Неизвестный автор. 1817 г. |
В этой статье представлена критика о повести "Наталья, боярская дочь" Карамзина: отзывы о произведении, анализ, суть, смысл, идея повести.
Смотрите:
Критика о повести "Наталья, боярская дочь" Карамзина
А. М. Скабичевский:
"...Впечатление крайней несообразности сентиментализма с допетровскою стариною производит первая историческая повесть Карамзина – "Наталья, боярская дочь", написанная им в 1793 г.
В начале повести Карамзин препосылает своему рассказу вступление, в котором он высказывает свое умиление перед старою Русью и любовь к давно прошедшим временам. <...> Но иное дело умиляться перед русскою стариною, иное дело знать и понимать ее... Карамзин... на деле показывает только, какое смутное представление имели в то время об этой старине даже такие люди, как Карамзин... <...>
...При чем тут старая русская жизнь и древность. Единственные хоть сколько-нибудь исторические черты заключаются разве в том, что сентиментальная барышня в духе современниц Карамзина живет в тереме, встречается со своим любимым не иначе как в церкви, и затем этот любезный, Алексей Любославский, подкупивши нянюшку, пронимает в терем для того, чтобы объясниться ей в любви опять-таки во вкусе 90-х годов прошлого столетия. <...>
Но если до сих пор рассказ очень мало имел точек соприкосновения с допетровской стариною, то далее он совершенно выходит из исторических рамок. Возгорается война с литовцами... <...> В конце концов русские побеждают и победой своей оказываются обязанными исключительно Алексею. Он с триумфом въезжаеь в Москву и затем следует трогательная сцена всеобщего примирения и прощения.
Как ни кажется нам все это курьезно, но до какой степени в свое время эта первая историческая повесть на Руси производила в продолжении, по крайней мере, тридцать лет глубокое и обаятельное впечатление..."
(А. М. Скабичевский, "Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики", СПб, 1890 г.)
(Белецкий А., Бродский Н. Сентиментализм // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 10. — [М.: Худож. лит., 1937]. — Стб. 645—651.)
(Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. — Стб. 335—342.)
"Идиллией является... повесть «Наталья, боярская дочь», но действие последней отнесено Карамзиным в давно прошедшие времена). Стремление к идиллии и ее невозможность, недостижимость кладут на «чувствительную повесть» ту «печать меланхолии», которая составляет характернейшую особенность всего творчества Карамзина. Эта «меланхолия» обусловлена не только непрочностью настоящего и опасениями за будущее, но и тоской о прошлом."
(Благой Д. Карамзин // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 107—116.)
Как на Западе, так и в России сентиментальный роман исчез вместе с прекращением сентиментального направления, уступив место психологическому и реалистическому роману эпохи романтизма."
(Розанов М.. Сентиментальный роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 767—772.)
(Храпченко М., Розенфельд Б., Гудзий Н., Белецкий А., М. Габель, А. Цейтлин, Б. Михайловский, Р. Мессер. Русская литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 10. — [М.: Худож. лит., 1937]. — Стб. 88—397.)
Это была критика о повести "Наталья, боярская дочь" Н. Карамзина: отзывы о произведении, анализ, суть, смысл, идея повести.
Смотрите:
В начале повести Карамзин препосылает своему рассказу вступление, в котором он высказывает свое умиление перед старою Русью и любовь к давно прошедшим временам. <...> Но иное дело умиляться перед русскою стариною, иное дело знать и понимать ее... Карамзин... на деле показывает только, какое смутное представление имели в то время об этой старине даже такие люди, как Карамзин... <...>
...При чем тут старая русская жизнь и древность. Единственные хоть сколько-нибудь исторические черты заключаются разве в том, что сентиментальная барышня в духе современниц Карамзина живет в тереме, встречается со своим любимым не иначе как в церкви, и затем этот любезный, Алексей Любославский, подкупивши нянюшку, пронимает в терем для того, чтобы объясниться ей в любви опять-таки во вкусе 90-х годов прошлого столетия. <...>
Но если до сих пор рассказ очень мало имел точек соприкосновения с допетровской стариною, то далее он совершенно выходит из исторических рамок. Возгорается война с литовцами... <...> В конце концов русские побеждают и победой своей оказываются обязанными исключительно Алексею. Он с триумфом въезжаеь в Москву и затем следует трогательная сцена всеобщего примирения и прощения.
