение, чтобы она не покрылась плесенью." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни "Пруд и Река" таким образом:
"...Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях "Стрекоза и Муравей", "Пчела и Мухи", "Пруд и Река", "Обезьяна" и др.]..." (Г. К. Дорофеев, "Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре...", Тифлис, 1895 г.)

Такова мораль басни "Пруд и Река" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.