Михаил Юрьевич Лермонтов является одной из самых ярких и загадочных фигур в русской классической литературе XIX века.
В этой статье представлен краткий обзор двух периодов в творчестве Лермонтова, сделанный профессором В. В. Сиповским.
Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова
(из очерка профессора В. В. Сиповского)
В этой статье представлен краткий обзор двух периодов в творчестве Лермонтова, сделанный профессором В. В. Сиповским.
Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова
Два периода в творчестве М. Ю. Лермонтова
"...Творчество Лермонтова определяется историческими и литературными влияниями эпохи, а также условиями его личной жизни.
Поэт субъективный по преимуществу, Лермонтов в своей литературной деятельности выразил все характерные черты жизни своей души:
1) ее двойственность, выразившубся в способности жить двойной жизнью, - показной и внутренней, ото всех скрытой. В творчестве своем он открывает оба эти мира, причем откровенность его увеличивается с годами;
2) постепенную победу начал светлых, правдивых над ложными, - прояснение мира внутреннего. Это совпадает с началом его эпического творчества, с переходом от творчества субъективного к творчеству объективному. Что у Пушкина произошло в короткий период, отделяющий поэму "Кавказский пленник" от "Цыган", то у Лермонтова сделалось содержанием всей его, правда кратковременной жизни.
3) В зависимости от всего вышесказанного, мы должны определить два периода в литературной деятельности Лермонтова - один лирический по преимуществу (1828-1832 гг.), другой - эпический по преимуществу (1832-1841 гг.).
Первый период деятельности Лермонтова. Двойственность внутреннего мира у Лермонтова в этот период выражается в упорном стремлении определить себя и отделить свою личность от толпы. В это время он, по преимуществу, занят собою; во многочисленных автобиографических признаниях старается выяснить историю своего душевного склада, его характерные особенности, свои отношения к внешнему миру, к людям, природе, к Богу; старается определить свое положение в мире. <...>
В лирических произведениях автобиографического характера (их особенно много в ранних стихотворениях Лермонтова 1829-1830 гг.) он говорит не раз о том, что на пороге жизни узнал он преждевременные страдания... По его словам, он сначала верил людям и пошел к ним с отрытым сердцем, долги им многое "прощал", но они, словно "старались отравить" его "ребяческие дни", - и тогда он навсегда ушел от них и замкнулся в себе... <...>
Лирика Лермонтова имеет особое, важное значение - в ней поэт открыл всю свою душу, все свои страдания и мечты. Эпические и драматические произведения этого первого периода его творчества имеют меньше значения - они представляют собой лишь слабые попытки объективировать себя на эпических образах, то есть объективно изобразить себя в других героях. Если и лирические произведения носят на себе явные следы чужих литературных влияний, то в эпических и драматических эта зависимость особенно бросается в глаза.
Эпические произведения Лермонтова. Из наиболее ранних его опытов в этом направлении надо отметить поэмы: "Кавказский пленник", "Черкесы", "Корсар"... Все эти поэмы относятся к 1828 году; к 1829 относится уже первая редакция "Демона"... <...>
Второй период (1832-1841) творчества Лермонтова эпический по преимуществу. Лирических произведений им за это время написано гораздо меньше... но... они представляют большой интерес - своим содержанием они ясно доказывают, что в настроених Лермонтова происходили большие изменения. <...>
Правда, и в произведениях этого времени не раз встретим мы прежние мотивы: поэт по-прежнему говорит о том, что он не понят людьми и чужд их жизни, их интересов, что он равно далек от земли и неба и что он с презрением относится к жизни. По-прежнему говорит он о своей гордости и одиночестве, по-прежнему жаждет покоя и сна - но все эти знакомые мотивы теперь в творчестве Лермонтова звучат реже, являются исключением.
Обычными настроениями поэта являются теперь другие, более мирные, в которых нет протеста, нет злобы и презрения. <...>
Тихая, глубокая, спокойная грусть часто сменяет прежнее раздражение; эта грусть проникает и в отношения поэта к людям, и к женщинам; даже в природе старается он отыскивать картины по преимуществу с элегическим настроением."
(профессор В. В. Сиповский, "Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых гг. История русской словесности", под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)
Первый период деятельности Лермонтова. Двойственность внутреннего мира у Лермонтова в этот период выражается в упорном стремлении определить себя и отделить свою личность от толпы. В это время он, по преимуществу, занят собою; во многочисленных автобиографических признаниях старается выяснить историю своего душевного склада, его характерные особенности, свои отношения к внешнему миру, к людям, природе, к Богу; старается определить свое положение в мире. <...>
В лирических произведениях автобиографического характера (их особенно много в ранних стихотворениях Лермонтова 1829-1830 гг.) он говорит не раз о том, что на пороге жизни узнал он преждевременные страдания... По его словам, он сначала верил людям и пошел к ним с отрытым сердцем, долги им многое "прощал", но они, словно "старались отравить" его "ребяческие дни", - и тогда он навсегда ушел от них и замкнулся в себе... <...>
Лирика Лермонтова имеет особое, важное значение - в ней поэт открыл всю свою душу, все свои страдания и мечты. Эпические и драматические произведения этого первого периода его творчества имеют меньше значения - они представляют собой лишь слабые попытки объективировать себя на эпических образах, то есть объективно изобразить себя в других героях. Если и лирические произведения носят на себе явные следы чужих литературных влияний, то в эпических и драматических эта зависимость особенно бросается в глаза.
Эпические произведения Лермонтова. Из наиболее ранних его опытов в этом направлении надо отметить поэмы: "Кавказский пленник", "Черкесы", "Корсар"... Все эти поэмы относятся к 1828 году; к 1829 относится уже первая редакция "Демона"... <...>
Второй период (1832-1841) творчества Лермонтова эпический по преимуществу. Лирических произведений им за это время написано гораздо меньше... но... они представляют большой интерес - своим содержанием они ясно доказывают, что в настроених Лермонтова происходили большие изменения. <...>
Правда, и в произведениях этого времени не раз встретим мы прежние мотивы: поэт по-прежнему говорит о том, что он не понят людьми и чужд их жизни, их интересов, что он равно далек от земли и неба и что он с презрением относится к жизни. По-прежнему говорит он о своей гордости и одиночестве, по-прежнему жаждет покоя и сна - но все эти знакомые мотивы теперь в творчестве Лермонтова звучат реже, являются исключением.
Обычными настроениями поэта являются теперь другие, более мирные, в которых нет протеста, нет злобы и презрения. <...>
Тихая, глубокая, спокойная грусть часто сменяет прежнее раздражение; эта грусть проникает и в отношения поэта к людям, и к женщинам; даже в природе старается он отыскивать картины по преимуществу с элегическим настроением."
(профессор В. В. Сиповский, "Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых гг. История русской словесности", под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)
Это был краткий обзор двух периодов в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова
0 Комментарии