Мужской портрет. Художник Поль Сезан
Мужской портрет.
Художник Поль Сезан
Господин Тригорин является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы "Чайка" А. П. Чехова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Тригорина в пьесе "Чайка" Чехова: образ, описание в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по пьесе "Чайка"
Все материалы по творчеству Чехова








Тригорин в пьесе "Чайка" А. П. Чехова


Полное имя героя – Борис Алексеевич Тригорин:
"Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист."
Господин Тригорин является известным писателем, беллетристом, о котором пишут во всех газетах. Его произведения переводят на иностранные языки:
"...Тригорин, беллетрист." 
"...но он уже знаменит и сыт по горло…" 
"Известный писатель…" (Нина) 
"...знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки..."
Возраст Бориса Алексеевича Тригорина – 30-40 лет:
"Сорок лет будет ему еще не скоро..." 
"Нина. "Он молод? 
Треплев. Да."
О внешности Тригорина известно следующее:
"И этот лоб мой, и глаза мои, и эти прекрасные шелковистые волосы тоже мои…" (госпожа Аркадина)
Тригорин – умный, простой, меланхоличный и порядочный человек, по мнению Константина Треплева (к середине пьесы мнение Константина меняется в худшую сторону):
"Человек умный, простой, немножко, знаешь, меланхоличный. Очень порядочный. Сорок лет будет ему еще не скоро, но он уже знаменит и сыт по горло…" (Константин Треплев) 
"Какие у него чудесные рассказы!" (Нина)
Писатель Тригорин состоит в любовных отношениях с актрисой Аркадиной, которая заметно старше его (ей 43 года):
"Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса." 
"...она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом..." (Константин Треплев о своей матери и Тригорине)
Он благородный человек с простой душой, по мнению влюбленной в него Аркадиной:
"Не конфузьтесь, милая. Он знаменитость, но у него простая душа. Видите, он сам сконфузился." (Аркадина) 
"Это благороднейшая личность…" (Аркадина)








