Ася и господин Н. Иллюстрация К. А. Клементьевой |
В этой статье представлена критика о повести "Ася" Тургенева: анализ, отзывы современников о произведении.
Все материалы по повести "Ася"
Все материалы по творчеству Тургенева
Критика о повести "Ася" Тургенева
Н. А. Некрасов:
"...Повесть... прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести..."
(Н. А. Некрасов – И. С. Тургеневу, письмо от 25 декабря 1857 г.)
(В. П. Боткин – А. А. Фету, письмо от 31 марта 1858 г.)
(Е. Я. Колбасин – И. С. Тургеневу, письмо от 16 января 1858 г.)
"Есть люди, по мнению которых "Ася" – самое слабое и неудачное из всех ваших произведений..."
(Е. Я. Колбасин – И. С. Тургеневу, письмо от 6 февраля 1858 г.)
(И. И. Панаев – И. С. Тургеневу, письмо от 10 (22) января 1858 г.)
"Ты, вероятно, уже получил мое письмо, посланное тебе в Рим poste restante. Там ответы на твое первое письмо при посылке прелестной твоей Аси, всех приводящей в восторг – и публику и литераторов, даже г-на Щедрина."
(И. И. Панаев – Тургеневу, 17 (29) января 1858 г.)
(Л. Н. Толстой – Н. А. Некрасову, от 21 января (2 февраля) 1858 г.)
(газета "Санкт-Петербургские ведомости", 1858, №26)
Наш Ромео [господин Н.] человек очень умный, имеющий, как мы заметили, под тридцать лет, очень много испытавший в жизни, богатый запасом наблюдений над самим собой и другими. Откуда же его невероятная недогадливость? В ней виноваты два обстоятельства... Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык. Это первое. Второе: он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем. <...>
Мы нимало не жалеем об Асе; тяжело было ей слышать суровые слова отказа, но, вероятно, к лучшему для нее было, что довел ее до разрыва безрассудный человек. Если б она осталась связана с ним, для него, конечно, было бы то великим счастьем; но мы не думаем, чтоб ей было хорошо жить в близких отношениях к такому господину."
(Н. Г. Чернышевский "Русский человек на rendez-vous", "Атеней", 1858 г., №18)
...Гагин принадлежит к числу людей мягких, неспособных вступить в открытую борьбу с существующим предрассудком или завязать горячий спор с несоглашающимся собеседником. Мягкость и добродушие поглощают в нем все остальные свойства... <...>
Что же касается до тестообразного г. Н., то он поступил так замысловато и вследствие этого так глупо, как может поступить только существо, лишенное плоти и крови или одаренное весьма жалкою дозою крови плохого достоинства. Он сначала было растаял, а потом спохватился. <...> У него все перепутано... Воспитание ослабило его тело и набило мозг его идеями, которых тот не может осилить и переварить. У него нет физического здоровья, физической силы, физической свежести; это – ходячая теория, человеческая голова на курьих ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты. <...>
И вот свежее, молодое, здоровое существо [Ася] попало в лазарет, в котором стонут на разные лады субъекты, одержимые самыми разнообразными болезнями. Ну, конечно, из этого не могло выйти ничего путного; поневоле ей пришлось зачахнуть от аптечного воздуха или заразиться от дыхания окружающих субъектов. Виновата ли в этом женщина?"
(Д. И. Писарев, статья "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова", "Русское слово", 1861 г., №12)
(Н. А. Некрасов – И. С. Тургеневу, письмо от 25 декабря 1857 г.)
В. П. Боткин:
"Ася далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось – и вообще вещь имеет прозаический придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик Тургенев хорошо может выражать только пережитое им; во всем остальном выступают наружу одни поэтические намерения и подробности..."(В. П. Боткин – А. А. Фету, письмо от 31 марта 1858 г.)
Е. Я. Колбасин:
"Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу "Аси". Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал."(Е. Я. Колбасин – И. С. Тургеневу, письмо от 16 января 1858 г.)
"Есть люди, по мнению которых "Ася" – самое слабое и неудачное из всех ваших произведений..."
