Матрена. Рассказ "Матренин двор". Художник В. Бритвин |
Рассказ "Матренин двор" является одним из самых известных произведений знаменитого русского писателя А. Солженицына.
В этой статье представлены ответы на вопросы: кто виноват в смерти Матрены в рассказе "Матренин двор", каковы причины гибели Матрены Васильевны Григорьевой.
Смотрите:
- Все материалы по рассказу "Матренин двор"
Кто виноват в смерти Матрены в рассказе "Матренин двор"?
Если обратиться к тексту рассказа, в одном из эпизодов автор прямо говорит о том, что Фаддей своей жадностью убил Матрену, главную героиню рассказа:
"И именно это — что одни сани дразнили, ждали с готовым тросом, а вторые еще можно было выхватывать из огня — именно это терзало душу чернобородого Фаддея всю пятницу и всю субботу. Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер."
Однако, помимо Фаддея, в смерти Матрены в той или иной степени виноваты и другие люди. Приведем список всех героев, которые по-своему причастны к этой трагедии:
- жадный Фаддей, который любой ценой хочет перевезти горницу за одну ночь
- машинисты паровоза, которые ведут состав без включенных фар
- муж Киры, который не предупреждает работников на станции о том, что трактор будет перевозить горницу через переезд; он должен был бы предупредить станцию и он знает об этом правиле
- управление железной дороги, которое не установило шлагбаум на столь оживленном переезде
- сама Матрена, которая ночью без необходимости отправилась со своей горницей вместо того, чтобы остаться дома
Жадность Фаддея
Как известно, историю с перевозом горницы затевает Фаддей. Именно он буквально принуждает Матрену отдать горницу Кире, дочери Фаддея, чтобы та с мужем поставили эту горницу на своем участке. Если бы не жадность и упрямство Фаддея, горница бы оставалась у Матрены и никто бы не погиб:
"В ту ночь в уральском скором тысяча жизней людей, мирно спавших на первых и вторых полках при полусвете поездных ламп, должна была оборваться. Из-за жадности нескольких людей: захватить участок земли или не делать второго рейса трактором.
Из-за горницы, на которую легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать."
"На переезде — горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани, самодельные, на переезде застряли и разваливаться начали — Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней. Отвезли чуток первые — за вторыми вернулись, трос ладили — тракторист и сын Фаддея хромой, и туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрену."
"Машинист все смотрел, чтобы с Черустей поезд не нагрянул, его б фонари далеко видать, а с другой стороны, от станции нашей, шли два паровоза сцепленных — без огней и задом. Почему без огней — неведомо, а когда паровоз задом идет — машинисту с тендера сыплет в глаза пылью угольной, смотреть плохо. Налетели — и в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями. Трактор изувечили, сани в щепки, рельсы вздыбили, и паровоза оба набок."
"— Да как же они не слышали, что паровозы подходят?— Да трактор-то заведенный орет."
"Выступало так, что муж ее был виновен вдвойне: он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов — и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе."
"А муж Киркин — ни царапины. Хотел повеситься, из петли вынули. Из-за меня, мол, тетя погибла и брат. Сейчас пошел сам, арестовался. Да его теперь не в тюрьму, его в дом безумный. Ах, Матрена-Матренушка!..."
"Впрочем, тракторист уже ушел от людского суда. А управление дороги само было виновно и в том, что оживленный переезд не охранялся, и в том, что паровозная сплотка шла без фонарей. Потому-то они сперва все старались свалить на пьянку, а теперь замять и самый суд."
"Отвезли чуток первые — за вторыми вернулись, трос ладили — тракторист и сын Фаддея хромой, и туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрену. Чтó она там подсобить могла мужикам? Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озеро не сшиб, под прорубь. И зачем на переезд проклятый пошла? — отдала горницу, и весь ее долг, рассчиталась..." (Маша о Матрене)
0 Комментарии