Как ни кажется нам все это курьезно, но до какой степени в свое время эта первая историческая повесть на Руси производила в продолжении, по крайней мере, тридцать лет глубокое и обаятельное впечатление..."
(А. М. Скабичевский, "Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики", СПб, 1890 г.)
Статья в "Литературной энциклопедии":
"Слабые ростки правдоподобия заметны.. в так называемом историческом романе сентиментальной школы. Попытки на основании документов, семейной хроники, предания нарисовать прошлое облекались в форму привычной идиллии или фантастики: «Наталья боярская дочь» [1792], «Марфа Посадница или покорение Новгорода» [1803] Карамзина... следуя иногда довольно точно мелким фактам исторического характера, давали ложную идеализацию давно прошедшего."(Белецкий А., Бродский Н. Сентиментализм // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 10. — [М.: Худож. лит., 1937]. — Стб. 645—651.)
Д. Д. Благой:
"В России с первой оригинальной попыткой исторического «повествования» сталкиваемся в основанной, по уверению автора, на исторической истине повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» (1792). Однако, трудность овладения исторической эпохой в ней не только не разрешена, но и осознана автором, как неразрешимая. <...> В результате этого осознания действующие лица повести и говорят, и чувствуют на современном Карамзину литературном жаргоне сентиментализма."(Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. — Стб. 335—342.)
"Идиллией является... повесть «Наталья, боярская дочь», но действие последней отнесено Карамзиным в давно прошедшие времена). Стремление к идиллии и ее невозможность, недостижимость кладут на «чувствительную повесть» ту «печать меланхолии», которая составляет характернейшую особенность всего творчества Карамзина. Эта «меланхолия» обусловлена не только непрочностью настоящего и опасениями за будущее, но и тоской о прошлом."
(Благой Д. Карамзин // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 107—116.)
М. Розанов:
"...Главным проводником сентиментального романа в русскую литературу был Н. М. Карамзин с его «Письмами русского путешественника» (1790), «Бедною Лизою» (1792), «Натальею, боярскою дочерью» (1792) и др. Особенно восхищаясь Руссо и Стерном... Карамзин черпал также из Фильдинга, Бернардена де Сен-Пьера и мн. др. сентименталистов. К школе Карамзина принадлежали В. Измайлов... Кн. Шаликов... А. Измайлов... И. Свечинский... В. А. Жуковский с повестью «Марьина роща» (1809) и др. Крайности сентиментализма были осмеяны Шаховским в комедии «Новый Стерн» (1807).Как на Западе, так и в России сентиментальный роман исчез вместе с прекращением сентиментального направления, уступив место психологическому и реалистическому роману эпохи романтизма."
(Розанов М.. Сентиментальный роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 767—772.)
Статья "Русская литература" в "Литературной энциклопедии":
"Сентиментализм со всей силой развернул культ интимных переживаний человека, наделив своих героев неизменной чувствительностью, меланхолией (по определению Карамзина, «страстью нежных, кротких душ»), взаимной дружбой, идеальной любовью, чуждающейся всего плотского и более походящей на «дружескую влюбленность» («amitié amoureuse»). Сентименталисты создали целый ряд новых, до них не фигурировавших в художественной литературе жанров. В прозе они культивировали: сентиментальное путешествие («Письма русского путешественника» Карамзина... историческую повесть из русского прошлого («Наталья боярская дочь», «Марфа Посадница» Карамзина, «Вадим Новгородский» Жуковского и др.)... Но самым популярным жанром русского сентиментализма была бесспорно сжатая по объему, насыщенная мягким лиризмом и вместе с тем драматичная «чувствительная повесть». За созданной в этой манере «Бедной Лизой» последовало множество подражаний и вариаций на ту же тему..."(Храпченко М., Розенфельд Б., Гудзий Н., Белецкий А., М. Габель, А. Цейтлин, Б. Михайловский, Р. Мессер. Русская литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 10. — [М.: Худож. лит., 1937]. — Стб. 88—397.)
Это была критика о повести "Наталья, боярская дочь" Н. Карамзина: отзывы о произведении, анализ, суть, смысл, идея повести.
Смотрите:
0 Комментарии