Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
В этой статье представлены материалы о морали басни "Мальчик и Червяк" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни "Мальчик и Червяк" Крылова
Мораль басни "Мальчик и Червяк" заключается в том, что на предательстве и подлости нельзя построить счастья. Нередко случается так, что подлые люди в погоне за выгодой предают своих добрых друзей. В конце концов такие негодяи часто остаются ни с чем, потому что их в свою очередь тоже предают другие, еще более хитрые люди.
Кроме того, своей басней Крылов напоминает о том, что нужно с умом выбирать себе друзей и дружить только с теми, кому вы доверяете.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
"Не льстись предательством ты счастие сыскать!
У самых тех всегда в глазах предатель низок,
Кто при нужде его не ставит в грех ласкать;
И первый завсегда к беде предатель близок."Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" комментируют басню следующим образом:
"...Хуже всех... предатель, что не только не знает признательности за добро, а еще из своих выгод предает человека, входит в сделку с врагом его... <...> ...Басня о предателе-червяке: "Мальчик и Червяк"." (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни так:
"...Друзей надо выбирать с разбором: со злым не дружись, от него жди беды и себе, и своим близким... <...>
...Своекорыстный друг предаст тебя, погубит, когда в том видит пользу для себя ("Роща и Огонь", "Лев, Серна и Лиса", "Мальчик и Червяк"). И зло взаимное рождает и плодит такая дружба... ("Мальчик и Червяк")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" считают, что в басне "Мальчик и Червяк" Крылов высмеивает моду на иностранных учителей среди дворянства:
"...Ненависть [Крылова] к иностранцам дошла до того, что он всех их сравнивал со змеями, потому что каждая змея несет яд для тела, а каждый иностранец несет яд нравственный, душевный. В басне "Крестьянин и змея" он говорит, что хотя змея клалась в своей доброте... однако мужик не согласился принять ее к себе... <...>
Рассуждая о ложном учении, он [Крылов] говорит, что часто даже сами наставники ложного учения впоследствии могут быть наказаны своими же учениками. Это он выставил в басне "Мальчик и червяк"." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Такова мораль басни "Мальчик и Червяк" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
0 Комментарии