Пушкин в селе Михаловском. Художник Н. Н. Ге |
Ода "Вольность" является одним из самых известных политических стихотворений А. С. Пушкина.
Смотрите:
Все материалы по оде "Вольность"
Все материалы по творчеству Пушкина
Анализ оды "Вольность" Пушкина: суть, смысл, идея, особенности
Из статьи в "Пушкинской энциклопедии":
"«Вольность» (1817) — одно из наиболее заметных политических стихотворений раннего Пушкина, пример поэзии откровенной гражданской устремленности. Написано в Санкт-Петербурге приблизительно через полгода после выхода поэта из Лицея. <...>
Один из... знакомых Пушкину гусарских офицеров Я. И. Сабуров... располагал сведениями... что «Вольность» была «подсказана» Пушкину... Н. И. Тургеневым. В доме Тургеневых... Пушкин мог принимать участие в политических беседах, в обсуждении актуальных социальных проблем. Осознание необходимости либеральных институтов, монархического конституционализма объединило в это время на какой-то момент представителей различных групп русского общества, порою идеологически весьма далеких друг от друга. <...>
Пушкин, оппозиционные настроения которого вполне определились в последние лицейские годы, был хорошо подготовлен к участию в подобных политических диспутах — прежде всего недавними лицейскими уроками А. П. Куницына, читавшего в числе других дисциплин курс естественного права, в основе которого лежали идеи Ш.-Л. Монтескье... Противник абсолютизма, Куницын утверждал, что именно принцип равенства всех граждан перед законом является гарантией против деспотии. Мнения Куницына, вольнодумного геттингенца и поклонника Монтескье, были, пожалуй, наиболее близки Пушкину... <...>
Один из... знакомых Пушкину гусарских офицеров Я. И. Сабуров... располагал сведениями... что «Вольность» была «подсказана» Пушкину... Н. И. Тургеневым. В доме Тургеневых... Пушкин мог принимать участие в политических беседах, в обсуждении актуальных социальных проблем. Осознание необходимости либеральных институтов, монархического конституционализма объединило в это время на какой-то момент представителей различных групп русского общества, порою идеологически весьма далеких друг от друга. <...>
Пушкин, оппозиционные настроения которого вполне определились в последние лицейские годы, был хорошо подготовлен к участию в подобных политических диспутах — прежде всего недавними лицейскими уроками А. П. Куницына, читавшего в числе других дисциплин курс естественного права, в основе которого лежали идеи Ш.-Л. Монтескье... Противник абсолютизма, Куницын утверждал, что именно принцип равенства всех граждан перед законом является гарантией против деспотии. Мнения Куницына, вольнодумного геттингенца и поклонника Монтескье, были, пожалуй, наиболее близки Пушкину... <...>
Такова идеологическая и эмоциональная атмосфера, в которой родилась «Вольность» и которая получила свое очевидное отражение в тексте оды. Показательно в этом отношении начало «Вольности», где Пушкин отрекается от «изнеженной лиры», — его стихи... призваны воспеть Свободу... <...>
В рукописи «Вольность» обозначена как «ода». Идеологическое наполнение и поэтика «Вольности» обнаруживают ее связь с русской одической традицией первой четверти XIX в. Пушкинские стихи естественно вписываются в круг характерных для этого времени философских од-размышлений на нравственно-политические темы. Именно к такому типу оды в конечном счете восходит практически вся современная Пушкину одическая поэзия. <...>
Основным литературным и отчасти социально-политическим ориентиром «Вольности» является ода «Вольность» (1790) А. Н. Радищева... «Вольность» Радищева была во фрагментах и пересказах включена в главу «Тверь» «Путешествия из Петербурга в Москву»... Как и Радищев, Пушкин ставит проблему закона и взаимоотношений с ним монарха и народа; однако общая концепция пушкинской «Вольности» противоположна радищевской. <...>.Отсюда — право народа на восстание против тирана и его казнь. Для Пушкина в «Вольности» источник власти — закон. Невыполнение законов, по мысли поэта, общественное бедствие, ибо именно беззаконие ведет к тирании и преступлению. <...>
«Вольность» зафиксировала определенный этап в развитии русского либерального сознания — веру в победу и действенную силу конституционных начал в России; в 1817 г. эти иллюзии еще были живы. Как следует из представленной в оде трактовки исторических событий, Пушкин как историк, как политик пока еще не самостоятелен. Предложенная им схема интерпретации событий Французской революции — народное возмущение, казнь короля, тирания Наполеона — была общим местом в либеральных историко- политических учениях конца 1810-х гг. Впоследствии у Пушкина сформируется свой собственный взгляд на события 1789−1794 гг. <...>
В своей поэтике пушкинская ода во многом опирается на традицию гражданской одической и псалмодической лирики, идущую из XVIII в.; к ней восходят лексико-фразеологические формулы, инвективы-обращения, композиционные клише и пр. <...> При этом стилистически «Вольность» чужда рационалистической уравновешенности классицистической оды. О последней напоминают лишь сохранившееся как реликт традиционное одическое обращение... одический размер — четырехстопный ямб, создающий торжественные декламационные интонации, и «негладкость» отдельных стихов. В целом же «Вольность» лишена характерной одической тяжеловесности; поэтическая мысль развивается бурно, стремительно, динамично... <...>
В «Вольности» явственны отзвуки гражданской лирики лицейской поры, в первую очередь послания «К Лицинию» (1815), где уже отчетливо проявляются приметы гражданской патетической поэзии... Прием, с помощью которого в стихах «К Лицинию» достигается их гражданское звучание... использован и в «Вольности». Это сосредоточение в стихотворении политических терминов, подбор слов-понятий строго определенного лексического ряда («свобода», «рабство», «тираны», «трон», «порок», «закон», «власть», «самовластительный злодей» и т. д.), вызывающих столь же строго определенные ассоциации: круг современных идей, выявляющих и формулирующих исторически по- зитивные силы, способные изменить состояние русского общества. «Вольность» прочитывалась как превентивные стихи, относящиеся к александровскому царствованию.