Тригорин – умный, талантливый писатель, по мнению Аркадиной:
"Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России… У тебя столько искренности, простоты, свежести, здорового юмора…"
Он является талантливым писателем, по мнению Константина Треплева в начале пьесы. В середине пьесы молодой человек меняет свое мнение о Тригорине:
"Что касается его писаний, то… как тебе сказать? Мило, талантливо… но… после Толстого или Зола не захочешь читать Тригорина." 
"А я не уважаю. Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею, от его произведений мне претит."
Он простой человек, по мнению Маши:
"Желаю вам! Вы человек простой, жалко с вами расставаться."
Писателю Тригорину очень нравится рыбалка:
"Я люблю удить рыбу. Для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок." 
"И не странно ли, знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки, а он целый день ловит рыбу и радуется, что поймал двух голавлей."
Будучи известным и талантливым человеком, Тригорин, судя по всему, не чувствует себя счастливым:
"Нина. <...> ...другим же, как, например, вам, – вы один из миллиона, – выпала на долю жизнь интересная, светлая, полная значения… Вы счастливы… 
Тригорин. Я? (Пожимая плечами.) Гм… Вы вот говорите об известности, о счастье, о какой‑то светлой, интересной жизни, а для меня все эти хорошие слова, простите, все равно что мармелад, которого я никогда не ем. Вы очень молоды и очень добры. 
Нина. Ваша жизнь прекрасна! 
Тригорин. Что же в ней особенно хорошего? (Смотрит на часы.)"
Тригорин считает свою жизнь дикой, из-за того что он все время должен писать:
"День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен писать, я должен… Едва кончил повесть, как уже почему‑то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую… Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь! Вот я с вами, я волнуюсь, а между тем каждое мгновение помню, что меня ждет неоконченная повесть."
Писатель Тригорин признается Нине Заречной, что ему нет покоя от самого себя из-за его профессии:
"Когда кончаю работу, бегу в театр или удить рыбу; тут бы и отдохнуть, забыться, ан – нет, в голове уже ворочается тяжелое чугунное ядро – новый сюжет, и уже тянет к столу, и надо спешить опять писать и писать. И так всегда, всегда, и нет мне покоя от самого себя, и я чувствую, что съедаю собственную жизнь..."
Несмотря на свой успех и талант, Тригорину кажется, что окружающие на самом деле не восхищаются им и считают его сумасшедшим:
"...мне кажется, что это внимание знакомых, похвалы, восхищение – все это обман, меня обманывают, как больного, и я иногда боюсь, что вот‑вот подкрадутся ко мне сзади, схватят и повезут, как Поприщина, в сумасшедший дом."
Тригорину неприятно, что публика считает и всегда будет считаеть его хуже Толстого или Тургенева:
"А публика читает: «Да, мило, талантливо… Мило, но далеко до Толстого», или: «Прекрасная вещь, но „Отцы и дети“ Тургенева лучше». И так до гробовой доски все будет только мило и талантливо, мило и талантливо – больше ничего, а как умру, знакомые, проходя мимо могилы, будут говорить: «Здесь лежит Тригорин. Хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева»."
Тригорин также признается, что никогда не любил себя как писателя:
"Нина. Простите, я отказываюсь понимать вас. Вы просто избалованы успехом. 
Тригорин. Каким успехом? Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя."
Тригорин считает себя писателем, фальшивым до мозга костей, кроме тех случаев, когда он пишет о пейзажах:
"...я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив, и фальшив до мозга костей."
Писатель Тригорин называет себя безвольным человеком, вялым, рыхлым и покорным:
"У меня нет своей воли… У меня никогда не было своей воли… Вялый, рыхлый, всегда покорный..."
Он бесхарактерный человек, по мнению Константина Треплева:
"...а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там."  
Он является трусливым человеком, по мнению того же Константина:
"...благородство не помешало ему сыграть труса. Уезжает. Позорное бегство!" (Треплев)
Юная девушка Нина Заречная влюбляется в Тригорина и восхищается его талантом и успехом:
"Ах, я так рада… (Сконфузившись.) Я всегда вас читаю…" (Нина) 
"Пусть вы недовольны собою, но для других вы велики и прекрасны!" (Нина - Тригорину)
Тригорин тоже увлекается Ниной и ради нее хочет оставить госпожу Аркадину, с которой живет:
"Аркадина (в сильном волнении). Ты так увлечен? 
Тригорин. Меня манит к ней! Быть может, это именно то, что мне нужно." 
"...я говорю с тобою, а сам будто сплю и вижу ее во сне… Мною овладели сладкие, дивные мечты… Отпусти…"
В лице Нины герой находит "поэтическую любовь", которую до этого никогда не испытывал:
"Тригорин. Если захочешь, ты можешь быть необыкновенною. Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, – на земле только она одна может дать счастье! Такой любви я не испытал еще… В молодости было некогда, я обивал пороги редакций, боролся с нуждой… Теперь вот она, эта любовь, пришла наконец, манит… Какой же смысл бежать от нее? 
Аркадина (с гневом). Ты сошел с ума! 
Тригорин. И пускай."
Нина убегает из дома в Москву, где живет с Тригориным. От этой связи у Нины рождается ребенок, который вскоре умирает. Тем временем герой изменяет Нине и в конце концов бросает ее:
"Треплев. Она убежала из дому и сошлась с Тригориным. Это вам известно? 
Дорн. Знаю. 
Треплев. Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно."
Живя с Ниной, господин Тригорин не поддерживает ее и смеется над ее мечтами. В результате Нина теряет веру в себя, падает духом и становится посредственной актрисой:
"Да... Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом... А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького... Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно... Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно. Я — чайка. Нет, не то..."
После разрыва с Ниной Тригорин возвращается к госпоже Аркадиной, которая, судя по всему, с радостью принимает его назад:
"Значит, она привезла его с собою?" (о Тригорине и Аркадиной)
По словами Нины, Тригорин погубил ее, как случайный охотник губит чайку от нечего делать:
"Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил..."
Несмотря на все причиненные страдания, Нина Заречная продолжает любить этого негодяя, который бросил ее. Девушка живет одна и работает в провинциальных театрах:
"Когда увидите Тригорина, то не говорите ему ничего... Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде... Сюжет для небольшого рассказа... Люблю, люблю страстно, до отчаяния люблю."

Такова цитатная характеристика Тригорина в пьесе "Чайка" А. П. Чехова, образ, описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по пьесе "Чайка"
Все материалы по творчеству Чехова