(Е. Я. Колбасин – И. С. Тургеневу, письмо от 6 февраля 1858 г.)
И. И. Панаев:
"Повесть твоя — прелесть. Спасибо за нее: это, по-моему, одна из самых удачных повестей твоих. Я читал ее вместе с Григоров<ичем>, и он просил написать тебе, что внутри у тебя цветет фиалка..."(И. И. Панаев – И. С. Тургеневу, письмо от 10 (22) января 1858 г.)
"Ты, вероятно, уже получил мое письмо, посланное тебе в Рим poste restante. Там ответы на твое первое письмо при посылке прелестной твоей Аси, всех приводящей в восторг – и публику и литераторов, даже г-на Щедрина."
(И. И. Панаев – Тургеневу, 17 (29) января 1858 г.)
Л. Н. Толстой:
"„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал..."(Л. Н. Толстой – Н. А. Некрасову, от 21 января (2 февраля) 1858 г.)
Отзыв в газете "Санкт-Петербургские ведомости":
"Такой тонкой кисти в обрисовке характеров, такой благородной нежности в изображении душевных движений, какую мы встречаем у г. Тургенева, нет ни у кого другого из наших писателей..."(газета "Санкт-Петербургские ведомости", 1858, №26)
Н. Г. Чернышевский:
"Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные: проникнутые благороднейшим образом мыслей. Повесть имеет направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных сторон жизни. Вот, думал я, отдохнет и освежится душа. И действительно, освежилась она этими поэтическими идеалами, пока дошел рассказ до решительной минуты. Но последние страницы рассказа не похожи на первые, и по прочтении повести остается от нее впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом. <...>Наш Ромео [господин Н.] человек очень умный, имеющий, как мы заметили, под тридцать лет, очень много испытавший в жизни, богатый запасом наблюдений над самим собой и другими. Откуда же его невероятная недогадливость? В ней виноваты два обстоятельства... Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык. Это первое. Второе: он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем. <...>
Мы нимало не жалеем об Асе; тяжело было ей слышать суровые слова отказа, но, вероятно, к лучшему для нее было, что довел ее до разрыва безрассудный человек. Если б она осталась связана с ним, для него, конечно, было бы то великим счастьем; но мы не думаем, чтоб ей было хорошо жить в близких отношениях к такому господину."
(Н. Г. Чернышевский "Русский человек на rendez-vous", "Атеней", 1858 г., №18)
Д. И. Писарев:
"Ася – милое, свежее, свободное дитя природы; как незаконнорожденная дочь, она в доме отца своего не пользовалась тем тщательным надзором, который душит в ребенке живые движения и превращает здоровую девочку в благовоспитанную барышню. <...>...Гагин принадлежит к числу людей мягких, неспособных вступить в открытую борьбу с существующим предрассудком или завязать горячий спор с несоглашающимся собеседником. Мягкость и добродушие поглощают в нем все остальные свойства... <...>
Что же касается до тестообразного г. Н., то он поступил так замысловато и вследствие этого так глупо, как может поступить только существо, лишенное плоти и крови или одаренное весьма жалкою дозою крови плохого достоинства. Он сначала было растаял, а потом спохватился. <...> У него все перепутано... Воспитание ослабило его тело и набило мозг его идеями, которых тот не может осилить и переварить. У него нет физического здоровья, физической силы, физической свежести; это – ходячая теория, человеческая голова на курьих ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты. <...>
И вот свежее, молодое, здоровое существо [Ася] попало в лазарет, в котором стонут на разные лады субъекты, одержимые самыми разнообразными болезнями. Ну, конечно, из этого не могло выйти ничего путного; поневоле ей пришлось зачахнуть от аптечного воздуха или заразиться от дыхания окружающих субъектов. Виновата ли в этом женщина?"
(Д. И. Писарев, статья "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова", "Русское слово", 1861 г., №12)
Это была критика о повести "Ася" Ивана Тургенева: анализ, отзывы современников о произведении.
Смотрите:
Все материалы по повести "Ася"
Все материалы по творчеству Тургенева
Все материалы по повести "Ася"
Все материалы по творчеству Тургенева
0 Комментарии