analiz-oda-volnost-pushkin-osobennosti-sut-smysl-ideja
Пушкин в селе Михаловском.
Художник Н. Н. Ге
Ода "Вольность" является одним из ранних произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.

В этой статье представлена критика об оде "Вольность" Пушкина: отзывы критиков XX века.

Смотрите: 
Все материалы по оде "Вольность"
Все материалы по творчеству Пушкина








Критика об оде "Вольность" Пушкина


И. Виноградов:

"Политический и религиозно-нравственный «либерализм» у Пушкина усиливается и определяется после выхода из лицея. Именно к этому периоду относятся наиболее резкие политические стихи. Это никак нельзя объяснить только биографически, а особенно лишь фактом выхода из школьных стен. Обострение оппозиционных настроений было связано с обострением реакции. Не следует забывать, что лицейский либерализм развивался не без ведома и не без покровительства самого Александра. К концу 10-х и к началу 20-х годов реакция усиливается, и это отражается на лагере либеральном. В эти годы Пушкиным написаны «Деревня», ода «Вольность» и ряд политических эпиграмм, навлекших на него правительственную опалу. <...>

Если мы посмотрим теперь на внутреннее содержание «свободы» в пушкинском понимании, то увидим, что она неразлучна с «просвещением» и «законом». «Учися в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить» говорит Пушкин в «Деревне». Не случаен в конце стихотворения и эпитет «свободы» — «просвещенная». В «Вольности» он пишет: «Везде неправедная власть, в сгущенной мгле предрассуждений воссела»."
(И. Виноградов, "Путь Пушкина к реализму", часть 2, 1934 г.)


Д. Д. Благой:

"«Вольность» написана Пушкиным в 1817 или 1819 г. Непосредственным образом послужила ему знаменитая ода "Вольность" русского революционного писателя XVIII в. А. Н. Радищева... Сам Пушкин указывает на это в черновой редакции своего стихотворения "Памятник", говоря, что он "долго будет любезен народу", тем, что "вслед Радищеву восславил" свободу. Стихотворение Пушкина носит значительно более умеренный характер, чем ода Радищева, но в нем, по мнению новейших исследователей, содержатся намеки на косвенное участие царя Александра в убийстве его отца Павла I, что и явилось одной из основных причин ссылки Пушкина в 1820 г. на юг.

При жизни Пушкина стихотворение распространялось в большом количестве списков. Полностью могло быть напечатано в России только после революции."
(Д. Д. Благой, комментарий к оде "Вольность", книга "А. С. Пушкин. Избранная лирика" под ред. Д. Д. Благого, Москва, из-во "Художественная литература", 1935 г.)


М. Храпченко:

"В 1817 Пушкин написал стихотворение «Вольность», которым начинается цикл произведений политической лирики. В них поэт подвергнул острой критике феодально-крепостнический строй. <...>

Политические стихотворения Пушкина — ненапечатанные — распространялись в рукописном виде и сыграли огромную роль. Правительство Александра I, обеспокоенное популярностью вольнодумных стихотворений («Вольность», «Деревня», «Ноэль», политические эпиграммы), намеревалось сослать Пушкина в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей (Жуковского, А. Тургенева, Карамзина) Пушкин в мае 1820 был выслан на юг России."
(М. Храпченко, статья "Пушкин А. С." в "Литературной энциклопедии", 1935 г.)


Б. В. Томашевский:

"Политическая идеология "Вольности" свидетельствует о влиянии на Пушкина умеренных либеральных идей, получивших господство в западной публицистике после восстановления Бурбонов. <...>

Пушкин провозглашает сочетание отвлеченной "вольности" с "мощными законами". Этот закон превыше "народа" и "царей". Попрание закона царем, так же как и народом, противно Пушкину." (Б. В. Томашевский, очерк "Пушкин", книга "А. Пушкин. Памятка (статьи и материалы для доклада)", 1937 г.)


Д. Гершензон:

"Взгляды молодого поэта более четко определились в тот период его творчества (1817—25), когда он непосредственно столкнулся с общественной средой и сблизился с будущими деятелями движения декабристов. С ростом политического сознания Пушкина росло его поэтическое мастерство, он создает насыщенную глубоким содержанием, яркую по своему художественному выражению политическую лирику. В стихотворениях «Вольность» (1817), «Сказки» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. поэт призывает к освобождению России от рабства и произвола. В этих стихотворениях так же, как и в написанных позже («Кинжал», 1821, и «Андре Шенье», 1825). Пушкин бросает призыв к восстанию. В политической лирике Пушкин, служившей мощным средством революционной пропаганды, социальный протест и революционный призыв звучат страстно и бурно, политические мысли выражены четко и ярко. В стихотворении «Вольность» поэт угрожающе восклицает: "Тираны мира! трепещите!". <...>

Однако в стихотворениях «Вольность» и «Деревня» Пушкин допускает путь законодательных реформ и верит в возможность увидеть «рабство, падшее по манию царя». Это противоречие между стремлением увидеть «народ неугнетенный» и надеждой, что царь сам уничтожит рабство, можно объяснить влиянием в тот период на Пушкина деятелей Северного общества декабристов, выступавших за отмену крепостного права и вместе с тем за сохранение конституционной монархии. Политические стихотворения Пушкина занимают значительное место в его творчестве. Они являются ярким подтверждением его революционных убеждений."
(Д. Гершензон, статья "Пушкин А. С." в "Большой советской энциклопедии", 1940 г. (том 47))


Ю. М. Лотман:

"...Начало оды «Вольность» — демонстративный отказ от любовной поэзии и обращение к вольнолюбивой Музе. ...Идея осуждения любовной поэзии и противопоставление ей поэзии политической была почти всеобщей в декабристских и близких к ним кругах. <...> Ода «Вольность» выражала политические концепции Союза Благоденствия..."
(Ю. М. Лотман, "А. С. Пушкин. Биография писателя", глава 2, 1981 г.)


Это была критика об оде "Вольность" А. С. Пушкина: отзывы критиков XX века.

Смотрите: 
Все материалы по оде "Вольность"