moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Мешок" Крылова была впервые опубликована в журнале "Цветник" в 1809 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Мешок" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Мешок" Крылова


Мораль басни "Мешок" заключается в том, что нередко богатый человек представляет интерес для окружающих только из-за своих денег; когда же такой человек вдруг разоряется, то вместе с богатством он часто теряет и так называемых друзей. 

К сожалению, порой бывает непросто отличить искреннюю дружбу от изощренного лицемерия. Глупые люди быстрее всех поддаются на такие уловки, однако умный человек способен свести подобные случаи к минимуму.

В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как лживость, лицемерие, подлость, корыстолюбие, глупость, недальновидность, расточительность, неумение разбираться в людях, склонность к самообману и т.д.     

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"Не дай бог, если разоритесь: 
И с вами точно так поступят, как с Мешком."
Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
"Что рак с клешнею - богач с мошною." 
"В полном мешке - брат родной; в полумешке - двоюродный; на дне мешка - в свойстве, а нет в мешке - нет и родни." 
"Дотоле мудрен, пока карман ядрен; стал без гроша - и слава нехороша." 
"У денежки-то крылышки." 
"Кругла денежка, легко катится." 
"У Фомы денежки - "Фомушка" Фома; у Фомы ни денежки - "Фомка" Фома." 
Поэт И. И. Хемницер видит суть и смысл басни в следующем:
"Вся эта басня, если сказать откровенно, выказывает самую низкую черту души человеческой - сребролюбие. Какой ни на есть пустой и глупый человек разбогател как-нибудь случайно - так вот все к нему и льнут, как мухи к меду; льнут же, конечно, зачем, чтобы рублевичками его попользоваться, да поесть, попить на чужой счет, а как только опустела мошна глупого богача - так все прочь от него, никто и смотреть на него не хочет; стыдятся встретиться с ним. Из его же бывших блюдолизов другой, пожалуй, и по шее ему даст, да скажет: "Пошел, дурак!". Вот такого-то именно богача и должно разуметь здесь под мешком с червонцами. Нестерпим, правду сказать, такой глупый богач; но только чуть ли еще не хуже его льстецы-блюдолизы!" (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" поясняют мораль басни следующим образом:
"Вообще же нет такой человеческой слабости, нет смешной стороны в человеке, чтобы Крылов не подметил их и не выставил в своих баснях. 
...Заносчивость и гордость человека, который сам по себе не имеет никаких достоинств, а пользуется почетом не по своим заслугам и достоинствам, а по богатству или по чему-нибудь другому - [высмеиваются] в басне "Мешок". В той же басне осмеивается слабость людей к деньгам, хотя бы человек, обладающий богатством, не имел никаких других достоинств, и в случае его несчастия те самые люди, которые за несколько дней перед этим льстили и кланялись ему только ради его богатства, отвечают ему презрением." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Это были материалы о морали басни "Мешок" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.