moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Туча" была впервые опубликована в сборнике Крыловым в журнале "Сын Отечества" в 1815 г. Время написания басни неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Туча" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Туча" Крылова


Мораль басни "Туча" заключается в том, что по-настоящему добрые и великодушные поступки совершаются не ради похвалы, а ради реальной помощи нуждающимся. В своей басни Крылов осуждает такие человеческие недостатки, как лицемерие, эгоизм, глупость, безразличие, раздутое тщестлавие и самолюбие, неразумное отношение к деньгам и т.д.

По словам исследователей, Крылов направил эту басню против псковского губернатора князя Петра Ивановича Шаховского. Во время голода в своей губернии зимой 1811-1812 гг. губернатор Шаховской скрывал от начальства настоящее положение дел о голоде. Однако в августе 1812 г. Шаховской был награжден чином тайного советника.

Мораль басни также отражена в русских народных пословицах:
"Коли хорош, так не хвались, тебя и так заметят." 
"Лучше оставаться незаметным, чем выскочкой." 
"Не хвали себя, а старайся, чтобы другие хвалили тебя." 
"Если ты велик, будь скромен." 
"Дурак любит красное, а умный - ясное." (красное - то есть красивое) 
"Не столько соображает, сколько воображает."
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" комментируют суть и смысл басни следующим образом:
"Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и "благодетелей", Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: "Добрая Лисица", "Кошка и Соловей", "Туча", "Мирон"... Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей. <...> 
Туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своею щедростью. Не помогла краю, вымирающему от засухи, разбросала свои богатства там, где в них никакой нужды не было, и... хвалилась! 
Мало ли богачи бросают денег по-пустому. Это, конечно, не хорошо. Но куда ни шло, если бестолково растрачивая свое имущество, они не суются в "благодетели"... А вот богатый бросил свое богатство в море - и хвастает, как бы ждет похвалы, уважения от людей! 
Не так-то легко достается уважение. <...> Ни перед Богом, ни перед людьми не ценен дар, сделанный из тщеславия, или еще, пожалуй, в надежде получить медаль, крестик, чинишко, попасть на вид к важному лицу. 
Не стоит уважения подрядчик, купец, что на показ отваливает капиталы в учреждения, и без того богатые... и не дает гроша на постройку храма, школы, приюта, на хлеб туда, где на сто верст кругом нигде ни помолиться, ни поучиться, ни больному, калеке, старику, сироте голову склонить; где голодному хлеба, погорелому бревна не добыть... Что грубой душей до людской нужды!
К тому же кто не знает, что добрая половину "пожертвований", сделанных с шумом, на показ, делается из денег, нажитых чужим потом, обидой, прижимкой..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть и смысл басни заключаются в следующем:
"Себялюбие, лицемерная и глупая доброта. <...> Естественно заботиться о себе, но следует думать и о других и не только желать, но и делать добро всем, особенно же обездоленным и беспомощным. <...> И добро надо делать умеючи: хороша милостыня во время скудости; бесполезно и бестолково расточать свои благодеяния там, где в них вовсе не нуждаются ("Туча")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни "Туча" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.