"Демон". Иллюстрация М. В. Врубеля |
Поэма "Демон" является одним из самых известных произведений великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен анализ поэмы "Демон" Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
- Все материалы по поэме "Демон"
Анализ поэмы "Демон" Лермонтова
В. В. Сиповский:
"Демон назван "печальным"; он с грустью вспоминает те "лучшие дни", когда он "верил и любил", блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался "духом зла" - это зло недолго доставляло ему радость. Тогда он стал "сеять зло без наслажденья", и скоро "зло наскучило ему". Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями... <...>Но и такое опьянение стихийной борьбой ему не помогло - он скорок пресытился своим одиноким и вечным существованием. <...> Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже саму природу...
В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица... <...> Но у нее была и необыкновенная душа... <...> Ее душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в ее очах "рай и ад"! <...> Тамара принадлежала к семье тонко организованных натур... <...> Она не была создана для мира... Словом, она - подстать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.
Красота Тамары и телесная и духовная поразили Демона... <...> ...и в сердце его мелькнул "призрак возрожденья". И тогда он стал неотступно преследовать Тамару... <...>
Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, "любить готовый, с душой, открытой для добра". Он ей клянется... <...>
Демон верит, что "добру и небесам" Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие: когда между ним и Тамарой становится "посланник Небес", Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний...
Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом. Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к "добру", но из дальнейших слов его видно, что "добром" он называет только "отречение от зла" - он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет - оттого он зовет Тамару прочь от мира...
Переродиться нравственно Демон не может - он не может всего себя "высветлить любовью", так как на дне его старинной раны гнездиться старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.
Тамара умирает, и душу ее ангел уносит на небо. Демон не овладевает этой душой... <...>
Таким образом, она [Тамара] прощена за то, что страдала; страдания очистили ее душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона, и это самоотвержение спасло ее саму и возвысило... как Сонечку Мармеладову ее падение."
("Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых годов. История русской словесности", под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)
В. С. Соловьев:
"...В "Демоне" и "Герое нашего времени"... окончательное торжество эгоизма над неудачной попыткой любви есть намеренная тема. <...>...Герой этой поэмы ["Демон"] есть тот же главный демон самого Лермонтова - демон гордости, которого мы видели в ранних стихотворениях. Но в поэме он ужасно идеализирован... хотя... образ его действий... скорее приличествует юному гусарскому корнету, нежели особе такого высокого чина и таких древних лет. Несмотря на великолепие стихов и на значительность замысла, говорить с полной серьезностью о содержании поэмы "Демон" для меня... невозможно... <...>
...Идеализированный демон вовсе уж не тот дух зла, который... был описан в прежних стихотворениях... Демон поэмы не только прекрасен, он до чрезвычайности благороден и, в сущности, вовсе не зол. Когда-то у него произошло какое-то загадочное недоразумение с Всевышним, но он тяготится этой размолвкой и желает примирение. Случай к этому представляется, когда демон видит прекрасную грузинскую княжну Тамару, пляшущую и поющую на кровле родительского дома. ...Для демонизма это есть начало возрождения. Однако возрождения не происходит. После смерти жениха и удаления Тамары в монастырь, демон входит к ней, котовый к добру, но, видя ангела, охраняющего ее невинность, воспламеняется ревностью, соблазняет ее, убивает и, не успевши завладеть ее душою, объявляет, что он хотел стать на другой путь, но что ему не дали, и с сознанием своего полного права становится уже настоящим демоном. <...>
...Натянутое и ухищренное оправдание демонизма в теории... вот к чему пришел Лермонтов перед своим трагическим концом. <...>
Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных... Обличая ложь воспетого им демонизма... мы во всяком случае подрываем эту ложь..."
(очерк "Лермонтов", 1899 г. ("Собрание сочинений В. С. Соловьева", том 8 (философские и другие сочинения последних годов), 1903 г.))
...Идеализированный демон вовсе уж не тот дух зла, который... был описан в прежних стихотворениях... Демон поэмы не только прекрасен, он до чрезвычайности благороден и, в сущности, вовсе не зол. Когда-то у него произошло какое-то загадочное недоразумение с Всевышним, но он тяготится этой размолвкой и желает примирение. Случай к этому представляется, когда демон видит прекрасную грузинскую княжну Тамару, пляшущую и поющую на кровле родительского дома. ...Для демонизма это есть начало возрождения. Однако возрождения не происходит. После смерти жениха и удаления Тамары в монастырь, демон входит к ней, котовый к добру, но, видя ангела, охраняющего ее невинность, воспламеняется ревностью, соблазняет ее, убивает и, не успевши завладеть ее душою, объявляет, что он хотел стать на другой путь, но что ему не дали, и с сознанием своего полного права становится уже настоящим демоном. <...>
...Натянутое и ухищренное оправдание демонизма в теории... вот к чему пришел Лермонтов перед своим трагическим концом. <...>
Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных... Обличая ложь воспетого им демонизма... мы во всяком случае подрываем эту ложь..."
(очерк "Лермонтов", 1899 г. ("Собрание сочинений В. С. Соловьева", том 8 (философские и другие сочинения последних годов), 1903 г.))
В. Э. Вацуро:
"...основной конфликт, сохранившийся в общем виде до последней редакции: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия, влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его избранница, монахиня, любит ангела, и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню и торжествует над соперником . <...>
В окончательной редакции фигура Тамары перерастает в почти символический образ, по своему философско-этическому содержанию равновеликий образу Демона. Теперь мотив любви ее к ангелу почти теряет свое значение, а в «грехопадении» ее открывается высший смысл. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире... Она способна к самоотверженной любви и к искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости; эта концепция закрепляется монологом ангела... <...>
Демон... не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним. <...> Побежденный Демон оказывался существом бунтующим и страдающим. <...>
В окончательной редакции фигура Тамары перерастает в почти символический образ, по своему философско-этическому содержанию равновеликий образу Демона. Теперь мотив любви ее к ангелу почти теряет свое значение, а в «грехопадении» ее открывается высший смысл. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире... Она способна к самоотверженной любви и к искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости; эта концепция закрепляется монологом ангела... <...>
Демон... не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним. <...> Побежденный Демон оказывался существом бунтующим и страдающим. <...>
«Мцыри» и «Демон» были высшими достижениями романтической поэмы Лермонтова, — не только по своей проблематике, но и по поэтическому языку. Исповедь Мцыри, монологи Демона были результатом длительной творческой работы, но внешне они предстают читателю как почти импровизация, сплошной речевой поток, повышенно экспрессивный, иной раз «неточный» по сравнению с пушкинскими нормами словоупотребления, но захватывающий и буквально гипнотизирующий читателя. <...>
Эта неистовствующая лирическая стихия выливалась из-под пера поэта, уже начавшего работу над «Героем нашего времени», который в нашем сознании открывает традицию русского реалистического психологического романа. Однако противоречие здесь кажущееся."
(В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, "Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах", СПб, из-во Пушкинского Дома, 2014 г.)
Это был анализ поэмы "Демон" М. Ю. Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
- Все материалы по поэме "Демон"
- Все материалы по творчеству Лермонтова
Эта неистовствующая лирическая стихия выливалась из-под пера поэта, уже начавшего работу над «Героем нашего времени», который в нашем сознании открывает традицию русского реалистического психологического романа. Однако противоречие здесь кажущееся."
(В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, "Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах", СПб, из-во Пушкинского Дома, 2014 г.)
Это был анализ поэмы "Демон" М. Ю. Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
- Все материалы по поэме "Демон"
- Все материалы по творчеству Лермонтова
0 Комментарии