При этом «Вольность» не воспринимается как сухое, логически строгое изложение политической доктрины; пушкинская ода привлекала внимание, прежде всего, как выражение героической, гражданской эмоции — в этом ее смысл и цель. Именно поэтому весьма скромная по своей политической программе «Вольность» воспринималась как произведение откровенно революционное. Публикация оды была исключена; «Вольность» распространялась в списках... выполняя тем самым агитационную роль в период активизации тайных обществ в России... Среди вольнолюбивых стихов Пушкина, за которые поэт был выслан из Петербурга в мае 1820 г., «Вольность» по силе своего оппозиционного звучания занимает первое место; именно она вызвала особенное раздражение властей."
(В. Э. Вацуро и И. С. Чистова, статья "Вольность", издание "Пушкинская энциклопедия. Произведения", выпуск 1 (буква А – Д), СПб, Нестор-История, 2009 г.)
Б. Башилов:
"Как на пример политического радикализма юного Пушкина всегда ссылаются на его оду “Вольность” (1819 г.). Нельзя забывать, что оду “Вольность” Пушкин написал, когда ему было только 18 лет, то есть в пору характерную непостоянством взглядов и поступков. <...>Горячность, неровность юного Пушкина общеизвестны. Этой горячности Пушкина мы обязаны многими “революционным” и “антипатриотическим произведениям” Пушкина. Зная эту черту характера Пушкина, противники правительства, надо думать, не раз сознательно провоцировали Пушкина на резкие выходки против правительства, использовали его талант в своих политических целях. <...>
Только в ранней юности Пушкин написал оду “Вольность”, в которой можно усмотреть подражание Радищевской оде “Вольность”... Но в Пушкинской оде звучат уже настроения совершенно чуждые Радищевским."
(Б. Башилов, "Непонятый предвозвеститель", написано до 1970 г.)
В. В. Пугачев:
"Под «свободой» Пушкин везде подразумевал в «Вольности» конституцию (так же, как Н. И. Тургенев). В этом отношении ода Пушкина принципиально отличается от всех его прежних произведений, в которых «свобода» понималась крайне расплывчато. Итак, пушкинская «Вольность» поднимала те же проблемы, что и тургеневская «программа» в «Арзамасе». И решают эти вопросы и Тургенев и Пушкин одинаково. Поэт находился под явным влиянием будущего лидера Союза Благоденствия. А так как взгляды Н. И. Тургенева влияли на политическую программу и тактику Союза Благоденствия, то и пушкинская «Вольность» оказалась в числе произведений, пропагандировавших политические установки новой тайной организации декабристов. Именно с позиции Союза Благоденствия пушкинская «Вольность» полемизировала с рядом стихотворений Г. Р. Державина и с «Вольностью» Радищева. <...>Ни одного прямого обращения к верховной власти в «Вольности» нет. Пушкин апеллировал к... передовым кругам дворянской общественности. Отсюда и своеобразный «жанр» пушкинской оды. Она явилась, как уже говорилось, стихотворной прокламацией, пропагандировавшей идеи тургеневской «программы»."
(В. В. Пугачев, статья "К вопросу о политических взглядах А. С. Пушкина до восстания декабристов", сборник "Ученые записки", выпуск 18, Саратов, 1969 г.)
Смотрите: Все материалы по творчеству Пушкина
0 Комментарии