analiz-komedija-revizor-gogol "Ревизор". Художник А. Константиновский
"Ревизор".
Художник
А. Константиновский
Комедия "Ревизор" является выдающимся произведением великого писателя Николая Васильевича Гоголя.

В этой статье представлен анализ комедии "Ревизор" Гоголя, краткий разбор сюжета и героев пьесы литературоведом С. З. Бураковским.

Источник цитат: книга С. З. Бураковского "Ревизор Н. В. Гоголя. 1836-1886 г." (1886 г.).

Смотрите: 
Все материалы по комедии "Ревизор"



Анализ комедии "Ревизор" Гоголя, разбор произведения


"...главное действующее лицо – городничий Сквозник-Дмухановский: ...в его характере выражается, главным образом, идея пьесы. 

Городничий – человек неглупый, но ум его – ум практика-чиновника старых времен, который "не любит пропускать того, что плывет в руки", умеет взяться за какое-нибудь дельце и ловко вывернуться из затруднительных обстоятельств. <...>

Но практичность ума зачастую смешивается с плутовством...: он дает плутовской совет почтмейстеру распечатывать письма, и даже сам о себе говорит, что обманывал мошенников... С плутовством соединено в городничем и весьма тонкое лицемерие. На службу он смотрит как на источник личного обогащения, ибо общественные интересы для него чужды... <...>

Главные черты в характере городничего, против которых особенно направлена насмешка писателя – это взяточничество и произвол. Городничий берет взятки и деньгами и натурой, не гнушается даже и таким черносливом, который... по сети лет лежит в бочке. Он отлично понимает, что ему, как главному начальнику города, все должны подчиняться – отсюда его безграничный произвол... <...>

Отсутствие всякого нравственного образования, а стало быть и сознания общественного долга, побуждает городничего прибегать к дурным средствам ради личного благосостояния. Он, правда, понимает, что средства эти безнравственны; но оправдывает себя такими принципами...: что казенного жалованья не хватает на чай и сахар, ... что, наконец, все так делают. Принцип "все так делают" заглушает совесть городского управителя... Так очерчена в комедии личность главного ее героя.

Сходны с ним во многом и другие представители уездной администрации, выведенные в пьесе: все они взяточники и казнокрады, все совершенно одинаково относятся к службе, начальству, к личным интересам.

Попечитель богоугодных заведений нисколько не заботится о больных: они ходят у него в грязных колпаках и походят по одежде на кузнецов. Судья таков же: у него в передней суда сторожа заводят домашних гусей с маленькими гусенятами... <...>

Но есть у чиновников и такие черты, которые несколько отличают их друг от друга. Почтмейстер Шпекин ужасно любит узнать, что нового есть на свете и преспокойно распечатывает и читает чужие письма, приходящие в контору... 

Судья Ляпкин-Тяпкин слывет за уездного либерала: он "собственным умом" дошел до таких мыслей и разговоров, от которых, по выражению городничего, волосы дыбом становятся. Смотритель богоугодных заведений – любитель доносов.




Галерея типов уездных обывателей прекрасно дополняется типами жены и дочери городничего и городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

Анна Андреевна – это тип уездной кокетки: она пресерьезно спорит с дочерью о том, в каких платьях лучше всего явиться им обеим перед Хлестаковым, заискивает с последним и, забывая свое положение матери, бесцеремонного, с апломбом заявляет, что она понравилась Хлестакову, что он больше поглядывал на нее, чем на дочь.

Марья Антоновна – образец провинциальной русской барышни тридцатых годов, она – любительница альбомных стихов, существо безответное и в высшей степени наивное. 

Бобчинский и Добчинский ... это городские шуты, уездные сплетники: их все знают, как дураков, и обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства. Они бессознательно это чувствуют, и потому изо всей мочи перед всеми подличают, и, чтобы их терпели..., всем подслуживаются новостями и сплетнями, составляющими ... жизнь уездных городков. Вообще с ними обращаются без чинов, как с собаками и кошками: надоедят – выгоняют. Их дни проходят в шатании и собирании новостей и сплетней. <...>

Бобчинский несколько отличается от Добчинского. Он заражен мелким и глупым тщеславием. <...>

Так очерчена Гоголем картина современного ему уездного общества. Пустота и пошлость – его главнейшие черты... Чиновники смотрят на службу как на источник личного обогащения и потому не считают дурным обкрадывать казну, купцы плутуют и мошенничают заодно с управителями, делясь с ними полученными барышами, дамы, а за ними мужчины, подобные Бобчинскому, занимаются сплетничеством. 

Вот какого рода людей изображает автор в своей комедии. Их невежество, наивность, их взгляды и понятия невольно поражают образованного читателя: некоторыми казалось даже, что все это – одна карикатура, что ничего подобного в действительности не бывает. 

Но комик изобразил не случайные, исключительные характеры; действующие лица комедии – это живые, в высшей степени оригинальные типы: по ним, как по историческим документам, современный читатель может легко воссоздать картину того нравственного и умственного состояния, в котором находилась русская провинция в тридцатых годах ...[XIX] столетия.

В противоположность провинциалам Гоголь в лице Хлестакова изображает человека из совершенно другой среды и обстановки. Типы уездных чиновников – это продукт захолустного быта...; они, благодаря успехам образованности и развитию общественной жизни, пожалуй, уже и невозможны в настоящее время. Черты же, представленные в Хлестакове, можно встретить и теперь...

Хлестаков – столичный франт и щеголь, пустейший человек из самых бестолковых; чтобы занять свою пустоту и удовлетворить чувство мелкого тщеславия, он мотает деньги, присылаемые ему отцом, и зачастую доходит до того, что пускает в оборот платье, за бесценок продает его на рынке. <...>

Хлестаков ... вовсе не надувает уездных чиновников; он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит, тому, что говорит. Он развернулся, он в духе, видит, что все идет хорошо, его слушают, и поэтому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души... <...> 

...Хлестаков принадлежит к тому разряду людей, которые не могут думать, которые, действуя и говоря без всякого соображения, не в состоянии остановить внимания на какой-нибудь самой простой мысли. Вот почему Хлестаков долго не понимает своего положения среди уездных чиновников, не сразу соглашается с предложением лакея Осипа уезжать из города...

Казнокрадство, взяточничество, произвол, низость и подлость, прикрытые маской благопристойности, плутовство и образцовое невежество – вот те черты и пороки, против которых направлена сатира автора. <...> ...идеальной личности в Ревизоре нет. <...> Писатель хотел остаться верным жизненной правде. <...> 

...в комедии Гоголя ... является все-таки одно честное лицо, которое сразу незаметно. Это честное лицо есть смех. <...> 

...в комедии Гоголя затронут был один из важнейших общественных вопросов, вопрос об отношении тогдашних должностных лиц к своим обязанностям и к закону. В этом заключается, главным образом, истинный смысл комедии, ее общественное значение."

(Источник: С. З. Бураковский, книга "Ревизор Н. В. Гоголя. 1836-1886 г.", 1886 г.)



Это был анализ комедии "Ревизор" Гоголя, краткий анализ сюжета и героев произведения литературоведом С. З. Бураковским.