Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. Александрова |
В этой статье представлены материалы о том, какие герои (персонажи, действующие лица) являются главными и второстепенными в комедии "Горе от ума" Грибоедова.
Главные и второстепенные герои комедии "Горе от ума" Грибоедова
"Лица, составляющие сию пьесу, можно разделить на три разряда: первостепенные, второстепенные и третьестепенные.
Это разделение основывается не на важности их относительно хода пьесы; ибо, говоря правду, все они принимают в нем равное участие, или лучше, равно не участвуют; но на большей и подробнейшей выработанности их характерных физиономий.
К первостепенным лицам относятся: Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна. <...>
К второстепенным лицам комедии мы причисляем: Скалозуба, Репетилова и Лизу; первых потому, что они привязаны слишком слабо к целому составу пьесы; последнюю потому, что физиономия ее заключает в себе слишком много общего и условного. <...>
Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и разъезжающиеся в четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы: ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества."
(Н. И. Надеждин, "«Горе от ума»". Комедия в четырех действиях А. Грибоедова", 1831 г.)
"Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в «Горе от ума» есть еще вереница образов, воссоздаваемых в беседах и монологах; без них не закончена была бы картина грибоедовской Москвы, не полон был бы идейный состав пьесы: мадам Розье, танцмейстер Гильоме, вельможный Максим Петрович, брат Скалозуба, московские старички и дамы, чахоточный «книгам враг», княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, Лахмотьев Алексей и, наконец, держащая в страхе всю Москву «княгиня Марья Алексевна».
Мастерским приемом реплик и беглых упоминаний драматург вычерчивает один за другим эти мимолетные образы и насыщает ими наше сознание. Некоторые из этих образов разработаны великолепно и своей значительностью превышают иных «действующих»."
(Н. К. Пиксанов, "А. С. Грибоедов. «Горе от ума»" под ред. Н. К. Пиксанова, серия "Литературные Памятник", изд-во «Наука», М. 1969 г.)
К первостепенным лицам относятся: Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна. <...>
К второстепенным лицам комедии мы причисляем: Скалозуба, Репетилова и Лизу; первых потому, что они привязаны слишком слабо к целому составу пьесы; последнюю потому, что физиономия ее заключает в себе слишком много общего и условного. <...>
Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и разъезжающиеся в четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы: ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества."
(Н. И. Надеждин, "«Горе от ума»". Комедия в четырех действиях А. Грибоедова", 1831 г.)
"Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в «Горе от ума» есть еще вереница образов, воссоздаваемых в беседах и монологах; без них не закончена была бы картина грибоедовской Москвы, не полон был бы идейный состав пьесы: мадам Розье, танцмейстер Гильоме, вельможный Максим Петрович, брат Скалозуба, московские старички и дамы, чахоточный «книгам враг», княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, Лахмотьев Алексей и, наконец, держащая в страхе всю Москву «княгиня Марья Алексевна».
Мастерским приемом реплик и беглых упоминаний драматург вычерчивает один за другим эти мимолетные образы и насыщает ими наше сознание. Некоторые из этих образов разработаны великолепно и своей значительностью превышают иных «действующих»."
(Н. К. Пиксанов, "А. С. Грибоедов. «Горе от ума»" под ред. Н. К. Пиксанова, серия "Литературные Памятник", изд-во «Наука», М. 1969 г.)
Это были материалы о том, какие герои (персонажи, действующие лица) являются главными и второстепенными в комедии "Горе от ума" Грибоедова.
Смотрите: Все материалы по комедии "Горе от ума"
3 Комментарии
Чацкий, это отображение клокочущей пустоты большинства дворянской молодёжи, которая многого желает, ничего не умея и ничему не учась. Без него всё прошло бы точно так же, но без лишнего драматизма и герои не выслушали бы много его чуши.
Княгиня Марья Алексевна уж никак не держала в страхе Москву, и совсем уж она не Яковлева М.А. - бабка Герцена, как кто-то предполагал. Марья Алексевна - тётка Чацкого, об этом нам говорит её отчество (мать Чацкого - Анна Алексевна), которая из-за того, что Чацкий А.И. не доверил ей и её мужу (тому самому "дяде", который любил биться затылком при монархе) воспитание Александра. Она очень пристально следила за делами в доме Фамусовых, а потом разносила сплетни по Москве. Именно о ней говорил Молчалин: "Злые языки страшнее пистолета".
Вы извините, но часто ваши выводы совсем не убедительны. Особенно по персонажу Молчалина (в ваших предыдущих комментариях). Это бросает тень и на другие ваши выводы. Наше мнение.
Спасибо, что разрешаете мне иметь собственное мнение, я это усвоил ещё в позапрошлый раз.
Если вы считаете, что под обсуждением комедии "Горе от ума" можно подвести жирную черту, то я не понимаю смысла вашего сайта. Мне казалось, что он служит для обмена мнениями, а не для того, чтобы выразить "одобрямс" единственно правильному.
Вы не возражаете мне, вы отписываетесь, иначе вы привели бы аргументы - меня убеждают только они, а имена - так, звук пустой.