moral-basni-prohozhie-i-sobaki-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Прохожие и Собаки" Крылова была написана до 11 января 1814 г. и впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1815 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Прохожие и Собаки" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова








Мораль басни "Прохожие и Собаки" Крылова


Мораль басни "Прохожие и Собаки" такова: когда завистливые, злые люди пытаются задеть вас за живое, трудно не обращать на них внимание и идти своей дорогой, но именно это и нужно делать. Лучшее средство против сплетников и завистников - отсутствие внимания к их злым выходкам.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"Завистники, на что ни взглянут, 
Подымут вечно лай; 
А ты себе своей дорогою ступай: 
Полают, да отстанут."
По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов изобразил критика М. Т. Каченовского, резко отзывавшегося о его баснях:
"Можно думать, что Крылов своей басней целил именно в «хулителей». Таким его хулителем был М. Т. Каченовский, напечатавший в «Вестнике Европы» 1812 г. (ч. 61) резкий и придирчивый разбор «Новых басен» 1811 г." (II, стр. 289)." (Б. И. Коплан)
Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:
"Все мы прохожие: каждый из нас проходит свой путь от колыбели до могилы, но каждый проходит по-своему, немногие думают о том, чтобы на этом пути оставить по себе что-нибудь доброе на память для тех, которые пойдут потом, то есть будут жить после них. 
Так вот здесь под прохожими-то и должно разуметь именно тех немногих, то есть таких людей, которые трудятся для общественной пользы, а под собаками - завистников, крикунов, которые, потому что сами ничего путного не могут сделать, стараются унизить труд других. Смысл же всей басни тот, что благоразумный человек, принявшись за какое-нибудь доброе дело, не должен обращать внимания ни на чьи толки, а идти своим путем, то есть продолжать свое дело: дело будет сделано и крикуны замолкнут, как замолкли собаки."  (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" поясняют суть и смысл басни так:
"Великое дело - людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: "Это не так, другие не так... потому и потому...". Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному... из любви к общему благу, можно только порадоваться... А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных "брехунов" Крылов изобразил в виде Моськи в басне "Слон и Моська". О том, как следует относиться к таким ослам, Моськам, говорит Крылов в басне "Прохожие и Собаки"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" видят мораль басни в следующем:
"Говоря о сплетничестве, в басне "Прохожие и Собаки" Крылов советует никогда не обращать внимания на сплетников. Если весь их вздор и сплетни оставляются без внимания, то тогда они увидят, что бессильны и замолчат; но если только начать защищаться, то эти же клеветники поймут, что слова их не пропали даром и подымут еще больший лай." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Это были материалы о морали басни "Прохожие и Собаки" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.