Петр I в Полтавской битве. Иллюстрация К. И. Рудакова |
В этой статье представлен анализ особенностей жанра поэмы "Полтава" Пушкина: мнение критиков о жанровой принадлежности произведения.
Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина
Д. Благой об особенностях жанра поэмы "Полтава"
... [В поэме "Полтава"] Пушкин... создает новый жанр "лирической поэмы".
"Лирическая поэма" Пушкина... была ярким выражением настроений и чувствований того социального слоя родовитого деклассированного дворянства... к которому в значительной степени принадлежал и юноша Пушкин.
В "Полтаве" характерно сказывается явное стремление поэта вернуться к прежнему, некогда отвергнутому и осмеянному им жанру.
В рассказ о любовной интриге Мазепы и Марии вдвигается описание важного исторического события - Полтавской битвы. ...Мазепа...обрисованный... самыми непривлекательными, самыми антипатичными чертами, постепенно вытесняется другим образом. Взамен отпавшего от своего коллектива героя-одиночки на первый план выходит фигура другого героя, предводителя коллектива, выразителя его воли и стремлений - эпическая фигура Петра.
Меняется... и самый язык "Полтавы". Наряду с "низкими", "простанородными" выражениями, словарь "Полтавы" изобилует высокими речениями, усеченными формамы и т.д. Этот частичный отказ Пушкина от своей же собственной языковой реформы не без иронии отмечался современными ему критиками. <...>
Вернуться к чистым формам героической поэмы XVIII века Пушкин... не мог.
Современная ему критика с неодобрением отмечала отсутствие единого плана, двойственность композиции, "раздвоение действия" "Полтавы"", заключавшей в себе две или даже "несколько поэм".
С точки зрения канонов и прежней "героической поэмы" и поэмы новой, "байронической", "Полтава", действительно, не выдерживает никакой критики.
Однако в этой "неканоничности" и заключается все художественное своеобразие произведения Пушкина.
В "Полтаве" мы являемся свидетелями своеобразного борения двух жанров - жанра эпической и лирической поэмы, борения, сказывающегося и в двойственности композиции, и в сопоставлении разных героев, и в колебании Пушкина в вопросе о названии поэмы: сперва поэт... хотел назвать ее "Мазепой", в конце концов назвал "Полтавой".
В беззаконном, соединяющем в себе два прямо противоположных жанра произведении Пушкина с исключительной наглядностью отображается живой процесс творческой эволюции поэта, с замечательной яркостью выступают все "откуда" и "куда" и его жизни и его творчества. <...>
...Сторонники старых, "классических форм" в искусстве считали, что Пушкин, осложнив повествование об "одном из самых... счастливых происшествий царствования Петр Великого" романической новеллой о любви Мазепы и Марии, "унизил" самую идею героической поэмы. <...>
"Полтавой" Пушкин вступил на ту "свободную дорогу" одинокого, непризнанного современниками творчества, по которой... двигала его железная логика его социального бытия.
(Д. Благой, очерк "Полтава в творчестве Пушкина". "Московский пушкинист. Статьи и материалы", ч. II, под ред. М. А. Цявловского, Москвка, 1930 г.)
В рассказ о любовной интриге Мазепы и Марии вдвигается описание важного исторического события - Полтавской битвы. ...Мазепа...обрисованный... самыми непривлекательными, самыми антипатичными чертами, постепенно вытесняется другим образом. Взамен отпавшего от своего коллектива героя-одиночки на первый план выходит фигура другого героя, предводителя коллектива, выразителя его воли и стремлений - эпическая фигура Петра.
Меняется... и самый язык "Полтавы". Наряду с "низкими", "простанородными" выражениями, словарь "Полтавы" изобилует высокими речениями, усеченными формамы и т.д. Этот частичный отказ Пушкина от своей же собственной языковой реформы не без иронии отмечался современными ему критиками. <...>
Вернуться к чистым формам героической поэмы XVIII века Пушкин... не мог.
Современная ему критика с неодобрением отмечала отсутствие единого плана, двойственность композиции, "раздвоение действия" "Полтавы"", заключавшей в себе две или даже "несколько поэм".
С точки зрения канонов и прежней "героической поэмы" и поэмы новой, "байронической", "Полтава", действительно, не выдерживает никакой критики.
Однако в этой "неканоничности" и заключается все художественное своеобразие произведения Пушкина.
В "Полтаве" мы являемся свидетелями своеобразного борения двух жанров - жанра эпической и лирической поэмы, борения, сказывающегося и в двойственности композиции, и в сопоставлении разных героев, и в колебании Пушкина в вопросе о названии поэмы: сперва поэт... хотел назвать ее "Мазепой", в конце концов назвал "Полтавой".
В беззаконном, соединяющем в себе два прямо противоположных жанра произведении Пушкина с исключительной наглядностью отображается живой процесс творческой эволюции поэта, с замечательной яркостью выступают все "откуда" и "куда" и его жизни и его творчества. <...>
...Сторонники старых, "классических форм" в искусстве считали, что Пушкин, осложнив повествование об "одном из самых... счастливых происшествий царствования Петр Великого" романической новеллой о любви Мазепы и Марии, "унизил" самую идею героической поэмы. <...>
"Полтавой" Пушкин вступил на ту "свободную дорогу" одинокого, непризнанного современниками творчества, по которой... двигала его железная логика его социального бытия.
(Д. Благой, очерк "Полтава в творчестве Пушкина". "Московский пушкинист. Статьи и материалы", ч. II, под ред. М. А. Цявловского, Москвка, 1930 г.)
Это был анализ особенностей жанра поэмы "Полтава" Пушкина: мнение критиков о жанровой принадлежности произведения.
Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина
0 Комментарии